Система КИМ на уроках русского языка как средство организации формирующего оценивания учащихся.


Н.О.Сухушина, учитель МАОУ гимназия №6 г.Томска.
Система КИМ на уроках русского языка как средство организации формирующего оценивания учащихся.
Ключевые слова: русский язык, контрольно-измерительные материалы, тесты, технология формирующего оценивания.
Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос об использовании тестовых заданий на уроках русского языка в качестве эффективного средства организации формирующего оценивания учащихся. Рассматривается необходимость разработки качественно новых КИМ, целью которых будет не итоговое оценивание, а обучающий самоконтроль. Особое внимание уделяется структуре таких КИМ, которые должны иметь несколько уровней сложности и чёткие критерии оценки. Статья содержит пример теста и описание работы с ним.
В современный учебный процесс прочно вошёл тестовый контроль как эффективное средство проверки знаний, а также уровня сформированности навыков и умений учащихся. Тестовые задания эффективны и для самопроверки знаний. Поэтому сегодня различные издательства, а также ресурсы Интернет предоставляют педагогам и учащимся огромное количество разработок готовых тестовых заданий. Однако далеко не все из них отвечают современным требованиям ФГОС.
Новый подход к обучению изменяет подход к оцениванию и смещает его в сторону ученика необходимостью развития  контрольно-оценочной самостоятельности и ответственности как основы учебной компетентности, а именно рефлексивного отношения учащихся к своей учебной деятельности, выработки умения прогнозировать результат своей работы, осознанно и объективно оценивать свои учебные действия. В связи с этим сегодня наиболее востребована технология критериального, или формирующего, оценивания. Формирующее оценивание предназначено для определения уровня усвоения знаний в процессе освоения материала и позволяет ученику и учителю скорректировать свою работу.
Ученик сам может оценить свои учебные достижения, выявить пробелы в знаниях, определить проблемы и найти способы их решения.
Учитель диагностирует качество обучения на этапе усвоения материала, корректирует свою работу, чтобы вовремя помочь ученику найти способы решения учебных проблем.
Таким образом, возрастает важность текущего контроля на уроках как формирующего звена в построении образовательного процесса.
Контрольно-измерительные материалы, основанные на принципах формирующего оценивания, должны отличаться от традиционных тестов, в которых задания подбираются с целью получения констатирующей оценки. Чтобы ученик мог самостоятельно оценить учебные результаты, необходимо выделить чёткие критерии оценивания (знание и воспроизведение, понимание и применение, использование знаний в новой ситуации) и обозначить уровень сложности заданий. Уровневая структура теста, позволяет ученику не только проконтролировать свои предметные результаты, но и закладывает основу личностных (формирование ценностного отношения обучающихся к самому образовательному процессу и его результатам) и регулятивных УУД (умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата).
Разработка таких КИМ требует от учителя больших временных затрат, поэтому необходимо провести методическую работу по созданию тестов для проведения текущего контроля, отвечающих современным требованиям ФГОС. В последнее время появились сборники КИМ, соответствующих ФГОС («Русский язык. Тематический контроль» под редакцией И. П. Цыбулько, КИМ «Русский язык 5 класс» сост. Н. В. Егорова и др.), однако в них не наблюдается уровневый подход к оцениванию, что затрудняет рефлексию ученика.
В рамках конкурса Педагогический проект, организатором которого является Томский государственный педагогический университет, с коллегой из лицея №7 Агафоновой Т.А. мы разработали систему контрольно-измерительных материалов формирующего характера с чёткой уровневой структурой, соответствующей основным образовательным критериям оценки. Это позволяет ученику провести объективную самооценку результатов своей учебной деятельности, а учителю проконтролировать усвоение материала учащимися.
Предлагаемые КИМ представляют собой задания по русскому языку для учащихся 5 классов к урокам по теме Имя существительное с целью осуществления текущего контроля и самоконтроля. Тесты распределены по темам и могут быть использованы как для проверки учителем, так и для самоконтроля учащихся. На выполнение теста отводится 7-10 минут.
