Программа классного руководителя по профессиональной ориентации обучающихся «Сделай свой выбор» (9-11 классы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
города Моршанска Тамбовской области










«Сделай свой выбор»




программа классного руководителя
по профессиональной ориентации
обучающихся 9-11 классов














II. Информационная карта программы

1
Полное название программы

Программа классного руководителя
по профессиональной ориентации обучающихся
«Сделай свой выбор»

2
Разработчик программы

Артемьева Г.В., классный руководитель 11 «А» класса


3
Адрес организации

393950, Тамбовская область, г. Моршанск,
ул. Пионерская, д.38

4
Цель программы

Актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности

5
Задачи программы

сформировать у обучающихся активную позицию по отношению к выбору будущей профессии;
сформировать у обучающихся знания о мире труда и профессий, требования профессии к личности;
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
научить анализировать свои возможности и способности формированию общественно значимых мотивов выбора профессии;
подготовить к профессиональному самоопределению.

6
Специфика содержания

Система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации

7
Проблема

Низкий уровень осознания выпускниками школы собственного профессионального выбора.

8
Ожидаемый результат

Вовлечённость в реализацию программы 100 % обучающихся 9-11 классов школы и их родителей.
Увеличение готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения по всем вышеперечисленным критериям на конец года.






9
Этапы реализации

I этап – организационный (9 класс)
II этап – основной (10 класс)
III этап – итоговый (11 класс)

10
Участники программы


родители
обучающиеся 9-11 классов
классный руководитель
учителя – предметники
администрация школы
психолог школы
библиотекарь
социальный педагог школы






11
Срок реализации программы

3 года












III. Пояснительная записка
Если вы удачно выберете труд
и вложите в него всю свою душу,
то счастье само отыщет вас. К.Д.Ушинский

Программа классного руководителя по профессиональной ориентации обучающихся «Сделай свой выбор» для обучающихся 9-11 классов МБОУ СОШ №3 разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования. Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы; представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения обучающихся.
Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Молодому человеку легко потеряться в мире существующих профессий, возможностей, ценностей. Юношам и девушкам нужна помощь для того, чтобы найти свой путь, сведя при этом количество ошибок к минимуму. Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в выборе стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушенное физическое и психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса. Для государства – это дополнительные материальные затраты на обучение, переобучение, лечение, ущерб от ошибок и снижение производительности и эффективности труда. С другой стороны, человек, совершивший ошибку в выборе профессии первоначально, может исправить ее в любой период своей жизни. Для этого он должен быть готов к постоянному образованию, саморазвитию и самореализации.
Современная школа и родители должны взять на себя ответственность за предоставление ребенку широких возможностей в поиске себя, изучении и развитии своих способностей, склонностей, формировании адекватной самооценки и уровня притязаний, в развитии способности делать осознанный выбор и добиваться цели.
Внутренний мир каждого ребенка уникален. Нет на свете двух одинаковых людей. Строя свои отношения с учащимися мы должны учитывать данное обстоятельство.


Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:
интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;
быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека;
потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;
умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;
диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;
высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).

АКТУАЛЬНОСТЬ
Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики России в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни. Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.
В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.
В настоящее время школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:

Будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя


Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении


Профессии родителей


Школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься


Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ


Собственный практический опыт профессиональной работы


Примеры и опыт друзей, знакомых


Советы родителей или других родственников


Рекомендации учителей


Уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах


Профильное образование в 9-11-х классах


Интуитивное принятие решений


Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы


Все это неважно, так как всё определяет случай


Престиж профессии в обществе


Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.
На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты.
Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.
Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.
Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.
Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.

ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемая программа профориентации «Сделай свой выбор».

ЦЕЛЬ

Актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности

ЗАДАЧИ

сформировать у обучающихся активную позицию по отношению к выбору будущей профессии;
сформировать у обучающихся знания о мире труда и профессий, требования профессии к личности;
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
научить анализировать свои возможности и способности формированию общественно значимых мотивов выбора профессии;
подготовить к профессиональному самоопределению.

ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ
14-18 лет

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ
3 года (9 -11 классы)

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кадровое обеспечение



Основные направления работы классного руководителя
Выявление интересов и склонностей обучающихся, их способностей.
Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении обучающимися представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных профессиональным становлением.
Развитие ключевых компетентностей, обеспечивающих успешность в выборе будущей профессиональной деятельности.
Групповое и индивидуальное консультирование, соответствующее интересам и способностям, ценностным ориентациям.
Составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность обучающихся.
Организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции.
Ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте обучающегося).
Помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений.
Организует посещение учащимися дней открытых дверей в учебных заведениях.
Организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия.
Оказывает помощь психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения.
Приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии
Проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению.
Организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Способствует развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащегося, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д..
Обеспечивает профориентационную направленность уроков, формирует у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки.
Способствует формированию у обучающихся адекватной самооценки.
Проводит наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся.
Адаптирует учебные программы.

Заместитель директора по УВР (администрация), как координатор профориентационной работы в школе, реализует следующие направления:
выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения учащихся с целью согласования и координации их деятельности;
поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся;
планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определения индивидуальной образовательной траектории;
проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения обучающихся;
организация летней трудовой практики;
организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
организация системы повышения квалификации классных руководителей , учителей-предметников, школьного педагога - психолога по проблеме самоопределения учащихся;
осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
организация и контроль занятий учащихся в сетевых элективных курсах и профильного обучения;

Библиотекарь:
регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (экономика, менеджмент, маркетинг, юриспруденция, педагогика, национальная безопасность, техника, производство, информационная техника и технологии, медицина, транспорт, строительство, торговля, сервис, искусство и т.д.).

Социальный педагог:
способствует формированию у обучающихся группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог - психолог:
изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;
осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

Медицинский работник:
способствует формированию у обучающихся установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;
проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
оказывает помощь классному руководителю, психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Взаимодействие классного руководителя

с педагогами-предметниками:
совместно вырабатываются общие педагогические требования и подходы к учащимся в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения;
классный руководитель представляет интересы своих воспитанников в педагогическом совете;
привлекает педагогов к работе с родителями;
способствует включению обучающихся в систему работы по специальным и общеобразовательным предметам: предметные кружки, факультативы, выпуск газет, тематические программы, конкурсы, проекты и другие мероприятия.
с педагогом - организатором:
классный руководитель согласует деятельность педагога-организатора с планом своей воспитательной работы;
привлекает педагога-организатора к проведению мероприятий внутри группы, организуя участие обучающихся;
активное взаимодействие сторон по вопросам организации досуговых и каникулярных мероприятиях;
при поддержке педагога-организатора классный руководитель привлекает к своей работе представителей культуры, спорта, общественность.
с психологом:
классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум;
координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку;
анализирует развитие коллектива группы, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников;
координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности коллектива студентов, как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.
с библиотекарем:
классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся,
способствует формированию у них отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.
с медицинскими работниками образовательного учреждения:
классный руководитель заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медработников.
с семьей:
работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах воспитанника;
формирование общих подходов к воспитанию;
совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей;
организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии самостоятельного гражданина.
привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию психологического и эмоционального комфорта обучающегося в стенах этого учреждения и за его пределами;
координирует усилия по образованию и самообразованию воспитанни