Программа духовно-нравственного развития и воспитания слабовидящих и слепых обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ


Программа духовно-нравственного развития и воспитания слабовидящих и слепых обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития и воспитания слабовидящих и слепых обучающихся разрабатывалась на основе федерального государственного стандарта, в соответствии с требованиями к АООП НОО, для обучающихся с нарушениями зрения. Программа включает в себя цели, задачи, основные направления работы, содержание, ожидаемые результаты.
Что обеспечивает программа для обучающихся с нарушениями зрения? Рассмотрим по вариантам:
Программа духовно-нравственного развития, воспитания (Вариант В - обучающиеся – слепые и слабовидящие – норма и ЗПР) Программа нравственного развития, воспитания (слепые и слабовидящие,– умственно отсталые)
Вариант С (лёгкая умственная отсталость) Вариант Д (умеренная и выраженная умственная отсталость)
Программа духовно-нравственного развития, воспитания должна обеспечивать: формирование целостной образовательной среды (урочная, внеурочная и внешкольная деятельность) с учетом особых образовательных потребностей слепых и слабовидящих; организацию воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения; формирование у слепого обучающегося активной деятельностной позиции, социальной активности; нивелирование негативных качеств характера, личностных проявлений; обогащение нравственных представлений и понятий. Программа нравственного развития, воспитания должна обеспечивать: формирование нравственно-воспитывающей образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность; личностное и социокультурное развитие слепых и слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); организацию системы воспитательных мероприятий, которая обеспечивает обучающимся возможность использования в процессе жизнедеятельности приобретенных знаний и умений; нивелирование негативных качеств характера и личностных проявлений; обогащение нравственных представлений. Программа нравственного развития, воспитания должна обеспечивать: формирование нравственно-ориентированной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность; нравственное развитие обучающихся; организацию системы воспитательных мероприятий, которая обеспечивает обучающемуся возможность использовать на практике усвоенные модели и нормы поведения; нивелирование негативных качеств характера и личностных проявлений. Программа конкретизирует задачи, ценности, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации слабовидящих и слепых обучающихся, взаимодействия с семьѐй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, спортивными и творческими клубами.
Целью духовно нравственного развития и воспитания слабовидящих обучающихся на ступени начального общего образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, формирование у слабовидящего обучающегося значимых для него качеств личности: активности, самостоятельности, коммуникабельности, развития мотивационно - потребностной сферы. Задачи духовно нравственного развития и воспитания обучающихся с нарушениями зрения на ступени НОО:
В области формирования личностной культуры:
гражданско-патриотическое воспитание, направленное на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной выполнять гражданские обязанности;
 формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
 формирование основ нравственного отношения к жизни в обществе нормально видящих - развитие личности, стремящейся к активности, самостоятельности, к независимости в практических проявлениях от нормально видящих партнѐров, преодоление иждивенчества;  формирование трудолюбия, нравственного смысла учения; творческого отношения к учению, труду, жизни;
 воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы;
 формирование способности к преодолению трудностей, целеустремлѐнности и настойчивости в достижении результата, развитие мобильности;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие чувства нового, предметных и познавательных чувств.
В области формирования социальной культуры:
 формирование социальной культуры, посредством развития навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
 развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
 воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
 воспитание потребности в социальных контактах, социально-бытовой и пространственно-ориентировочной деятельности;
 укрепление доверия к другим людям.
В области формирования жизненных ценностей
 формирование отношения к семье как основе российского общества;
дством развития навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
 развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
 воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
 воспитание потребности в социальных контактах, социально-бытовой и пространственно-ориентировочной деятельности;
 укрепление доверия к другим людям.
 формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
 формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
 знакомство слабовидящего обучающегося с культурно историческими и этническими традициями российской семьи;
 формирование ценностного отношения к здоровью, нарушенному зрению, здоровому образу жизни, стремление к максимально возможной физической, социально-бытовой активности и независимости.
Организация духовно нравственного развития и воспитания обучающихся с нарушениями зрения осуществляется по следующим направлениям:
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, своей школе; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; знание своих прав и обязанностей.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; социальные контакты; общение, самопознание, знания о другом человеке, самостоятельность, независимость. 3. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни
Ценности: уважение к родителям; забота о старших и младших; физическое и психическое здоровье, физическое самосовершенствование; стремление к здоровому образу жизни; нравственное здоровье; охрана нарушенного зрения, социально-бытовая активность; социально-бытовая независимость, мобиль4. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлѐнность и настойчивость; бережливость; трудолюбие; самореализация, познание себя, чувство нового. 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание; чувство нового.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве; чувство нового.
Все направления духовно нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
В основу организации содержания духовно – нравственного развития и воспитания слепых и слабовидящих обучающихся положены как общие принципы, так и принцип коррекционно-педагогической направленности. Общими принципами выступают:
принцип ориентации на идеал;
аксиологический принцип;
принцип следования нравственному примеру;
принцип идентификации;
принцип диалогического общения;
принцип полисубъектности воспитания;
принцип системно - деятельностный организации воспитания.
