Результаты диагностики уровня адаптации учащихся 5-го класса к новым условиям школьного обучения (2016-2017 учебный год).


Результаты диагностики уровня адаптации учащихся 5-го класса
к новым условиям школьного обучения (2016-2017 учебный год).
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:
– возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
– возросший объем работы как на уроке, так и дома;
– новые требования к оформлению работ;
– необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации — реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:
1) Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
2) Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3) Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4) Соматическая — отклонения в здоровье ребенка.
5) Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное — помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.
Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики.
Вид работы: Диагностика адаптации учащихся к школьному обучению. Выявление школьной дезадаптации в 5-х классах.
Цель: выявить наличие или отсутствие дезадаптации в классе.
МЕТОДЫ: тест «Диагностика уровня школьной тревожности Филипса», анкеты «Чувства к школе», изучение уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой, «Социометрия».
Результаты:
«Диагностика уровня школьной тревожности Филипса»
Цель методики: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой в период адаптации к школьному обучению.
Результаты:

Вывод: достаточно большое количество детей испытывают чувство тревожности, что говорит о не совсем благоприятном течении процесса адаптации в данном классе.
Анализ: из 19 учащихся, с помощью методики диагностики уровня школьной тревожности Филипса выяснилось, что:
У 42 % учащихся - явно выражена общая тревожность в школе;
У 21 % учащихся - явно выражено переживание социального стресса;
У5 % учащихся – явно выражена фрустрация потребности в достижении успеха;
У 26 % учащихся - явно выражен страх самовыражения;
У 58 % учащихся - явно выражен страх ситуации проверки знаний;
У 47 % учащихся - явно выражен страх не соответствовать ожиданиям окружающих;
У 16 % учащихся - явно выражена низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
У 21 % учащихся - явно выражены проблемы и страхи в отношениях с учителями.
1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения — негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Данная методика позволила выяснить у младших подростков, эмоциональное состояние, связанное с различными формами их включения в жизнь школы.
«Чувства к школе»
Цель: диагностика положительных и отрицательных чувств к школе в период адаптации
В результате опроса выявлено, что в 5 классе большинство учащихся испытывают желание приходить вшколу. Число учащихся составило 80% (12 человек). Более наглядно данные представлены в таблице:
Чувства Количество учащихся
Спокойствие, 18
Уверенность в себе 16
Тревога за будущее, желание приходить в школу 15
Радость 14
Благодарность 13
Сомнение 12
Усталость 9
Страх, беспокойство 8
Симпатия к учителям 5
Чувство унижения 4
Неудовлетворенность собой, раздражение 3
Скука, обида 2
Вывод: преобладание положительных чувств над отрицательными в целом по классу может свидетельствовать о благоприятном протекании процесса адаптации.
Анкета «Школьная адаптация»
Цель:изучение уровня мотивации в период адаптации.
Вопрос %
Тебе нравится в школе?
-да
-не очень 84%
16%
Утром, когда просыпаешься, ты с радостью идешь в школу или хочешь остаться дома?
-с радостью
-хочу остаться дома
-бывает по-разному 37%
5%
58%
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу?
-да
не знаю
нет 47%
32%
21%
Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?
-да
-не очень
-нет 16%
53%
32%
Ты бы хотел, чтобы домашнее задание не задавали?
-да
-нет
-не знаю 21%
58%
21%
Ты бы хотел, чтобы в школе остались только одни перемены?
-хотел бы
-не знаю
-не хотел бы 11%
16%
74%
Ты часто рассказываешь о школе своим родителям?
-часто
-редко
-никогда 68%
32%
-
Ты бы хотел, чтобы у тебя были менее строгие учителя?
-не хотел бы
-не знаю
-хотел бы 37%
42%
16%
У тебя в классе много друзей?
-много
-мало 84%
16%
Тебе нравятся твои одноклассники?
-да
-не очень 89%
11%
В связи с этим была построена диаграмма.
Диаграмма «Мотивация»

В результате полученных данных, можно сделать вывод, что большинство 5-классников имеют хорошую школьную мотивацию (42%). Эти дети успешно справляются с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
37% детей положительно относятся к школе, но школа привлекает таких детей скорее внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с одноклассниками, учителями. Им нравится ощущать себя учеником, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.
21% учащихся имеют высокую школьную мотивацию. Эти дети имеют познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предпочитаемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны, ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительную оценку.
Учащихся с низкой мотивацией и негативным отношением к школе нет.
Таким образом, по результатам проведенной диагностики выделилась группа школьников, испытывающих трудности адаптации к обучению в средней школе. Планируется проведение развивающей работы по оказанию психолог-педагогической поддержки учащимся 5 класса в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.
Рекомендации родителям:
Первое условие школьного успеха ребенка - безусловное его принятие, несмотря на те неудачи, с которыми он столкнулся или может столкнуться;
Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, к каждому прожитому им школьному дню;
Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; чаще ставьте себя на его место;
Если ребенок привык к вашему контролю еще с начальной школы, то не стоит сразу ослаблять контроль над учебной деятельностью. Приучайте его к самостоятельности постепенно;
Помните, что основными помощниками родителей в сложных ситуациях является терпение, внимание и понимание.