Статья Дидактическая игра как метод обучения слепых и слабовидящих обучающихся

Дидактическая игра как метод обучения
слепых и слабовидящих обучающихся

Крахмелец Л.А.
МКОУ «Специальная школа №106»,
г. Новокузнецк


В настоящее время большое значение приобретает использование активных методов обучения и воспитания. Важным условием активизации познавательной деятельности слепых и слабовидящих обучающихся, развития их самостоятельности, мышления является игра. Она активизирует психические процессы: внимание, память, наблюдательность, мышление и вызывает у школьников живой интерес к процессу познания.
Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками. Она способствует обогащению чувственного опыта слепых и слабовидящих обучающихся, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества.
В тифлопсихологии и тифлопедагогике специфика игровой деятельности рассматривается с нескольких позиций:
положительная роль в развитии компенсаторных процессов (Л.И. Солнцева, 1978);
коррекция и развитие средств общения (Г.В. Григорьева, 1996, М. заорска, 1991, И.В. Новичкова, 1997 и др.);
формирование действий с игрушками (С.М. Хорош, 1983);
развитие зрительного восприятия (Л.И.Плаксина, 1980, 1998);
физическое восприятие и нравственное развитие (В.А. Кручинин, 1992, Д.М. Маллаев, 1993, Л.С. Сековец).
Тифлопсихологические и тифлопедагогические исследования (М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, Т.П. Свиридюк, Э.М. Стерниной, С.М. Хорош) показали дидактическое и общеразвивающее значение игры для слепых и слабовидящих обучающихся. Было сделано предположение, что у таких детей вследствие недостаточности, зрительно-сенсорного опыта могут наблюдаться неточные, фрагментарные представления о предметах и действиях с ними, что может привести к сдерживанию хода развития предметно-игровых действий, обедненности сюжета игры.
Актуальной проблемой современной тифлопсихологии и тифлопедагогики является развитие коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения. Для слепых и слабовидящих обучающихся общение и взаимодействие со сверстниками приобретает дополнительное значение, так как является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительной патологии.
Слабовидящие обучающиеся учатся соотносить и дифференцировать ситуации, требующие различного поведения, а так же эмоционально-выразительным отношениям в соответствии с содержанием и сюжетом игры. Этот опыт общения они затем смогут перенести в реальные отношения, что расширяет их социальную ориентацию, коммуникативные навыки и умения. Игра дает возможность находить пути адаптации к окружающему миру путем разрешения проецируемых в игру реальных конфликтов.
Игровые технологии играют огромную роль в воспитательно-образовательном процессе школы. Обучая, воспитывая и развивая детей с дефектами зрения нужно помнить, что игра – важнейший вид деятельности в начальной школе. Она является эффективным средством формирования личности школьников, их морально-волевых качеств. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у обучающихся глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Воспитательно-образовательное значение игры во многом зависит от профессиональной подготовки педагога: знания психологии, физиологии, возрастных и индивидуальных особенностей слепых и слабовидящих обучающихся, правильного руководства с классным коллективом, чёткой организации и проведения всевозможных игр: сюжетно-ролевых, коммуникативных, игр-драматизаций, дидактических, интеллектуальных, творческих, игр-сказок, развивающих и компенсирующих недостатки детей с нарушениями зрения.
Как показывает опыт, игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей с дефектами зрения, эти ученики в неигровых условиях обучаются с большим трудом. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у слепых и слабовидящих обучающихся пробуждается интерес и к учебному предмету. Именно в игре школьники добиваются порой самых высоких для себя результатов. Использование педагогами игровых технологий позволяет свести до минимума утомляемость и напряженность обучающихся, в течение урока поддерживать их внимание.
При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию школьников, их познавательных способностей, речи, опыта общения со взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь овладеть умением анализировать, сравнивать, обобщать.
Для успешного обучения математики в процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие школьника, так и модели изучаемого материала. Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального действия с предметами или их моделями, рисунками и схемами.
На уроках математики используются игры, которые можно отнести по характеру познавательной деятельности к следующим группам:
Игры, требующие от обучающегося исполнительской деятельности. С помощью этих игр он выполняет действие по образцу, например, игра «Найди спрятанную карточку с цифрой», «Сложи фигуру из частей», «Геометрическая картина» и др.
Игры, требующие воспроизводящей деятельности. Эти игры направлены на формирование навыка сложения и вычитания в пределах десяти. Это игры «Математическая сороконожка», «Математическая рыбалка», «Помоги числам занять свои места».
Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность ребенка. С помощью этих игр школьник изменяет примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, игры «Цепочка», «Составь круговые примеры», «Проверь Буратино».
Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Это «Угадай загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения самолета», «Задачи - смекалки», «Задачи в стихах».
Игры, которые содействуют развитию математической речи: «Наоборот», «Концовка», «Дополни». Ребенок учится различать понятия большой – маленький, высокий – низкий, толстый – тонкий, выше – ниже и др..
При этом следует еще выделить роль слова, как коррекционно-компенсаторного средства развития игры слепых и слабовидящих обучающихся. В создании образа игры роль слова очень велика. Оно помогает обучающимся выразить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать свои действия с ними.
На уроках русского языка в первом классе применяются игры с буквами и словами: «Составь слово из магнитной азбуки», «Вылепи букву», «Составь слова – на один звук», «Ребусы», «Какой звук чаще всего слышим?», «Твердый - мягкий», «Сложи имя», «Лишнее слово», «Составь предложение к схеме» и другие. На уроках литературного чтения уже стали привычными «драматизации», «иллюстрирования», «творческие пересказы» и «сочинительства». Обучающиеся пишут стихи, сказки, рассказы, порой удивляя яркостью и неожиданностью образа, заражая желанием «творить» своих учителей.
У многих детей, обучающихся в нашей школе, есть двигательные нарушения, которые являются следствием поражения ЦНС. Это отрицательно сказывается на становлении навыка письма. Поэтому развитие мелкой моторики рук является важным компонентом в системе обучения. Эта задача решается педагогами на уроках русского языка, в процессе игр, а так же на занятиях внеурочной деятельности «Развитие осязания и мелкой моторики». Для развития мелкой моторики руки нами используются следующие игры: «Заштрихуй предмет», «Раскрась рисунок», «Обведи по точкам», «Дорисуй изображение», а так же вырезаем ножницами, наклеиваем, лепим из пластилина, работаем с мозаикой, конструктором.
Таким образом, игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний, обеспечив при этом легкость усвоения материала, способ познания мира, формирующий высокоразвитую личность. Только систематическое использование игровых приемов на уроках помогает активизировать мыслительную познавательную деятельность слепых и слабовидящих обучающихся, позволяя учителю разнообразить урок, делать его ярким, эмоциональным.