ФОРМИРОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯСтатья

ФОРМИРОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Ю.А.Бастракова

МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 22, г. Тамбов, Россия
(e-mail: julka1964@mail.ru)



В современных социально-экономических условиях образовательные учреждения пытаются выйти на новые пути своего развития, вырастить молодое поколение физически здоровым и крепким, с одной стороны, а с другой - дать ему необходимый объем знаний и умений. В этой связи образование оценивается как фактор переустройства общества, источник общественных нововведений, это справедливо в отношении детей школьного возраста различных возрастных групп и уровней здоровья.
Отсюда стремление выявить потенциал, внутренние резервы образовательной системы, отыскать возможности активизации в ней инновационных процессов, направленные в первую очередь на достижение основных целей образовательного процесса.
Сегодня явственно ощущается необходимость переоценки концептуальных и практических вопросов структурообразующих элементов, связанных с установлением приоритетов в области обучения и воспитания, детского здоровья, в целях их соответствия возможностям и потребностям современного общества. Поиски обновления идут в русле разработки вариативности образования, создания различных педагогических технологий, ухода от стандартных схем действия.
Важной составляющей нашего исследования является характеристика образовательной среды. В исследованиях Н.А. Агаджаняна, В.Ф. Базарного, З.И. Тюмасеевой сама среда определяется как природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека.
Они выделяют три составляющие ее фактора: макрофакторы среды - объекты, явления, отношения, обстоятельства, оказывающие влияние на жизнедеятельность больших групп людей, проживающих в разных странах (граждан определенных государств), а, следовательно, на жизнедеятельность и развитие каждого человека; мезофакторы среды - условия и обстоятельства жизнедеятельности человека и социальной группы, к которой он принадлежит, идеологические и духовно-нравственные отношения, моральные нормы и ценности, принятые в данном человеческом сообществе; микрофакторы среды - материально-бытовые условия жизни человека, его ближайшее социальное окружение.
«Среда - решающий фактор образования и воспитания», - утверждает в своем исследовании В.В. Кривых (2010). В современной педагогике содержание понятия среды складывается из предметно-пространственного окружения, из социально-поведенческого окружения, из событийного и информационного окружения, всего, что содействует формированию образа жизни ребенка и служит основанием для последующего взаимодействия с ней, оценке ее и выстраивания собственного поведения в этом представленном в сознании ребенка мире.
Образовательная среда, в которой происходит формирование стиля мышления, поведения, общения, деятельности каждого нового поколения, с одной стороны, является отражением объективной пространственно-временной реальности, а с другой - тесно связана с субъективными факторами - установками и концепциями образования, ориентированными на социальные условия. Если расширить пространственное окружение членов школьного коллектива валеологией, этикой, гигиеной питания, знаниями о своем организме, о влиянии на него двигательных нагрузок, то можно было бы говорить о формировании здоровьесберегаемой среды.
Центральными категориями научного осмысления процесса формирования здоровьесберегающей образовательной среды в образовательных учреждениях различного типа выступают «здоровье» и «образование». От того, как трактуются данные понятия, зависит многое в последующем анализе практической деятельности педагогов.
А.Я. Иванюшкин предлагает три уровня описания ценности здоровья: биологический - изначальное здоровье, предполагающее совершенствование регуляции организма, гармонии физиологических процессов и, как следствие, максимум адаптации; социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения индивида к миру; личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, но скорее отрицание ее в смысле преодоления.
Исходя из задач нашего исследования, особо следует прислушаться к мнению И.И. Брехмана, который считает, что здоровье следует рассматривать как процесс адаптации, как автономную и культурно очерченную реакцию на социально созданную реальность. Здоровье он определяет, как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений качественных и количественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.
По мнению Н.А. Агаджаняна, в основе укрепления здоровья ребенка, не зависимо от уровня его психосоматического состояния, в современной школе должен лежать здравосберегающий механизм. Он базируется на адаптивных реакциях организма, но направлены они не столько на сохранение, сколько на увеличение адаптационных ресурсов и резервов здоровья. Такого рода реакции возникают под воздействием «физиологического», «тренирующего» стресса и выражаются в морфофункциональных преобразованиях («функциональная индукция избыточного анаболизма»), обеспечивающих спиралевидный переход организма на новый, более высокий уровень адаптационных возможностей (И.А. Аршавский, 1993, В.К. Бальсевич, 2010, Л.И. Лубышева, 2014).
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна, она обусловлена спецификой современной образовательной системы.
При этом, доступное качественное образование по-прежнему недоступно для большинства детей-инвалидов. В России около 34 тыс. детей и подростков с ограниченными возможностями обучается на дому.
Выходом в сложившейся ситуации является дистанционное обучение – обучение, позволяющее каждому ребенку с ограниченными физическими возможностями найти оптимальный для себя способ получения образования. Дети занимаются по удобному для них расписанию и в удобном для него темпе.
Включение в систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью технологий дистанционного обучения позволяет не только повысить качество образования, но и дает детям-инвалидам возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети. Естественно, это содействует интеграции в социум посредством Интернет технологий, дает возможность ребятам реализовать себя.
Создание условий для реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных задач развития образования на современном этапе. В образовательном пространстве создаются все условия для обучения и воспитания таких детей. И не просто условия, а вариативные условия для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом или психическом развитии.
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
Все это и определило основные задачи в области сохранения и укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями в процессе их дистанционного обучения, т.е. в области формирования вируальной здоровьесберегающей образовательной среды:
- разработка инновационной здоровьесберегающей образовательной сети. Данная сеть (структура) объединяет принципиально различные по функциям учреждения и ведомства, имеющие отношение к проблематике здоровья человека (на начальных этапах это детский сад, начальная школа);