Каждый тест подаётся по плану:
I. Базовый уровень (знание и воспроизведение)
Теоретический вопрос
Практический вопрос
II. Повышенный уровень (осознанное понимание и применение)
Теоретический вопрос
Практический вопрос
III. Высокий уровень (интеграция знаний, практическая грамотность)
Вопрос продуктивного типа
Тест 1. Тема «Имя существительное как часть речи».
Базовый уровень
Имя существительное отвечает на вопросы:
А) какой? чей?
Б) где? когда? куда?
В) кто? что?
Г) что делать? что сделать?
В какой пословице все самостоятельные части речи имена
существительные?
А) У семи нянек дитя без глазу.
Б) На безрыбье и рак – рыба.
В) Всякая вещь хороша на своём месте.
Г) Ласковое слово лучше мягкого пирога.
II. Повышенный уровень
В каком ряду перечислены непостоянные морфологические признаки существительных?
А) род, склонение, число;
Б) род, число;
В) число, склонение;
Г) число, падеж.
В предложении Мягким сиянием месяц освещал кроны больших деревьев найдите существительное ср. р, мн. ч., Род. п. Ответ запишите.
III. Высокий уровень
Отвечая на уроке, ученик назвал слово крик именем существительным. Прав ли он? Докажите свое мнение с точки зрения грамматики.
Содержательная матрица теста
«Имя существительное как часть речи».
№ теста Что проверяет тест Ответы
1 2 3 4 5
1 Знание определения имени существительного, его морфологических признаков; умение находить существительные в тексте, определять морфологические признаки; умение применять имеющиеся теоретические и практические знания при решении проблемных задач. В Б Г деревьев Отвечает на вопрос что?, обозначает действие как предмет, имеет морфологические признаки имени существительного: изменяется по падежам, в предложении может быть подлежащим, дополнением.
Данные КИМ содержат задания для проверки знаний определений и правил (теоретические вопросы) и сформированности умений применять эти знания при решении практических задач.
Задания структурированы по уровню сложности (базовый, повышенный, высокий) с целью единообразия в применении оценочной шкалы. Шкалу оценивания целесообразно выработать вместе с учащимися.
Задания первого уровня сложности направлены на проверку знаний, определений и понятий и их использование на практике. Выполнение заданий этого уровня оценивается минимальным баллом.
Второй уровень проверяет осознанность знаний, а практические задания требуют от учащихся овладение устойчивым навыком их использования. Проверка заданий первого и второго уровня может осуществляться по образцу.
Новизна данной разработки, заключается ещё и в том, что в тест включаются вопросы продуктивного характера, что совершенно не характерно для тестовой формы работы.
Высокий уровень сложности содержит продуктивные задания, которые требуют от ребёнка учебно-исследовательской деятельности, самостоятельности мышления, в этом также заключается новизна данной разработки, т. к. использовании таких вопросов совершенно не характерно для тестовой формы работы. К организации их проверки необходим особый подход. Задания этого уровня проверяются не по образцу. После выполнения заданий учащимися и проверки репродуктивных заданий необходимо обсудить проблемную ситуацию в классе, организовать дискуссию, заинтересовать учеников. Учащиеся смогут подтвердить свои предположения. А поскольку формирующее оценивание не предусматривает выставление отметок текущего контроля, ученик проводит самооценку своей гипотезы. Выполнение таких заданий оценивается максимальным баллом.
Таким образом, соответствие принципам ФГОС и опора на технологию критериального оценивания подобных КИМ позволяет говорить о целесообразности их применения при изучении любой темы русского языка. Организация эффективного текущего обучающего контроля и самоконтроля обеспечивает работу предметных, метапредметных и личностных результатов образования и позволяет повысить качество констатирующей оценки.