Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории через систему ТРИЗ. (На примере урока истории в 6 классе «История обыкновенной картошки»)


Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории через систему ТРИЗ.
(На примере урока истории в 6 классе «История обыкновенной картошки»)«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».
Уильям Уорд
Целью специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах. Но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Все это приводит к тому, что выпускники школ в большинстве своем не приспособлены к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества.
Успех социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, тем легче ребёнку приспособится к условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость.
Таким образом, специальная (коррекционная) школа VIII вида призвана средствами образования обеспечить активное участие каждого выпускника в жизни общества, помочь ему в социальной адаптации, обеспечить достаточный уровень качества жизни.
Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, психическое развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует большого педагогического мастерства, особых методов.
В настоящее время происходит переориентирование образования на развитие творческих качеств личности. Появилось много инновационных технологий, направленных на развитие творческих способностей. Одной из таких эффективных технологий в этом направлении, является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), автор Генрих Саулович Альтшуллер.
Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. Эта теория призвана была научить людей мыслить нестандартно и находить неординарные решения в различных ситуациях. Несмотря на свое чисто техническое название, эта теория с успехом применяется многими учителями. Она учит детей системно мыслить.
Что же такое ТРИЗ в педагогике? Для учащихся – это снятие барьера боязни решать проблемы, технология решения проблем. Для педагогов – это технология, которая вместо призывов к проблемному обучению, дает инструмент решения проблемных задач.
Без творческого подхода педагога и профессионального коррекционного воздействия на развитие психических процессов, детям не удается самостоятельно выйти из зоны низкого уровня интеллектуальности. Использование упражнений системы ТРИЗ на уроках в коррекционной школе, позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия. Ставится цель активного формирования того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями общества.
Система ТРИЗ – это не изолированный от учебных программ процесс, а система специально разработанных учебных заданий и упражнений, направленных, в первую очередь, на коррекцию и развитие высших процессов психических функций, осуществляемой в условиях специально организованной среды.
ТРИЗ – это творчество. В результате занятий с применением данной технологии, которая является основой развивающего обучения, у школьников, с ограниченными возможностями здоровья, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, инициатива, потому что нет никакого подавления личности. Поощряется любой ответ, даже самый нелепый.
Применение упражнений системы ТРИЗ в коррекционной школе весьма актуальны. В классе всегда имеются дети с отсутствием мотивации к учению, с очень слабым развитием познавательного интереса.
У них разные способности. Не каждый может проявить свое «Я». Предлагаемый подход помогает создать для себя на уроке «ситуацию успеха», благодаря подбору упражнений системы ТРИЗ. Данные задания позволяют всем ученикам включиться в работу класса, что является мотивом к совершенствованию. Они могут использоваться на разных этапах обучения. Такие задания должны использоваться систематически, так как только в этом случае их внедрение будет приносить хорошие плоды.

Повышая интерес к учебному материалу, я использую на уроках приемы ТРИЗ - педагогики и активные методы обучения. Предлагаю познакомиться с некоторыми из них, на примере урока истории в 6 классе «История обыкновенной картошки».
Блок 1. Мотивация
Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их создания все это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности учащихся. Можно использовать прием «Удивляй!»
Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация становится удивительной. Например, в данном уроке используется стихотворение, натуральные клубни картофеля, проблемный вопрос, легенда о картошке.
Блок 2. Содержательная часть.
Прием «Светофор» Это один из приемов устного опроса. “Светофор” - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой зеленая. При опросе ученики поднимают “светофор” красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Чем это лучше, чем простое поднятие руки? При использовании “светофора” ученик находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна. Сигналя “Светофором”, ученик вынужден каждый раз явно – для себя и для учителя – зафиксировать готовность, т.е. оценить свои знания. Ученикам стыдно раз за разом поднимать красную карточку, когда они приходят неподготовленными, поэтому им приходится готовиться к каждому уроку.
Игра «Чистая доска»Для организации игры «Чистая доска» перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удобства игры необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. Они должны быть построены на материале изучаемой темы. Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе.
- Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой»
Где родился картофель? (Родина картофеля)
Как по-другому называли картофель?
Кто завозил картофель в Европу из далёких стран?
Кто первым пытался приучить русских людей
к картофелю?
При каком правителе картофель прижился в России?
В каком году картофель был привезён в Россию?
Блок 3. Психологическая разгрузка или интеллектуальная разминка.
В структуре креативного урока важное место занимает отдых. Общеизвестно, что систематические физические упражнения имеют огромное значение для поддержания работоспособности и здоровья.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Передай мяч»
- Назови блюдо из картофеля и передай мяч соседу.
Блок 4. Головоломка
Главной целью головоломки является развитие парадоксального мышления, смекалки, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения, в том числе пространственного воображения. В качестве простейших головоломок могут быть использованы различные тематические ребусы, наслоения.

