Создание образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.


Создание образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал.
На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития…
нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…
Кофи Аннан, 1998
Право на образование является важнейшим социально-культурнымправом человека, поскольку образование – это сфера жизни общества, которая внаибольшей степени может повлиять на развитие человека.
Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, на образование.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей.
Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), Законе 273 -ФЗ "Об образовании в РФ", "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990),   N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Особую актуальность реализация права на образование детей–инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов. В статье 24 «Образование» Конвенции говорится, что государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:
а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;
b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;
с) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.
Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.
В последние годы наблюдается тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа или коорекционные школы, а воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. Это желание родителейзакреплено законодательно.
Дети с особыми образовательными потребностями - новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с ограниченными возможностями здоровья, новое отношение к ним.
Новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей. Термин "дети с особыми образовательными потребностями" используется как в широком социальном, так и в научном контексте.
В связи с новыми введениями, люди в т.ч. и педагоги стали задавать вопрос: «Зачем заниматься с детьми c особыми образовательными потребностями?» Этот вопрос звучит часто, хотя не всегда его произносят вслух: «Зачем тратить время на таких детей, которых все равно почти ничему не научишь, в то время как в нашей стране и здоровый ребенок многого лишен?» Можно привести много объяснений, зачем надо заниматься с такими детьми, но еще лучше повернуть этот вопрос другим концом и спросить так: «Какое мы имеем право этого не делать?»
Наш ответ зависит от того, исходим мы из веры в ценность личности или нет. Вообще, терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья — показатель здоровья общества. Само общество тем полноценнее, чем шире оно предоставляет возможности для самореализации любому его члену. Так что забота о детях с особыми образовательными потребностями, строит лучший мир вокруг нас самих, и мы это делаем, в конце концов, для себя.
Зачем это нужно самим детям с ограниченными возможностями здоровья?
Во-первых, все прогнозы о способностях или неспособностях такого ребенка неточны, часто на самом деле неизвестно, чего от него можно ожидать. Но зато вполне очевидно: чем меньше от него ожидают, тем меньшего он достигает. Поэтому изначальная установка, что не стоит этих детей учить, может оказаться неверной. Поставленный диагноз как клеймо на всю жизнь, он лишает ребенка возможности ощущать все богатство жизни.
Во-вторых, когда процесс обучения не сводится лишь к получению интеллектуальных знаний, а расширяет представления о себе и окружающем мире, это позволяет ребенку вписаться в это самое общество, что в сто крат важнее, чем просто знания.
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов.
Чаще не болезнь создаёт ограничения деятельности, а условия жизни, которые может предложить общество (правительство) людям с ограниченными возможностями. Условия равных возможностей достижимо лишь в том обществе, где инвалидность рассматривается через социальную концепцию, где отсутствует дискриминация инвалидов словами и действиями здоровых людей.
Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными.
Усилиями государства в 1990-х — 2000-х гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа образования, получившего название- инклюзивное образование.
Инклюзивное образование – один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью.
Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Выделяют восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.
Между обычными детьми и детьми-инвалидами складываются вполне прочные и длительные дружеские отношения. Ученики чувствуют себя более комфортно и не боятся общаться с детьми, которые отличаются от них. Они на другом уровне общаются со своими сверстниками-инвалидами. Инклюзивный класс — это место, где дети с инвалидностью и без инвалидности находятся в атмосфере доброжелательности, справедливости и терпимости.
В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка, с учётом их особенностей.
Создание образовательной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в системе дополнительного образования направлено на воспитание и социализацию личности ребенка, выявление, развитие и поддержание творческих способностей, на укрепление психического и физического здоровья.
Одной из задач работы «ДДиЮ пгт Тымовское», является: совершенствование образовательного процесса за счёт внедрения форм инклюзивного образования.
Для решения данных задач в ДДиЮ работают 18 объединений.
Работа объединений в ДДиЮ пгт Тымовское строится по следующим направлениям: художественно-эстетическое, туристско–краеведческое, социально-педагогическое, техническое, физкультурно-спортивное.
Данные объединения ориентированы на социальную адаптацию
учащихся с ОВЗ, реализуя целый комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня духовного и интеллектуального развития, раскрытие творческих возможностей ребенка, на сохранение и укрепление его здоровья, на овладение им необходимыми умениями, навыками по самообслуживанию, приобщению к культурным ценностям, расширению круга общения и обогащению социального опыта. В ходе посещения объединений ребята учатся общаться правильно, избегая конфликтных ситуаций, они учатся работать командой, понимая важность и неоценимую пользу каждого. Это является первой ступенькой к осознанию себя в коллективе и коллектива для себя. Такие объединения необходимы, потому что, как показывает практика, дети с ОВЗ не всегда могут при выходе из школы организовать свой быт, трудно им определиться и с выбором будущей профессии. Причина тому чрезмерная опека со стороны взрослых, отсутствие собственного жизненного опыта, умения оценить свои возможности.
