Конституция страны — закон нашей жизни. Государственные символы России


Конституция страны — закон нашей жизни.
Государственные символы России
Цель: познакомить учащихся в доступной форме с Конституцией, с основными правами и обязанностями граждан и символами Российской Федерации.
Задачи:
Обучающая: формирование представления о том, что такое Конституция, о правах и обязанностях и их роли в жизни людей;
Развивающая: развитие познавательных способностей;
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к Конституции и её нормам, формирование гражданской позиции
Оборудование: мультимедиа, карта России, запись гимна, плакаты с государственной символикой РФ; презентация «Конституция страны – закон нашей жизни. Государственные символы России»
Ход мероприятия
Учащиеся делятся на 4 команды «Правознайки», «Законознайки», «Всезнайки», «Россияне»
1. Вступительное слово учителя:
-Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия, Российская Федерация)
Слайд 2
Нет края на свете красивей,Нет Родины в мире светлей!Россия, Россия, Россия, –Что может быть сердцу милей?Кто был тебе равен по силе?Терпел пораженья любой!Россия, Россия, Россия, –Мы в горе и счастье – с тобой!Россия! Как Синюю птицу,Тебя бережём мы и чтим,А если нарушат границу,Мы грудью тебя защитим!И если бы нас вдруг спросили:«А чем дорога вам страна?»– Да тем, что для всех нас Россия,Как мама родная, – одна!
Есть много слов, но среди них есть самые дорогие, родные. Назовите эти слова… (ученики называют слова)
- Да, правильно. А что мы зовём Родиной?
(слайд 3 - 4)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём!
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём!
Что мы Родиной зовём?
Наши праздники и песни, Поле с тонким колоском, Тёплый вечер за окном.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множеств таких маленьких родных уголков состоит наша большая общая великая Родина. А как называется наша малая родина, наше родное село?
(слайд 5 - 6)
Мой край родной, моё село!
Да, да село моё родное!
Тобою любоваться я могу подолгу.
Я не скрою, люблю твои леса, поля,
Ну а милей всего мне речка.
Ещё люблю на буровой
Я покупаться в летний вечер.
Всё мило мне в тебе село!
Мой край родной! Моя Отчизна!
2. Учитель: На сегодняшнем мероприятии мы с Вами должны понять: что же такое конституция? Для чего она нам нужна? Каковы наши основные права и обязанности, какие символы у нашей страны?
Итак, начинаем наше путешествие!
2. «Что такое конституция и для чего она нужна» (слайд 7- 15)
Учитель: Ребята, уже давным-давно, ещё тысячи лет назад, когда на Земле появились люди, они оказались вынуждены решать очень важные вопросы. Среди них были и такие:
Что могут делать люди, а что не могут?
Что они обязаны делать, а что не обязаны?
На что они имеют право, а на что нет?
Без ответа на эти вопросы жизнь людей была неорганизованной. В ней каждый мог творить то, что хотел, не считаясь с другими. И те отвечали ему тем же. Жизнь людей представлялась как хаос, в котором не были определены правила жизни, права и обязанности людей.
Роль организатора жизни общества приняло на себя государство. Оно стало регулировать жизнь людей, используя для этого законы.
Вопрос к учащимся: Как вы понимаете значение слова «закон»? (ответы детей)
Ученик читает стих:
Много, много лет назад,
 Как нам люди говорят,
 Был придуман Он -
 Конституции Закон,
 И с тех пор за годом год
 Его чествует народ,
 За мораль и за порядок,
 И не страшен нам упадок,
 Кто законы соблюдает,
 Тот, конечно, уважает
 Конституцию, страну,
 Родину свою одну!
-Для чего человеку нужна Конституция? (ответы детей)
Учитель обобщает: Для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, т.ё. ощущать себя сё гражданином с определенными правами и обязанностями. Конституцию своего Отечества следует знать и глубоко уважать. Благодаря знанию Конституции приобщаемся к богатейшему наследию предков, понимаем неповторимость родной страны, формируется чувство уважения, гордости за достижения своей страны, любви к Отечеству.
- Что записано в Конституции? (Ответы детей.)
- Сегодня мы познакомимся только со второй главой Конституции нашей страны (а всего их 9). Она называется: «Права и свободы человека и гражданина».
Действующая Конституция РФ принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г., а с 19 сентября 1994 этот праздник стал государственным. Конституция РФ состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти
В Конституции РФ записаны наши права, свободы и обязанности.
По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь.
Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд
Наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести.
По этому закону все права и свободы, данные нам государством, не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан.
Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем права вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.
Также у каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции.
Согласно статье 82 Конституции РФ при вступлении в должность Президент РФ приносит народу следующую присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу". Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Для детей информация о Конституции РФ доступно изложена в специальном справочнике для школьника. Его легко можно найти в интернете.
Ученик: Права ребёнка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Какие свои права и обязанности вы знаете? Перечислите.
3. « Государственные символы Российской Федерации»
Учитель: А знаете, с чего начинается Конституция? (слайд 16 – 18)
На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.  А как нужно слушать гимны? (Стоя)
Ученик: Что такое гимн вообще?Песня главная в стране!В гимне российском есть такие слова:«Россия – любимая наша страна».Россией гордимся, России верны,И нету на свете лучше страны.Гимн слушаем стоя и молча всегда:Его нам включают в момент торжества!
