КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МИМИКИ И ПАНТОМИМИКИ У СЛАБОВИДЯЩИХ И СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ.(1- 4 КЛ.)


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 17 городского округа Самара
КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МИМИКИ И ПАНТОМИМИКИ У СЛАБОВИДЯЩИХ И СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ.(1- 4 КЛ.)
МОЧАЛЬНИКОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ГБС(К)ОУ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА №17
Г.О. САМАРА
Пояснительная записка
Программа разработана на основе анализа научной общей и специальной психолога - педагогической литературы. Учитывая, что речевые средства общения формируются наиболее полно и правильно на основе овладения экспрессивно- мимическими и предметно- действенными способами общения, предлагаемую программу следует рассматривать как первый этап формирования коммуникативной деятельности у детей со зрительной депривацией.
Детям с тяжелой зрительной патологией очень важно, прежде всего, научиться самостоятельно и правильно воспроизводить мимические и пантомимические действия и интонацию с целью:
1)в своих действиях и поведении не выделяться среди нормально видящих;
2)передавать адекватными неречевыми действиями свое эмоциональное состояние.
Основные задачи обучения неречевым средствам общения детей в условиях специального учебного учреждения:
-развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществляющего мимические, жестовые и пантомимические движения;
-развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;
- формирование алгоритма восприятия лица и тела;
-обучение способам ориентировки «на себе», «от себя»- в микропространстве и макропространстве;
-обучение механизму произвольного воспроизведения изолированных элементов мимики, жестов, интонации;
-обучение восприятию и воспроизведению выразительных поз и жестов, присущих человеку при выполнении различных видов деятельности;
-обучение адекватному восприятию выразительных поз животных ( в соответствии с программой );
-формирование приемов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;
-формирование потребности в сопереживании;
-формирование интереса к общению;
-формирование самоконтроля и произвольной психорегуляции

Содержание программы.
1 класс.
На первом году обучения основной упор делается на развитие и укрепление мышечного аппарата, производящего мимические и жестовые движения, а также на формирование умения адекватно воспринимать и правильно воспроизводить несложные мимические жестовые движения. Обучение новому движению начинается с его выполнения вместе с действиями педагога, затем ребенок выполняет движения за педагогом и только после успешного выполнения и закрепления сформированного умения педагог предлагает ребенку выполнить действие по словесной установке, самостоятельно. Когда дети усвоили необходимые умения, которые превратились в навыки, придумываются короткие несложные этюды с использованием адаптированного наглядного материала, в которых участвуют 1- 2 ребенка. Педагог направляет и уточняет действия детей, стараясь добиться полной самостоятельности в использовании сформированных средств общения.
1 РАЗДЕЛ. Развитие мышечного аппарата экспрессивных зон лица и обучение элементам мимических движений.

