методическая разработка урока Античная философия по дисциплине Основы философии


Методическая разработка занятия
Тема: «Античная философия»
Количество часов: 1
Цели:
- образования: охарактеризовать значение и особенности античной философии, закрепить философские понятия и термины;
- воспитания: способствовать формированию ответственности, аккуратности, социальной коммуникации, интереса к истории и духовной культуре человечества;
- развития: умения сравнивать и сопоставлять факты; делать выводы; умения чётко и грамотно излагать свои мысли; развивать навыки самостоятельной работы; рефлексивные способности обучающихся; способствовать развитию логического мышления.
Методическая цель: применение приемов технологии критического мышления на уроках дисциплины «Основы философии».
Вид занятия: занятие в группах
Тип занятия: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Методы:
Объяснительно- иллюстративные
Проблемные
Частично-поисковые
Формы организации деятельности обучающихся:
Самостоятельная работа с учебником,
Просмотр презентации обучающего характера
Работа в малых группах.
Средства обучения:
Компьютер
Учебник, тетрадь
Презентация в программе «Power Point» «Античная философия»
В результате обучающиеся должны:
Уметь:
- обучающийся должен уметь прослеживать эволюцию философских учений, уметь рассуждать, уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой при подготовке к ответу на поставленный вопрос.
Знать:
- обучающийся должен знать историю развития античной философской мысли и ее роль в развитии всемирной философии;
Содержание учебного материала способствует формированию общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Раздаточный материал:
Таблички на столы «Античная натурфилософия», « Высокий интеллектуализм Сократа, Платона, Аристотеля», «Философия эпохи эллинизма»
Учебные пособия и материалы:
Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
Дополнительная литература:
1 Сенека, Честерфилд, Моруа. М., Политиздат. 1992. С. 47, 49-50.
2.Сборник философских трактатов Аристотеля. М.1987.С.39,41.
Структура занятия:
1 фаза «Вызов»
– актуализация имеющихся знаний;– пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка студентом собственных целей обучения
Организационный этап. 5-6 минут
Преподаватель приветствует студентов.
- Здравствуйте, садитесь. На протяжении нескольких уроков мы изучали различные учения античных философов. Заранее вы распределились на 3 группы, согласно периодизации истории античной философии. (1-античная натурфилософия, 2-классический период, 3-философия эпохи эллинизма).
На экране вы видите проекцию картины Рафаэля Санти «Афинская школа». ( 1509 г). На ней изображено более 50 фигур философов древности. Две фигуры в центре, -кто это? Как вы думаете?
В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии. Какие?
Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей (идеализм и материализм). Они ведут диалог - спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно. Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Ее основная идея — возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и науки. Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
Ответы студентов. (сравнить различные учения, обобщить и охарактеризовать значение и особенности античной философии, и др.
- Мы с вами поработаем над проблемным вопросом « Каково значение античной философии в современном мире?». Вам предстоит самостоятельная работа с учебником, организовать собственную деятельность, работая в команде, эффективно общаясь друг с другом; выбирать типовые методы и способы выполнения задач по технологии «критического мышления», оценивать эффективность и качество членов вашей команды по двухбальной системе: 0 баллов – не принимал участие в работе команды, 1 балл – частичное участие в решении проблемы, 2 балла – активное участие на протяжении всего урока.
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с учениями античных философов. Мне бы хотелось определить, насколько вы знакомы с этой темой и ориентируетесь в ней. Для этого предлагаю выписать на доске известные вам понятия по этой теме в течение 1 минуты (прием “мозгового штурма”). После того как вы написали, произнесите данное понятие.
На доске понятийное колесо, студенты пишут на листочках понятия и прикрепляют их к колесу.

Материальная субстанция
Атом
Идея
Демиург
Добродетель
Форма
ПерводвигательКинизмСтоицизм
Автаркия
Эпикуреизм
Скептицизм
Апатия
2 фаза – реализация смысла 15 минут
- Многие современные ученые утверждают, что в античной философии ставились важнейшие философские проблемы и зарождались основные философские направления, получившие свое развитие в последующие эпохи. Правомерен ли такой взгляд на античную философию?
Для того, чтобы ответить, мы с вами эффективно поработаем с текстом учебника, текстом энциклопедии, материалами сайтов методом «Инсерт» («Условные значки»). Читая текст, каждый из вас карандашом будет ставить следующие значки
- уже знал
+ - новое
- - думал иначе
? - есть вопросы
Каждая подгруппа работает над своей конкретной темой. После прочтения, подгруппа переносит данные в таблицу и готовят устное сообщение.
Знаем Хотим узнать Узнали
1 подгруппа - античная натурфилософия
Натурфилософия – это философия природы
Досократики- это философы, творившие до Сократа. Чем отличаются милетская школа от элейской;
Кто такие софисты.