Прослушаем гимн нашей страны. (Исполнение гимна)
2 символ –Герб (слайд 19 – 20)
Ученик:
Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард. Орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный,
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
То хищный зверь, птица злая,
Подобье потеряв своё,
Сжимает в лапах, угрожая,
Разящий меч или копьё.
Везде орёл, везде с ним слава!
Везде он гордый, впереди-
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди…
Учитель: Российская эмблема воспринимается однозначно: орёл – царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества и проницательности. Необъятная Россия расположена и в Европе и в Азии. Поэтому одна голова смотрит на восток, другая – на запад при едином теле – едином направлении.
Орел символизирует собой незыблемость и верность православия с  древней поры. Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.
Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трёх дружеских народов  - русских, украинцев и белорусов.
Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии. Которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.
Задание: из фрагментов собрать герб.
3 символ: Флаг (21 - 22)
Ученик: Белый цвет – берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
Учитель: На Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый - благородство, откровенность. Синий – верность, честность, безупречность, целомудрие, красный – мужество, смелость, великодушие, любовь.
Позже этим полосам придали значение содружества трёх восточных народов - белорусов, украинцев и русских.
Государственные флаги развиваются над теми зданиями, где работают главы государств, их поднимают в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. В праздничные дни флагами украшают улицы городов и сел.
Задание: расскрась флаг
Вывод. Государственные символы России должен знать и уважать каждый. Вы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти символы величия и могущества России достались вам от предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от вас.
4. Вспомним государственные праздники» (слайд 26 - 27)
 О каких праздниках, которые упоминаются в конституции, напоминают нам эти строки, дополнительный бал получит тот, кто назовёт праздники, которые отсутствует в конституции.
1.С транспарантами, шарами
Дружными идем рядами.
С нами вся администрация —
Все пришли на демонстрацию.
Ну-ка, песню запевай!
Здравствуй, праздник... (Первомай)
2.В школе блинчики пекут,
На обед их нам дадут,
А в большую перемену
Возле школы непременно
Чучело зимы сожжем
И весну к нам зазовем.
В этот праздник всю неделю
Мы блины в обеды ели (Масленица)
3.Среди зимы – большое торжество.Великий праздник – Христово…(Рождество.)
4.Ушли в историю года,Цари менялись и народы,Но время смутное, невзгодыРусь не забудет никогда
Деревни, села, городаС поклоном русскому народуСегодня празднуют свободу.
(День народного Единства)
5.Если весел ты сегодня-
Будешь весел круглый год.
Становись в наш развеселый
Разудалый  хоровод (Новый год).
6.Мы славим армию родную,
Гордимся подвигом бойцов,
Что шли в атаку огневую,
За жизнь, за счастье и любовь.
Чтоб мы девчонки и мальчишки
Смеялись, пели и росли.
И, чтобы все, без исключения
России славу принесли.
(День защитника Отечества)
7. Пусть радостью сегодня солнце светит,
В тени оставив сноп больших тревог,
И все цветы, какие есть на свете,
Цветут сегодня пусть у ваших ног
(Международный Женский день).
8. И мы приходим с яркими цветами
Туда, где наш солдат лежит
И вечный огонь, как память
Всегда озаряет гранит.
  Вечная память героям, вечная им слава!
(день Победы)
9.Светлое Христово ВоскресениеГорят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес.   И. Бунин  (Пасха)

5. Конкурс из рассыпанных букв составить слова
Задание за пять минут найти и прочитать слова, которые имеют отношение к нашему государству его атрибутам и т.д. (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)
К О Н С Т И Т Я К С Ф Л А У Ц Г Е Р Б Г Я И Р П Г С Е Л С Е Р И О Р И Т З О М Н А Ц О И Д Е Н Т И Л
6. Конкурс «Сказочный»
1.В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
2.Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
3.Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
4. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)
5.В какой сказке главная героиня, воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
6.В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
7.В какой сказке мужчина, запустив в крысу башмак, унизил её достоинства личности (Приключения Буратино)
8.В какой сказке С.Михалкова нарушено право трёх малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
9.В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
7. Конкурс капитанов
Блицтурнир - ответить быстро и правильно на восемь вопросов.
Что такое символ? (условный знак, обозначение).
Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).
Что такое герб? (эмблема государства).
Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).
Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).
Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).
Что такое гимн? (торжественная песня).
Где ее можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).
Символом чего является белый цвет флага? (чистота).
Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).
Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).
Что означает слово «герб»? (наследство).
Старинное русское название флага? (стяг).
Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).
Назовите  автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).
Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).
Назовите денежную единицу России. (Рубль).
Назовите растение – символ России. (Береза).
Назовите столицу России. (Москва).
Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).
Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).
Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).
Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).
Назовите президента России? (В.В.Путин)
8. Конкурс.  «Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок —    КОНБЁРЕ
Семья –МЯСЬЕ
Страна –АРАНСТ
Документ –КУНТЕМОД
Закон – КОНЗА
Политика – ИПОКАЛИТ
Жизнь – ЗНЬЖИ
Родители – ДИЛИЕТОР
 Карточка №2.
 Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – ЯД П О Р О К
Право – ВО Р А П
Союз – ЮЗ О С
Подросток – СОД Р О П К Т О
Школа – ЛОК А ШДостоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
 9. Итог мероприятия (слайд)
Наше мероприятие подошло к концу. Все команды справились успешно с заданиями и оказались замечательными знатоками конституции России, патриотами своей Родины.
Подведение итогов и награждение команд