При организации работы объединений с детьми с ОВЗ в ДДиЮ пгт Тымовское учитываются следующие условия:
индивидуальные особенности ребенка;
место и организация работы должно быть комфортным для ребенка;
ребенок имеет право выбирать вид работы и осуществлять ее в индивидуальном темпе;
учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательная деятельность планируется так, чтобы ребенок мог сразу увидеть результат свого труда;
не используются требования, принуждение, указания, команды;
исключается любая критика и оценивание действий и поведения ребенка;
ребенок вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, заменив их
другими.
Педагоги объединений изучают личность каждого ребенка, его возможности, консультируется с тьютором, определяет пути коррекции при работе с каждым ребенком, выбирая индивидуальные направления коррекционной работы. Так основными коррекционными направлениями в работе объединений являются: социальная адаптация, разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, развитие познавательных интересов, коммуникативных навыков, сенсорное развитие, в процессе которого развиваются все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное), развитие мыслительных процессов (сравнение, анализ, обобщение),развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности (мелкой моторики, развитие любознательности, воображения, расширения запаса знаний и представлений об окружающем мире), развитие пространственной ориентации, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности.
Учащиеся с ОВЗ учатся работать по инструкции, плану, индивидуальному маршруту. В результате формируются навыки самоконтроля и самоанализа выполненной работы.
При работе с детьми с ОВЗ педагоги могут увеличивать время, отведенное на усвоение отдельных тем, которые не поддаются пониманию, облегчают выполнение какого-либо изделия, уделяют больше времени техники выполнения предложенного изделия, не поторапливают детей, а следуют их темпу.
На занятиях используют и помощь детей, которые успешно справляются с программой. Такая совместная работа благоприятно влияет на обеих учеников. Дети учатся общаться, работать в паре, оказывать и принимать помощь со стороны. Развитие позитивных межличностных отношений не является спонтанным процессом, это также выступает предметом специальной работы педагогов.
Ребенок с нарушениями развития, может осваивать дополнительную образовательную программу (единую для всех), что является важным условием его включения в жизнедеятельность детского коллектива. При необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от особенностей, глубины дефекта и возможностей ребенка.
Если ребенок не будет усваивать программу со всеми вместе, то у него может пропасть интерес к занятиям. Он постоянно будет придумывать причины, по которым он мог бы не посещать объединение, потому что сказать правду: «У меня не получается, поэтому я не хочу ходить», он не может по ряду причин. Во избежание такого поворота, важно создавать каждому ребенку «ситуацию успеха», оказывать ему положительную поддержку, поощрять при всей группе его малейшие достижения. «Возродить» интерес ребенка к занятиям намного сложнее, чем поддерживать, заинтересовывая каждый раз новым, ранее незнакомым для него.
Дети с ОВЗ очень болезненно реагируют на порицание, поэтому этот метод педагогического воздействия не используется. Но надо понимать и тот факт, что постоянно повторяющаяся ошибка может перерасти в неправильно сформированный навык. В связи с этим иногда очень важно указать на серьезный недочет при выполнении работы, который может привести к повторению и закреплению данного вида ошибок. Сделать это надо ненавязчиво, подводя ребенка самого к пониманию проблемы. В этом случае можно предложить ему проанализировать, что не получилось и почему не получилось, что надо сделать, чтобы в следующий раз получилось лучше. В конце такого анализа важно уверить ребенка в том, что в следующий раз он обязательно справится с предложенным заданием, и у него получится лучше, чем сегодня.
Ребенок с ОВЗ должен понимать, что все в его руках, что нет проблемы, которую нельзя было бы не решить.
В ходе выполнения какого - либо задания ребенок должен осознавать, что от него требуется, каков итог его работы, чему он сегодня научится, и для чего это нужно. Должна быть четко сформулирована цель, к которой ребенок будет стремиться, шаг за шагом выполняя задания.
Практика организации дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в ДДиЮ пгт Тымовское показала, что при учете всех перечисленных условий, учащиеся с интересом посещают объединения, приобретают жизненный опыт, овладевают разными видами художественно - эстетической деятельности. В ДДиЮ ребята рисуют, плетут макраме, вышивают, в т.ч. лентами сложные сюжетные картины. Они постоянные участники и победители различных выставок и конкурсов.
Таким образом, создавая образовательную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, мы способствуем развитию у них коммуникативных навыков, стимулированию развития самостоятельности, инициативности и активности, выявлению, поддержанию и развитию творческих способностей, воспитанию нравственности и эстетического восприятия. Ребята, активно посещающие объединения, лучше усваивают программный материал в общеобразовательной школе, повышается мотивация. Учащиеся более уверенно могут определиться с выбором профессии. Такие дети более коммуникабельны, могут эффективно и самостоятельно организовать свою познавательную деятельность. Правильно организованное дополнительное образование с детьми с ОВЗ обеспечивает успешную интеграцию и социализацию их в обществе.