Милетская школа связана с именами философов Анаксимандра, Фалеса, Анаксимена. Центральный вопрос «Что есть начало всех вещей?» Вода – Фалес, Айперон –Анаксимандр, воздух – Анаксимен.
Элейсая школа –Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский; Центарльный вопрос «Что есть есть?» - все вещи есть, они обладают бытием; в философию вводится понятие бытия; Бытие есть основа реальности; оно вечно, цельно, неделимо, неподвижно и неуничтожимо.
Пифагор Самосский 570-490 до н.э. Числа – основа и начало всякой вещи. Суть каждого явления может быть записана в цифровом ряде.
Школа атомистов. Левкипп V в. до н.э. Бытие состоит из множества невидимых глазу атомов
Демокрит 460-370 до н.э. Существует пустота как пространство, где атомы могут двигаться
Софисты - движение в философии, сместившее философскую проблематику с космоса на человека и его жизни как члена общества (этика, политика, риторика, искусство, язык и пр. )
Считали, что добродетель не дается от рождения и не зависит от благородства крови, а основывается только на знании.
Софисты взимали плату за преподавание, т.е. были первыми, кто занимался знанием как ремеслом.
Провозгласили свободу духа в противовес традиции.
Протагор (491-481 – к.Vвв. До н.э.) «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют. И в том, что они не существуют». Всё относительно, нет абсолютной истины и нет абсолютных моральных ценностей, блага. Мудрец – это тот, кто понимает полезность относительного, приемлемого и уместного, умеет убедить других в этом и актуализировать это полезное.
2 подгруппа – Высокий интеллектуализм Сократа, Платона, Аристотеля
Сократ – это древнегреческий философ,
учитель Платона, воплощённый идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества
«Я знаю, что ничего не знаю»
Платон
427-347 до н.э.
Древнегреческий философ, ученик Сократа,
учитель Аристотеля, основатель своей школы – Академии, просуществовавшей
около 900 лет. Концепция идей. Наш мир не является истинным – он только искажённая тень настоящего мира. Истинное бытие Платон называет миром идей. Наш мир – мир теней, - это лишь копии, несовершенные слепки с идей.
Идеальное государство Платона
Правители – философы – Воины - Торговцы
Аристотель
(384-322 до н.э.)
Древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель философской школы - ЛикейАристотель не только развивает идеи Платона, но и спорит с ним.
«Платон мне друг, но истина дороже».
Основатель науки логики. Основные идеи философии Сократа
Учение Платона о познании. Что значит выражение «Платоническая любовь»?
Что такое метафизика; этические и политические взгляды Аристотеля Сократ
(ок.470-399 до н.э.) Основные идеи философии Сократа
Внутренний мир человека важнее, чем природа.
Познание начинается с самопознания. Путь к самопознанию - разум
Девиз:
«Познай самого себя и ты познаешь самое главное». Истина существует, лучший путь её поиска – честный спор (диалектика)
Создатель этики. Считал, чтобы социальная жизнь была гармоничной, надо, чтобы духовные ценности были одинаковы для всех людей. Создал свой метод приведения людей к истине- майовтику. Сомнение – важный элемент философии
Учение Платона о познании.
Мир вещей текуч, преходящ, но есть то, что определяет материальное – идеи. Идеи сверхчувственны, их можно только постичь интеллектуально
Душа принадлежит обоим мирам – миру теней и миру идей
До рождения человека она пребывала в идеальном мире, созерцая его красоту, следовательно, душа в своей глубине содержит истинное знание
Душа, воплотившись в теле, забывает обо всём
Понять, познать – значит вспомнить
Этика и политика Платона
Душа состоит из трёх частей
Разумная часть, содержит истинное знание – высшая часть;
Страстная часть и Вожделеющая часть – низшие части.
Аристотель говорил о первой философии (метафизике) – науке-о-реальности-по-ту-сторону-физической. Метафизика – исследование первых причин. Их 4:
1. формальная. 2. материальная. 3. действующая. 4. финальная. Первые две причины – форма (сущность) и материя, образующая все вещи.
Мир един и сущность предмета находится в самой вещи. Сущность предмета – это форма. Три основания вещей:
Материя
Причина
Цель
Этика Аристотеля
Правило «золотой середины» Добродетель есть середина между крайностями – пороками. В поведении необходимо знать меру и учиться обуздывать страсти разумом
Учение Аристотеля о политике
Правитель должен придерживаться правил морали и быть справедливым. Политика искажается и превращается в преступное действие, если власть используется для личных целей.
3 подгруппа – философия эпохи эллинизма
За что греки были благодарны киникам? Школа киников
Антисфен
(450-360 до н.э.) – основатель школы киников Диоген Синопский
(ум.ок.330-320 до н.э.)
Возвращение к простоте и естественности жизни и отказ от сомнительных завоеваний цивилизации
Киник обладает духовной свободой и не зависит от норм общества
Он намеренно живёт вне общества и горд своей «собачьей жизнью»
Греки воздвигли Диогену памятникв виде собаки в благодарность за то, что он «указал наипростейший путь к жизни».