1)развитие зоны бровей
2)развитие мышц губ
3) развитие мышц щек
4)развитие мышц языка
2 РАЗДЕЛ. Развитие мышечного аппарата, участвующего в жестовых и пантомимических движениях.
1) развитие мышц шеи
2) развитие мышц плеч
3)развитие мелкой моторики
3 РАЗДЕЛ. Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела: на себе, на другом человеке, на кукле. На рисунке.
4 РАЗДЕЛ. Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией на живом объекте.
1) мимика (улыбка, спокойное состояние, плач)
2) жесты (да, нет нельзя до свидания здравствуйте спасибо)
3)интонация (в соответствии с мимикой и жестами)
5 РАЗДЕЛ. Формирование умения определять значение мимики, жеста, позы на картинке.
1) эмоции (радость , горе, спокойное состояние
2) поза (мама качает ребенка, подметаю пол, поза идущего старого человека)
6 РАЗДЕЛ. Обучение умению определять формируемые эмоциональные состояния персонажей в сюжетном изображении.
7 РАЗДЕЛ. Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности ( пантомима).
1)что я делаю (чищу зубы, мою лицо, ем суп и т. д.)
2)что я чувствую (светит солнышко, болит живот, ем вкусную конфету)
3)различные походки (спешащего человека, старого человека).
8 РРАЗДЕЛ. Формирование умения управлять своими эмоциями.
1)расслабление отдельных групп мышц
2)развитие внимания.
9 РАЗДЕЛ. Культура общения (как знакомиться с детьми, прощаться, здороваться, вести себя за столом, принимать гостей).
Уровень умений и навыков после первого года обучения:
- уметь совершенствовать произвольно мимические и жестовые движения с небольшой помощью педагога
- уметь ориентироваться по алгоритму в схеме лица и тела человека
- уметь самостоятельно воспринимать и воспроизводить эмоции: радость, плач, спокойное состояние
-уметь самостоятельно воспринимать и воспроизводить жесты: да, нет, до свидания, спасибо.
-уметь с помощью педагога принять позу и узнавать по позе совершаемое действие
-уметь в несложном сюжетном изображении самостоятельно воспринимать настроение персонажей и правильно воспроизводить его с помощью педагога
-уметь с помощью педагога определить настроение , переданное музыкальным произведением
-уметь самостоятельно воспроизводить пантомимику по словесной установке
-уметь произвольно расслаблять и напрягать отдельны группы мышц
-уметь самостоятельно, пользуясь неречевыми и речевыми средствами общения ,здороваться, благодарить

2 КЛАСС.


На втором году обучения закрепляются знания, умения и навыки, сформированные в первый год, тренируется мышечный аппарат, производящий мимические и жестовые движения. Постепенно усложняется дидактический материал при формировании навыка пользования средствами общения.
1 РАЗДЕЛ. Продолжение развития мышечного аппарата, необходимого для воспроизведения мимических движений. Усложнение заданий за счет введения новых, более сложных движений.
2 РАЗДЕЛ. Продолжение развития мышц, производящих жестовые движения.
3 РАЗДЕЛ. Продолжение формирования алгоритма восприятия схемы лица и тела человека в сочетании с развитием ориентировки в макро и микропространстве ( на себе, на другом человеке, на схеме- символе лица и тела)
4 РАЗДЕЛ. Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией на себе и другом человеке
1) мимика - закрепление предыдущего материала;
-обучение: гнев, страх
2)жесты –обучение жестам (стой, иди, стучать в дверь)
3) интонация : в соответствии с мимикой и жестами.
5 РАЗДЕЛ. Формирование умения определять значение мимики, жеста, позы на картинке.
1) мимика –гнев, страх
2) поза – когда моют посуду, чистят зубы, развешивают белье, вытирают пыль.
6 РАЗДЕЛ. Обучение умению определять эмоциональные состояния у героев сюжетных изображений.
7 РАЗДЕЛ. Формирование умения пользоваться следующими неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и воспроизводить их (пантомима)
1) что я делаю: чищу обувь, мою посуду и т. д.
2) что я чувствую: очень холодно, получил подарок и т. д.
3) различные походки: спортсмена, копуши.
8 РАЗДЕЛ. Формирование умения управлять своими эмоциями, Формирование способов преодоления двигательного автоматизма, используя навык произвольного расслабления и сокращения мышц.
9 РАЗДЕЛ. Культура общения: обучать ситуациям( как читать стихи, как слушать чтение художественных произведений другим человеком.

Уровень умений и навыков после второго года обучения.

