Тема опыта: Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья посредством профессионально трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.


Тема: Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья посредством профессионально трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Булатова Светлана Анатольевна
Учитель профессионально трудового обучения
ГКОУ «Котовская школа-интернат»От современной системы образования требуется обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществление принципа гуманизации образования в условиях социальной интеграции, которая обеспечивает возможность максимального приближения к реальной жизни, создавая разнообразные модели взаимодействия и общественных отношений.
Один из путей практической реализации социальной интеграции – профессионально трудовое обучение в школе VIII вида.
Л.С.Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким -либо другим путем. Причем компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями.
Понятие «интеграция», как в отечественной, так и в западной научной литературе рассматривается через теорию социальной интеграции, которая представлена в виде разнообразия теоретических подходов к отдельным ее проблемам. При этом термин «интеграция» подразумевает включение в систему социальных отношений как одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе, так, и решение локальных проблем: интеграция в общество детей с нарушениями интеллектуального развития и интегрированный подход к их обучению.
Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.
Работа специальной (коррекционной) школы направлена на формирование необходимого уровня адаптивности учащихся к условиям социума, готовности к жизни в обществе.
Особое внимание в школе VIII вида уделяется вопросам трудового обучения и трудового воспитания, как наиболее социально значимым, поскольку накопление социального опыта у школьников с ограниченными возможностями здоровья происходит в практической трудовой деятельности, поэтому для них особенно важна социально-трудовая адаптация: приспособление их к самостоятельному общественно-полезному труду.
Цель:
Поэтому первоочередная цель трудового обучения — создание условий для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на максимальное развитие способностей к труду, привитие практических навыков и социальную адаптацию выпускников
Для работы в данном направлении мною были определены следующие задачи:
коррекция и компенсация имеющихся у детей нарушений посредством включения в трудовую деятельность, систему трудовых отношений, общечеловеческих норм и ценностей;
выявление и развитие способностей и возможностей, необходимых для успешной профессионально-трудовой деятельности;
обеспечение практической и социально-психологической готовности к труду (с учетом современной социально-экономической ситуации в стране);
создание условий для освоения социального опыта, самовыражения, самопознания, трудового самоопределения;
формирование у школьников устойчивой профессиональной ориентации;
Для реализации социальной адаптации школьников на уроках трудового обучения я выделила следующие направления:
Урочная деятельность, способствующая готовности обучающихся к производственному труду путем формирования знаний, умений и навыков, направленных на социальную адаптацию школьников и включающая в себя три раздела:
Сельскохозяйственный труд (5 – 9 классы)
Швейное дело ( 4 – 9 классы)
Подготовка младшего обслуживающего персонала ( 8 – 9 классы)
Внеурочная деятельность, как одна из форм работы, которая в значительной степени способствует как воспитанию положительных качеств личности обучающихся, так и применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне уроков, данная форма работы включает в себя следующие виды:
Внеклассные мероприятия (4 – 9 классы)
Кружковая работа (4 – 9 классы)
Сельскохозяйственный труд – имеет практическую направленность. На занятиях по растениеводству учащиеся знакомятся с основами овощеводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания овощных культур и рассады в теплице, с основами цветоводства и оформлением цветника. Важную роль в данном виде деятельности играет коллективная форма работы, которая способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся, а также формированию доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощи, учит подчиняться требованиям коллектива. В процессе формирования коллективных отношений создаются благоприятные возможности для воспитания и коррекции обучающихся социально-трудовых качеств, необходимых в самостоятельной жизни.
Уроки по сельскохозяйственному труду способствуют социальной адаптации учащихся, не только развивает их умственный потенциал, но и положительно влияет на личностные качества.
Швейное дело.
В программу включено изучение технологии пошива легкой одежды, свойств тканей, устройства швейных машин. Учащиеся осваивают приемы изготовления изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяю обучению планирования процесса пошива, самоанализу действий и их результативности.
Программа 9 класса предусматривает овладение учащимися скоростными приемами работы на швейной машине. Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей.Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую моторику. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, которое благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Подготовка младшего обслуживающего персонала
Занятия по данному разделу программы направлены на коррекцию личности школьников, которая предусматривает практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду, формируя у них знания, умения и навыки по самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства. Девочки знакомятся, с правами и обязанностями рабочих на производстве, с понятиями: трудовой договор, охрана труда, трудовая дисциплина, с порядком приема на работу. Развивая  у учащихся интерес к миру профессий,  особое внимание уделяю   развитию навыков сотрудничества, соответствию возможностей работника требованиям профессии.
В каждый раздел данной программы стараюсь включать учебный материал такого характера и объема, усвоение которого позволяет учащимся в дальнейшем выполнять необходимые работы для обеспечения своего быта, несложные заказы в индивидуальной трудовой деятельности. Большое внимание уделяю изготовлению изделий, имеющих практическое применение в школе и быту.
Внеклассные мероприятия по трудовому обучению способствуют созданию условий для развития познавательной активности каждого обучающегося с нарушением интеллекта.
Такие мероприятия способствуют развитию у учащихся инициативы, самостоятельности, воспитанию коммуникативных качеств и творческой активности, расширению и углублению знаний по предмету.
Кружковая работа. В творческой деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и способности и это доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире.
На занятиях кружка девочки выполняют, как индивидуальные творческие работы, так и коллективные, подбирая вид и технику декоративного творчества индивидуально, с учетом особенностей и возможностей каждой ученицы. Такая форма обучения позволяет развивать у учащихся инициативу, самостоятельность, умение работать в коллективе, способствует повышению мотивации к творческой деятельности.
С целью повышения уровня познавательной активности у обучающихся, формированию стойкой положительной мотивации к труду и развитию способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности, в своей работе применяю следующие формы и методы обучения:
использование наглядных средств, т. к. у большинства детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает наглядно-образное мышление;
сочетание индивидуальных и групповых форм организации деятельности учащихся, с учетом их индивидуальных особенностей;
использование коллективных форм организации труда, чаще всего такую форму использую во время сельскохозяйственных работ;
игры – соревнования играют существенную роль в социальной адаптации школьников. Такая форма побуждает детей к состязательности в труде и в то же время развивает отношения сотрудничества, взаимопомощи и коллективизма;
задания занимательного характера: сканворды, анаграммы, ребусы, задания на соответствие, сравнение способствуют созданию у школьников положительного эмоционального настроя, улучшает работоспособность.
Вывод: Данная система профессиональной подготовки учащихся мною апробирована и ее эффективность подтверждается положительной результативностью: мои ученицы успешно проходят итоговую аттестацию по трудовому обучению, многие по окончанию школы поступают в ПУ по специальности швея – мотористка и имеют положительные отзывы из трудовых коллективов, в которых трудоустроены.