Школа стоиков
Зенон Китийский333-262 до н.э.
Основатель школы
Идеал стоиков – спокойствие и невозмутимость
Стоик должен мужественно переносить удары судьбы и покоряться неизбежности
Школа эпикурейцев
Эпикур из Самоса341-270 до н.э.
На первом месте - наслаждение
Высшие удовольствия – дружба и знание, идеал – безмятежность (атараксия)
Мир материален и состоит из атомов
Высшие наслаждения – духовные наслаждения
Школа скептиков
Пиррон из Элиды – основатель школы скептиков
Нас обманывают и наши чувства, и наш разум
Доказать ничего невозможно, никакой истины не существует
4 подгруппа - неоплатонизм
Не надо путать двух философов Плотина и Платона Неоплатонизм Плотин
204-270 гг.
Начало всего сущего – Единое – божественно, сверхъестественно и потусторонне
От Единого исходит яркий божественный свет, порождая всё многообразие мира
Чем дальше от источника, тем слабее лучи. В месте смыкания тьмы возникает материя – тяжёлая и косная
Душа человека томится в материальном мире
Выход через экстаз – исступлённое состояние, когда душа устремляется к своему источнику
Путь к экстазу – молчание и сосредоточение
Фаза 3 Рефлексия 10 мин.
(осмысление, рождение нового знания)
- В чем заключается значение античной философии для современной цивилизации?
Прием «Фишбоун» (рыбная кость)
На доске нарисован скелет «Рыбы»
Голова: значение А.ф. верхний скелет: основные черты А.ф.; нижний скелет : значение А.ф. хвост: вывод.
Итог урока: 10 мин
Подведём итоги, сделаем выводы: создавая целостное представление о мире античной философии, мы определили ее роль для современной науки и в целом для современной цивилизации. Чтобы закрепить пройденный материал предлагаю вашим командам составить синквейн, нерифмованное стихотворение по теме нашего урока
«Какова роль античной философии в развитии современной цивилизации?».
Синквейн
1 строка – тема или предмет
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – фраза из четырех слов
5 строка – «смысловой синоним»
Каждая команда пишет на альбомном листе свой синквейн и вешает на доску.
- Оцените работу своей команды на этом занятии. Преподаватель показывает рейтинговые оценки группы и выставляет баллы согласно коллегиальной оценке команды.
Античная философия совершила поворот от внимания философов к изучению природы, космоса, к изучению человека. Призыв Сократа «Познай самого себя» и его утверждение: «Я знаю, что ничего не знаю», знаменовал начало этого поворота. Поворот к человеку привел к расширению сферы философии:
- возникли новые философские науки, как этика и эстетика
- сформировалась и получила глубокое развитие логика
- философы приступили к разработке программ лучшего общественного и государственного устройства
- значительно обогатился и расширился философский язык
Философия периода античности послужила фундаментом дальнейшего развития всемирной философии.
основные выводы
• Натурфилософы видели единое многообразие мира в его вещественной основе. Им не удалось объяснить социальные и духовные явления.
• Школа Сократа — Платона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество.
• Аристотель развил учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи.
• Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым.
Таблица 2. Античная философия
Этап
Главный философский интерес
выводы
Натурфилософия
Материальная субстанция (Фалес,Гераклит и др.)
Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.)
Числа (Пифагор и др.) • Натурфилософы видели единое многообразие мира в его вещественной основе. Им не удалось объяснить социальные и духовные явления.
Интеллектуализм
Идеи (Сократ, особенно Платон и ДР·)Форма (Аристотель и др.)
• Школа Сократа — Платона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество. • Аристотель развил учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи.
Эллинистическая философия
Самодостаточность человека (киники)
Счастье человека как наслаждение(эпикурейцы)
Человек и его космическая судьба(стоики)
Мудрое молчание (скептики)
• Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым.
Неоплатонизм
Иерархия:Единое-Благо — Мировой Ум —Мировая Душа — Материя
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерны большая слитность, нерасчлененность проблем, чем для последующей философии. В современной философии проводится обстоятельное расчленение мира, например на мир природы и мир человека. Для каждого из этих миров характерны свои расчленения. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть лишь человек. Античный философ, как правило, распространял этические категории на весь космос.
2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Такой универсальный охват не всегда характерен для современной философии.
3. Античная философия многого достигла на понятийном уровне — концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, понятие смысла у стоиков. Однако она почти не знает законов науки.
4. Этика античности — это по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга или ценностей.
5. Античная философия по-настоящему функциональна, это означает, что она призвана помочь людям в их жизни.
6. Античная философия, как мы убедимся многократно, не канула в далекую для нас историю, она сохраняет свое значение и поныне.
В конце урока рейтинговое оценивание знаний студентов