- разработка образовательных программ по социально-педагогической адаптации детей различных групп здоровья в целях устранения неблагоприятного воздействия негативных факторов, воздействующих на состояние здоровья детского населения и способствующих распространению социально обусловленных заболеваний;
- использование образовательных здоровьесберегающих методик и технологий информационно-просветительского характера, оздоровительных технологий и технологии профилактики.
Важно не только обучить навыкам здоровьесбережения данную категорию детей в процессе обучения, но и научить детей заботиться о собственном здоровье: формировать установки на здоровый образ жизни, нетерпимость и умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Программа формирования навыков здорового и безопасного образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе дистанционного образования сформирована нами с учётом ряда факторов, оказывающих существенное влияние на уровень здоровья данной категории детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательном процессе, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков в процессе обучения;
- активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся школьников с ограниченными возможностями к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с опытом «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы);
- неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).
В ходе дистанционного обучения решались практические задачи формирования навыков здорового и безопасного образа жизни в процессе общего образования.
1. Сформировать у обучающихся средних и старших классов:
- представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- представление о рациональной организации режима дня, учёбы, отдыха, двигательной активности;
- умения составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- установку на здоровое питание, его режим, структуру, полезные продукты;
- представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах, влияющих на здоровье (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления, стрессовые ситуации при взаимодействии с окружающими и т.д.) о существовании и причинах возникновения различного вида зависимостей и их пагубном влиянии на здоровье;
- представление о позитивных и негативных эмоциях, влияющих на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанными с особенностями роста, развития и состояния здоровья.
2. Научить осознанно, выбирать поступки, поведение, позволяющее сохранять и укреплять здоровье, сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья, прививать им умения противостоять вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя и психоактивных веществ.
3. Создать методические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья.
Особенностью нашей деятельности является то, что основная масса детей c ограниченными возможностями обучается дистанционно в режиме on-line В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью для обучения в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получить образование по индивидуальной траектории в соответствии с принципами открытого образования Дистанционное образование призвано реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации.
Изучив особенности дистанционного обучения детей-инвалидов в системе общего образования, мы пришли к выводу, что практических электронных учебников очень мало. Сухие, скудные информационные статьи этих учебников не соответствуют психологическим особенностям ребенка, обучающегося в ограниченном (домашнем) пространстве, когда он лишен общения со сверстниками, общения с внешним миром. Поэтому мы стали разрабатывать электронные занятия по биологии, пользователь ПК с учетом всех этих особенностей.
Знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные у ребят в процессе изучения курса биологии, пригодятся в процессе дальнейшего дистанционного обучения через Интернет, в реализации учебных проектов, исследовательской деятельности по другим предметам, и будут востребованы в последующем профессиональном обучении. После прохождения компьютерной грамоты каждому из ребят был создан электронный ящик, и дальнейшее обучение уже происходит дистанционно.
Особенность педагогического процесса с использованием дистанционных технологий состоит в том, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, «центр тяжести» постепенно переносится на обучающегося, который активно строит свой учебный процесс. Важная функция преподавателя – поддержать обучающегося в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в море учебной информации.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него ритме; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины, той или иной темы, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости.
Дистанционное обучение данной категории детей дает возможность свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Поисковые системы позволяют быстро найти нужные методические и дидактические материалы, что помогает освоить учебный курс в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок с ограниченными возможностями здоровья перестает быть ограниченным в пространстве, - у него появляется связь буквально со всем миром.
Он может учиться, не выходя из дома и в удобное время, имеет доступ к различным источникам информации, электронным справочникам, библиотекам и словарям, удаленным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через сеть Интернет. У ребенка появляется возможность пользоваться обширными электронными информационными фондами, увеличиваются способы доступа к ним, расширяется его информационно-познавательное поле, позволяющее поддерживать мотивацию и интерес к учебе, а также способствует его интеллектуальному развитию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются не пассивными «потребителями» знаний, а выступают в качестве активных участников образовательного процесса, приобретают опыт межличностного взаимодействия. Специфика сетевого общения как особого вида коммуникации способствует тому, что возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем, либо уменьшается их значимость.
Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний, физические же недостатки отходят на второй план. Вследствие этого включение ребенка-инвалида в виртуальное сообщество позволяет ему осознать себя как субъекта деятельности в информационном образовательном пространстве, способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала и формированию «жизненной компетентности».
Активно общаясь в сети ребенок с ограниченными возможностями не должен забывать о том, что он должен таким образом составить свой режим дня, чтобы в нем оставалось место и отдыху и прогулкам и посильным занятиям физическим упражнениям и спортом.
Образ жизни - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации. Поэтому формирование навыков здоровый образ жизни - это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия.
Это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты.
Следует подчеркнуть, что основные составляющие здорового образа жизни носят общий характер. В то же время, это динамичная система поведения человека, основанная на знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье, и это постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей.






15