Принцип коррекционно-педагогической направленности предполагает: организацию воспитательного процесса на уровне реальных возможностей слепых и слабовидящих обучающихся, в реальных ситуациях и в ситуациях, приближенным к реальным; уважение к личности ребенка с учетом его особых образовательных потребностей; опору на сохранные возможности слабовидящего обучающегося школьника, учет индивидуальных и типологических особенностей, а также интересов потребностей конкретного школьника. Содержание программы
Основное содержание духовно нравственного развития и воспитания обучающихся с нарушениями зрения
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства;
представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и еѐ народов;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населѐнного пункта), в котором находится образовательное учреждение;
начальные представления слабовидящих обучающихся о своих правах и обязанностях;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
позитивное, доверительное отношение к окружающим;
негативное отношение к нарушению порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населѐнном пункте, в общественных местах, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
стремление к социальным контактам, социально - бытовой активности и независимости;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил этики, культуры речи;
стремление к физическому совершенствованию, мобильности, бережному отношению к нарушенному зрению, к сохранным анализаторам;
стремление к проявлению волевых усилий; к преодолению иждивенчества;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально психологическое состояние человека компьютерных игр, кинофильмов, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные представления о нравственных основах учѐбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления о профессиях;
ценностное отношение к учѐбе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учѐбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
представления о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Реализация программного содержания духовно-нравственного развития и воспитания, отражающего подходы к преодолению изоляции детства и обеспечению полноценного социального созревания слепых и слабовидящих младших школьников, требует от ОО создания условий и включения слепого и слабовидящего обучающегося в разные виды деятельности, что может реализоваться посредством их включения как в общие мероприятия, направленные на деятельностное освоение учащимися базовых национальных, нравственно-этических, эстетических ценностей, так и на мероприятия, имеющие реабилитационное значение, позволяющие интегрироваться в общество нормально развивающихся сверстников. Ими могут выступать:
участие в творческой деятельности, творческих конкурсах;
освоение навыков творческого применения знаний, полученных при изучении учебных предметов, на практике;
расширение кругозора о жизни нормально видящего социума;
знакомство с деятельностью различных организаций и сотрудничество с ними;
участие в экскурсиях для ознакомления с различными видами труда, профессиями;
участие в игровых ситуациях, позволяющих познать различные профессии;
приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома;
участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, показавших достойные примеры профессионализма, творческого отношения к труду;
получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов;
посещение конкурсов и фестивалей;
получение первоначального опыта самореализации в доступных видах творческой деятельности (на уроках и в условиях дополнительного образования).
Важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания слабовидящих обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов (семья, учреждения дополнительного образования, культуры, спорта) при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.
Для организации нравственного уклада жизни слабовидящего обучающегося решающее значение имеет взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Образовательная организация, с одной стороны, направляет свои усилия на:
содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания, в том числе, в решении вопросов удовлетворения индивидуальных особых образовательных и личностных потребностей слабовидящего обучающегося;
повышение педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей) слабовидящего обучающегося;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей) по вопросам воспитания слабовидящих детей, формирования адекватного отношения к запросам и возможностям своего ребѐнка.
С другой стороны, образовательная организация во взаимодействии с семьѐй опирается на положительный опыт семейного воспитания слабовидящего обучающегося.
В процессе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе:
родительское собрание, родительская конференция, организационно деятельностная и психологическая игра, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, воскресная школа семьи, летний семейный лагерь, тренинг для родителей и др.
Планируемыми результатами духовно нравственного развития и воспитания обучающихся выступают: овладение обучающимися с нарушениями зрения базовыми ценностями, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально ценностного постижения действительности, в том числе:
приобретение слепыми и слабовидящими обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного опыта социальной реальности и повседневной жизни;
приобретение слепыми и слабовидящими обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование у слабовидящего обучающегося социально приемлемых моделей поведения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Вариант В - С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабовидящих и слепых обучающихся личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
1) знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к своему городу (краю); осознание своей национальности; уважение культуры и традиций народов России и мира;
2) формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
3) формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем; приобретение новых знаний и умений, формирование мотивации достижения результата;
4) ориентацию на содержательные моменты образовательного процесса;
5) наличие стремления к совершенствованию своих способностей, ориентации на образец поведения "хорошего ученика" как примера для подражания;
6) формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
10) принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
11) формирование установки на поддержание здоровьесбережения, охрану сохранных анализаторов; на безопасный, здоровый образ жизни. Вариант С - Личностные результаты освоения АООП НОО слабовидящих и слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию ценностных установок и должны отражать:
1) формирование любви к своей стране, городу;
2) принятие социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности;
3) владение коммуникативными умениями и знаниями основных норм межличностного взаимодействия;
4) развитие эстетических чувств;
5) развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
6) знание правил безопасного, здорового образа жизни;
7) развитие интереса к трудовым действиям. Вариант Д - Возможные личностные результаты освоения АООП слабовидящими и слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) заносятся в СИПР с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей и могут включать:
1) осознание своей принадлежности к определенному полу;
2) осознание себя как "Я";
3) овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;
4) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери) и других);
5) наличие элементарных представлений о нравственных нормах ("хорошо" - "плохо"), общепринятых правилах поведения, эстетических чувств;
6) развитие доброжелательности и сопереживания чувствам других людей;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
8) сформированное элементарных представлений о здоровом образе жизни;
9) приобретение опыта безопасного поведения в быту и природе;
10) развитие элементарных умений ориентировки в пространстве и социально-бытовых умений.
Особыми достижениями в нравственном продвижении слепых и слабовидящих обучающихся выступает формирование основ нравственного отношения к жизни в обществе нормально видящих - развитие личности, стремящейся к активности, самостоятельности, к независимости в практических проявлениях от нормально видящих партнѐров, преодоление иждивенчества.