- уметь самостоятельно ориентироваться по алгоритму в схеме лица и тела человека.
- уметь самостоятельно воспроизводить и воспринимать эмоции, жестовые движения.
-уметь самостоятельно выполнять позу и узнавать по позе совершаемое действие.
- уметь самостоятельно определять настроение музыкального произведения. Либо пейзажной картины.
- уметь самостоятельно «оречевлять» свои движения и действия в пределах сформированных
навыков.
3 КЛАСС.
На третьем году обучения в качестве основных ставятся задачи: закрепить навыки правильного восприятия и воспроизведения основных мимических и жестовых движений и научить умению пользоваться ими в жизненных ситуациях. Научить по эмоциональным неречевым проявлениям определять настроение собеседника и копировать его, пользуясь мимикой и жестами.
1 РАЗДЕЛ. Закрепление умения правильно воспринимать схему лица и тела по алгоритму: на мул-
яже, барельефе, рельефе,
2 РАЗДЕЛ. Обучение восприятию и воспроизведению мимических и жестовых движений и соответствующей интонации.
1) мимика- удивление, вина. Обида.
2) жесты- набираю телефонный номер, давай помиримся, жест упрямства.
3 РАЗДЕЛ. Формирование умения определять значение и воспроизводить мимику, жесты, позы по картинке
1) мимика- удивление, вина, обида.
2) жесты- садовника, поливающего цветы, сгребающего листья, копающего яму; человека, подметающего пол.
4 РАЗДЕЛ. Обучение восприятию и воспроизведению неречевых средств общения в сюжетном изображении: формирование умения определять и воспроизводить мимику, позы героев сюжетных изображений.
5 РАЗДЕЛ. Формирование умения пользоваться на практике ( точно воспринимать и правильно воспроизводить) следующими способами общения:
новые навыки в пантомиме:- что я делаю: играю с котенком, что- то попало на зуб, гуляю с собакой.
- что я чувствую: очень жарко, хочу спать, разбил дорогую вазу.
- чью работу я делаю: садовника, дворника.
- различные походки: усталого человека, когда жмут ботинки.
6 РАЗДЕЛ. Формирование умения управлять своими эмоциями.

Уровень умений и навыков после третьего года обучения.
- уметь координировать мимические и жестовые движения с небольшой помощью педагога
- уметь самостоятельно воспринимать и правильно воспроизводить схему лица человека( барельеф, рельеф)
- уметь произвольно изобразить и правильно воспринятьэмоции удивления, вины, обиды.
4 КЛАСС.
Основной задачей четвертого года обучения является развитие умения пользоваться сформированными навыками неречевого общения в практической деятельности и формирование умения контролировать свои эмоции.
1 РАЗДЕЛ. Обучение восприятию и воспроизведению мимических и жестовых движений и соответствующей им интонации на заданном объекте.
1) мимика- грусть, отвращение, заинтересованность, гордость.
2) жесты- отдай, не покажу.
2 РАЗДЕЛ. Формирование умения определять значение и воспроизводить мимику, жесты, позы на картинке:
-эмоции- печаль, огорчение, превосходство, недовольство, скука, нетерпение.
жесты- ласка, жалость, игра в мяч, расчесывание волос.
3 РАЗДЕЛ. Обучение восприятию и воспроизведению неречевых средств общения в сюжетном изображении.
-формирование умения воспринимать и воспроизводить неречевые средства общения .
4 РАЗДЕЛ. Формирование умения адекватно воспринимать и правильно воспроизводить в практических ситуациях следующие средства общения (пантомима).
- что я делаю: примерка новой шапки, пользование пылесосом, причесывание, надевание обуви, игра в мяч, чистка ногтей.
- что я чувствую: меня хвалят, идет дождь, меня ругают, увидел в лесу змею, увидел огромный гриб.
- чью работу я делаю: учитель. Почтальон.
- различные походки: походка гордого собой человека, когда попал в ботинок камушек и т. д.
5 РАЗДЕЛ. Формирование умения управлять своими эмоциями с помощью релаксационных упражнений.

Уровень умений и навыков после четвертого года обучения.

- уметь самостоятельно координировать мимические и жестовые движения.
-уметь пользоваться навыком восприятия алгоритмов лица и тела человека
- уметь произвольно изображать и правильно воспринимать основные эмоции в самостоятельной практической деятельности.
- уметь творчески использовать сформированные навыки неречевых средств в жизненных ситуациях.