Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья


Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы в нашей стране, к счастью, все большее внимание уделяется образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
 Сегодня принято говорить не «дети-инвалиды», а «другие дети», «особые дети», несколько сглаживая первые впечатления… Словосочетание поменялось, а вот его значение – нет. «Другие» дети существуют: они живут рядом с нами, растут, учатся, взрослеют и отличаются от нас только физическими ограничениями и своим отношением к жизни.   Таким деткам предстоит не только вырасти и  получить достойное образование, но и справиться с равнодушием общества, что намного труднее.   
  Именно поэтому сегодня так  остро стоит проблема обучения и социализации «особых» детей.  И в чём же состоит роль дополнительного образования  в работе с «особыми» детьми?  
Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.
Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса. Так, у меня занималась девочка по программе «Мягкая игрушка» и после окончания школы поступила в профтехучилище по специальности «Ремонт и обслуживание швейного оборудования», в данный момент работает на фабрике «Элегант».
Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса (медиков, психиаторов, дефектологов, педагогов).
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию детей с ОВЗ.
Занятие декоративно – прикладным творчеством непосредственно связано с психическими функциями воспитанников: зрением, движением, координацией, речью, мышлением.
Для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья были подобраны занятия по изготовлению мягкой игрушки - для старшего возраста и ручному труду для младшего возраста. Данные занятия развивают мелкую моторику, позволяют корректировать работу с мышечным тонусом кисти рук, развивают творческую направленность, творческое мышление, воображение, коммуникативные навыки, способствуют формированию адекватной самооценки, умению найти способ изображения и оформления предмета.
Индивидуальные занятия проводятся на дому по месту проживания ребенка. Если состояние ребёнка позволяет проводить занятия вне дома, то для их проведения в образовательном учреждении выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям.
Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу (всего- 72 часа в год).
Сегодня я хочу остановиться на работе с аутичным ребёнком.
Аутизм-это нарушение психического развития, которое характеризуется расстройствами моторики и речи и приводит к нарушению социального взаимодействия.
Это заболевание оказывает сильное влияние на раннее развитие ребенка и на всю жизнь человека в дальнейшем. Не существует медицинских анализов, которые смогли бы диагностировать аутизм. Только наблюдая за поведением ребенка и его общением с окружающими можно поставить диагноз «аутизм».
Дети, страдающие аутизмом, не желают заводить друзей. Предпочтение такие дети отдают одиночеству, а не играм со сверстниками. У аутистов медленно развивается речь, они часто вместо слов используют жесты и не отвечают на улыбки. Аутизмом приблизительно в четыре раза чаще страдают мальчики. Заболевание это встречается довольно часто (5-20 случаев на 10000 детей).
Я работаю с ребёнком аутистом второй год. Перый год был очень сложным,
т. к. построение коррекционных занятий с аутичными детьми, особенно в самом начале работы, отличается от занятий с детьми, имеющими другие нарушения развития. В случаях раннего детского аутизма признанные эффективными приемы обучения часто отказываются работать. Можно утверждать, что работа с аутичным ребенком требует совершенно особого подхода.
Помимо учета индивидуальных особенностей ребенка потребуется и постоянный педагогический поиск. Можно заранее составить план предстоящего занятия, однако действовать в большинстве случаев все же придется в зависимости от ситуации, желаний и настроения ребенка в данный момент. На этапе налаживания с ним контакта не рекомендуется настаивать на проведении конкретных игр, занятий. Будьте более чутки к его реакциям, и вы увидите, что зачастую он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна. Порой стоит принять такое предложение ребенка, не забывая, конечно, о целях работы. Если вы пойдете по этому пути, через некоторое время он будет видеть в вас союзника, компаньона, станет по-настоящему доверять вам.
Поведение ребенка во время занятия может быть самым разным. Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет в данный конкретный момент, и помочь ему выйти из состояния дискомфорта.
Все, что происходит на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации, представляя их в положительном свете.
Сенсорная игра как возможность установления контакта  с аутичным ребенком
Трудности в работе с аутичным ребенком возникают у педагога уже при первом знакомстве. Обычной оказывается ситуация, когда ребенок либо не обращает внимания на присутствие нового взрослого, либо становится напряженным и агрессивным. К такой его реакции необходимо быть готовым заранее. При этом следует четко представлять психологические причины подобного поведения. А причина в том, что появление незнакомого человека привносит в жизнь аутичного ребенка элемент неизвестности, который вызывает у него чувство дискомфорта и страха. Ему потребуется время, чтобы освоиться в новых условиях, привыкнуть к педагогу. Чтобы завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт, без которого невозможно проведение коррекционных мероприятий, я предлагаю проводить сенсорные игры.