Блок 5. Содержательная часть
На стадии закрепления учебного материала использую форму ТРИЗ «Синквейн». Этот приём интересен и полезен обучающимся в качестве систематизации сложной информации. Дети в процессе составления «Синквейна» – излагают идеи, чувства и выражают эмоции в нерифмованной стихотворной форме.
Первая строчка – одно существительное в именительном падеже. Например: картофель. Вторая строка – описывает данное явление, предмет или личность через прилагательные (их должно быть два), Например: вкусный, рассыпчатый. Третья строка – три глагола, которые рассказывают о содержании учебного материала. Эти слова должны сочетаться с предыдущей строкой и между собой. Например: кормит, нравится, высаживают. Четвёртая строчка является законченной фразой, выражающей отношение автора к изученному материалу. Поскольку здесь выражаются чувства, то в конце могут стоять такие знаки препинания, как многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак. Фраза состоит из четырёх слов, которые могут относиться к любым частям речи. Например: вкусный картофель утоляет голод. В пятой строке подводится итог изучаемой темы. Выражается это в виде одного слова или словосочетания из двух слов, должно быть существительное в именительном падеже. Например: прекрасный овощ. На стадии рефлексии можно использовать прием ТРИЗ «Паспорт» (либо задать домашнее задание):
Составить паспорт картофеля по плану:
Название овоща.
Другие названия картофеля.
Место рождения.
В каком году появилось в России.
При каком правителе картофель прижился в России.
Блюда из картофеля.
Блок 6.
В конце каждого урока важно осуществлять рефлексию состояния ребенка, его отношение к происходящему, его переживания на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая либо коснулась его, либо захватило его, либо была для него полезна и интересна, либо он остался совершенно безразличен к происходящему. Учащиеся, высказываясь, учатся объективно оценивать свои знания.
На уроке я работал…
Своей работой на уроке я…
Урок для меня показался…
За урок я…
Мое настроение…
Важно отметить, что для успешного развития каждого необходимо создать благоприятную психологическую обстановку.
– нужно выслушивать мнение  каждого
– не давать отрицательных оценок, критических высказываний в адрес детей;– говорить не “правильно”, а “интересно”, “замечательно”, “необычно”, “любопытно”, “здорово”, “отлично”, “удивительно”   и т.п.;- помощь  взрослого должна оказываться лишь тогда, когда ребёнку  без неё не обойтись, т.е. быть уместной и своевременной
- обучение  должно вестись на таком уровне, чтобы каждый добирался до «потолка» своих возможностей.
– учить детей возражать не только друг другу, но и  взрослому, доказывая и аргументируя
– использовать ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;– сопровождать процесс общения только положительными эмоциями: радостью открытия, творчества, уверенностью в себе;
Безусловно, и сам учитель должен  быть в достаточной степени творческим, чтобы постоянно искать новые пути решения главной задачи  обучения - научить учиться.  Инструменты ТРИЗ достаточно разнообразны, здесь описаны лишь некоторые. Но в заключении хочется  сказать, главное  то, что они работают. Можно ли обучить творчеству? Наверное, нет, но можно развивать те творческие способности, которые есть в каждом ребёнке.
Литература
Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994.
Альтшуллер Г.С. Теория решения изобретательских задач как основа развития творческого мышления учащихся..//Новые ценности образования. - М., 2003, № 1 (12) - МОО "Школа и демократия", Ин-т педагогических инноваций РАО.
Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.– М: Школа-Пресс, 1994.
Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе ,2001 ВладосГин А.А.Приемы педагогической техники. Пособие для учителя, 8-е издание, Москва – 2007.
Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. Мн.: УП "ИВЦ Минфина", 2002.
Гин С.И «Мир загадок» (2006 г.) - 127 стр.
М.Гафитулин. Краткая справка о современном состоянии ТРИЗ (2002 г.)
Наушабаева С. Гипотеза как, средство развития дидактического знания: Дис. ... канд. пед.наук. М., 1987;
Новикова Т.В. Условия готовности результатов педагогических исследований к реализации их в школьной практике: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1976.
Масленникова А.В. Семинар «Традиционные и личностно ориентированные педагогические (образовательные) технологии». - Практика административной работы в школе. - 2003.
Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д. В., Зайцева Н. В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 1999.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
Шишкова М.И. Современный подход к проведению урока в коррекционной школе // Коррекционная педагогика. – 2007. – № 6© 2011.