Сенсорными мы условно называем игры, основная цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. Целесообразность проведения с аутичным ребенком таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для него особую значимость. А если удается связать приятное переживание, которое возникает у аутичного ребенка при получении нового сенсорного ощущения, с образом конкретного человека, он проникается к нему доверием, начинает видеть в нем союзника. В этом случае можно говорить об установлении эмоционального контакта.
Я использовала: игры с крупами.
Приготовьте следующие крупы — гречку, горох, манную крупу, фасоль,рис. Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да? На следующих занятиях можно использовать другие игры.
Спрячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите. Пересыпьте крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной емкости в другую. Пересыпайте в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.
Если ребенок захочет рассыпать крупу — пусть это будет «дождь» или «град». По рассыпанной на полу крупе можно походить в носочках. Можно посыпать крупу на руку, шейку или голую спинку ребенка, если он позволит.
Приготовьте еду: насыпьте в кастрюльку из набора кукольной посуды небольшое количество манной крупы, добавьте воды и перемешайте — так, как будто вы «варите кашку» для куклы. А если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, то получится «шоколад с орехами».
А затем делаем картинку в посыпной технике из манной крупы. Причём делали и из ранее покрашенной крупы и из белой, а затем раскрашивали краской.
Природный материал – кладовая для развития детского творчества.
Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Изготовление поделок расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику, согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность.
Этот вид ручного труда способствует не только моторному, но и умственному развитию ребенка. Для изготовления поделок можно использовать: шишки, хвою, орехи, каштан, желуди, кору, старые ветки, корни, листья, семена деревьев, цветов, овощей, шиповника и рябины, мак, солому, траву, мох, птичьи перья, ракушки. Например, мы делали ёжика из шишки, с использованием пластилина.
Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом).
Приготовьте один брусок пластилина и покажите ребенку основные приемы лепки — отщипывание, скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колбасок движениями вперед-назад (на плоскости стола или между ладонями), разрезание бруска на более мелкие кусочки при помощи стеки.Предложите ребенку выполнить эти приемы самостоятельно (сначала действуйте руками ребенка, если он не станет сопротивляться). Когда ребенок усвоит эти несложные умения, можно приступать к лепке из пластилина разных цветов.
Мы использовали рисование пластилином. На листе белого картона нарисуйте рисунок, например, цветок с листочками. Отщипываем и скатываем маленький шарик пластилина красного (или другого цвета по желанию ребёнка), накладываем на край лепестка цветочка и размазываем по всей длинне лепестка, как бы раскрашивая лепесток пластилином. Также делаем остальные лепестки, затем листочки - зелёным пластилином, серединку цветка - жёлтым. Стеком рисуем прожилки на листочках и лепестках. Затем выбираем более сложные картинки. Однако следует учесть, что использование пластичных материалов в работе с аутичным ребёнком может быть осложнено из за его повышенной брезгливости. Так, он может с отвращением отшвырнуть пластилин, если тот сильно пачкает руки или неприятно пахнет. И всё же опыт показывает, что если пробовать, предлагая ребёнку различные материалы и разные виды одного и того же материала, удаётся найти такой, который ему понравиться.
Работа с бумагой
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Детей привлекает внимание делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, оформлении к праздникам. Любимые игрушки для детей – лодочки, кораблики, самолетики, вертолетики, шапочки. Дети испытывают удивление и радость, когда сделанная самостоятельно или вместе со взрослыми игрушка действует: кораблик плывет по ручейку, змей взлетает ввысь. Работа с бумагой, ножницами, клеем требует: ручной умелости, ловкости, аккуратности, художественного вкуса и воображения. Дети учатся пользоваться материалами, учатся планировать и оценивать работу.
Ребёнок, обучающиеся первый год – обводит детали по трафарету карандашом, и только к концу второго года старается выполнить задание по точкам самостоятельно. В работе с бумагой я использую такие техники, как аппликация из геометрических фигур, обрывная техника, оригами, аппликация из салфеток.
Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои способности и оказали поддержку, как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются. Ребенок, пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.
Данный опыт может быть использован любым учреждением дополнительного образования детей, в котором есть заказ на образовательную деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья и возможность реализации адаптированной дополнительной образовательной программы для этих детей. Материалы опыта могут быть полезны в работе педагогов центров развития детей, во внеурочной деятельности учителей общеобразовательных школ, на занятиях прикладного творчества в медико-реабилитационных центрах, Домах ребёнка, при подготовке к школе.