Конспект урока литературы Путешествие в литературию.

ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАТЕРИК ЛИТЕРАТУРИЯ
(2-3 класс)
Разработала учитель начальных классов
«МБОУ Школа № 30 им.Л.Л.Антоновой»
Нижегородского района г.Нижнего Новгорода
Борисычева Светлана Валентиновна
Квалификационная категория первая

Цель: воспитывать читательскую  культуру детей, любовь к чтению, бережное  отношение к книгам.
Задачи:                                                                                                                       
2. Развивать интеллектуальные умения, кругозор обучающихся, познавательный интерес;
3. Развивать творческие способности, фантазию, актёрский талант детей;
4. Формировать навыки общения учащихся.
Оборудование:
-выставка детских книг, детских рисунков и творческих работ по прочитанному;
-выставка портретов детских писателей;
- костюмы сказочных героев,
- фонограмма песен «В мире много сказок», «Голубой вагон»;
- наглядный материал для проведения конкурсов;
- призы, награды участникам .

Учитель.
Сегодня у нас литературная игра-путешествие. Чтобы определить победителей у нас присутствует жюри. В него входят библиотекарь нашей школы, учителя других классов, зам директора по ВР. За каждый конкурс командам будут начисляться баллы, в конце игры жюри подведет итоги, и мы узнаем победителей.
Начинаем нашу игру.

Учитель: По электронной почте мы получили такое послание:
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
Приглашаем вас в гости на наш волшебный материк Литературия.
Герои сказок

1.Мы с хорошей сказкой неразлучны,
А чудес у сказки – до небес!
Вы представьте: как бы стало скучно,
Если б в мире не было чудес.

2.Давайте знакомые книжки откроем
И снова пойдем от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.

3.Есть земля Австралия,
Есть страна Италия,
А еще на свете есть
Вот какое чудо:
Вовсе не Австралия,
Вовсе не Италия,
А земля Читалия.

Учитель
Вот сегодня мы и отправимся на этот материк, его еще называют Литературией. Поедем ?

А поскольку это другие страны, то значит мы отправляемся за границу. У нас есть 3 команды – туристические группы. Чтобы отправиться в турне, надо получить загранпаспорта. У нас это представление команд. Вам надо было выбрать название, сделать эмблему и девиз.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД
1 команда «Лукоморье»
Девиз:Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок.
2 команда «Сказочники»
Девиз: Пусть книги друзьями приходят в дома,
Читайте всегда, набирайтесь ума.
3 команда «Оле Лукое»
Книга – лучший друг детей,
С ней живется веселей.

Учитель. Тур.группы готовы. Теперь надо выбрать на каком виде транспорта они поедут, с каким сказочным героем.

ЛОТЕРЕЯ.
- С Вини-Пухом (на воздушном шаре)
- С лягушкой путешественницей (с утками)
- С бабой Ягой (в ступе)
- С Незнайкой (на воздушном шаре)
- С Дюймовочкой (на ласточке)
- С доктором Айболитом (на волке, на орле)
- На ковре- самолете (старик Хотабыч)

Учитель
Чтобы наш транспорт заработал, надо вспомнить волшебные слова из сказок.

- Поехали.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА «Голубой вагон»

Учитель
Ну вот и подъехали к земле Литературии. Надо пройти таможню и заполнить декларацию.

КРОССВОРД










К



Р








Ч




И



О

К

А
Й
Б
О
Л
И
Т



П



Д

А



У


П


З
О
Л
У
Ш
К
А

Р



Р


О




И



Р

Л



А
К
Е
Л
А



Н



И

С



Т


Л


Т
И
Г
Р
А



О



И


И


Ы



Л
И
М
О
Н



Н
Е
З
Н
А
Й
К
А


Е







О


О


В



Ш












Б
А
Г
И
Р
А







По горизонтали:
Добрый доктор.
Бедная девушка, которая на балу потеряла туфельку.
Вожак стаи из книги «Маугли».
Зверь, поселившийся у Кенги, всегда получавший рыбий жир.
Правитель страны, в которой жил иЧиполлино.
Малыш. Который мало знал и умел.
Пантера, защищавшая Маугли.
По вертикали:
Деревянный мальчик.
Мальчик – луковка.
Старик, который построил себе дом, в котором можно было жить только сидя.
Автор, написавший сказку «Маугли».
Мальчик, спасший курицу Чернушку.
Автор сказки про страну, где жили овощи и фрукты.
Самый упитанный и красивый мужчина в полном расцвете сил.

КАРТА МАТЕРИКА
Учитель. Материк Литературия со всех сторон омывает море-окиян. В Литературии много стран, угадайте, герои каких сказок живут в этх странах.
Фиолетовая страна(герои сказок Волкова)
Голубая страна (герои сказок Волкова)
Желтая страна(герои сказок Волкова)
Розовая страна(герои сказок Волкова)

Страна Чудес (Алиса)
Страна Дураков (Буратино)
Королевство Кривых Зеркал (АБАЖ..)
Страна Лжецов (Джельсомино)
Остров Буян (князь Гвидон)
Лилипутия (Гулливер)
Страна Веселых человечков (Незнайка)
Страна обезьян (Айболит)
Страна Развлечений (Пиноккио)
Веселия (Пеппи длинный чулок)

Учитель
Ну вот мы и в Литературии. Здесь живет много народа: и больших, и маленьких.
ИГРА «Карлики и великаны»
Если герой маленький – вы приседаете, если большой – поднимаете руки вверх.
Незнайка
Гулливер
Дюймовочка
Нильс
Маугли
Мальвина
Айболит
Золушка

ПРАВИТЕЛИ
В этой местности живут многие известные люди (авторы). Они и правят жителями этих земель. Вы их должны сейчас назвать. Я читаю отрывок, а вы называете автора и находите его портрет на выставке..

Ночь настала,
Месяц всходит,
Поле все Иван обходит,
И садится под кустом.
Звезды на небе считает,
Да краюшку уплетает. (Ершов)

Месяц на небе блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь то говорит,
Будто реченька журчит. (Пушкин)

Если ты порвал подряд книжицу и мячик,
Про такого говорят: плоховатый мальчик. (Маяковский)

В доме восемь, дробь один,
У заставы Ильича,
Жил высокий гражданин
По прозванью «Каланча». (Михалков)

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфету ел. (Барто)

Уходи-ка ты домой – говорит,
Да лицо свое умой, - говорит.
А не то как налечу – говорит,
Растопчу и проглочу,- говорит. (Чуковский)

Вместо шапки на ходу,
Он надел сковороду,
Вместо валенок – перчатки
Натянул себе на пятки. (Маршак)

ЖИТЕЛИ
Правителей этого материка вы знаете, да и жителей тоже. Проверим, я называю первую часть имени сказочного героя, а вы продолжаете.
Карабас
Кощей
Емеля
Елена
Змей
Баба
Сивка

Сейчас в Литературии выбирают гимн. Свои песни для гимна предложили разные литературные герои. Нам предстоит их вспомнить. Для этого надо вспомнить, какие песни пели сказочные герои.
Колобок
Коза
3 поросенка
Машенька «Машенька и медведь»
ТЕЛЕГРАММЫ
Мы уже гуляем по материку, а дома остались родители, друзья – надо отправить им открытку. Идем на почту
Что –то случилось на почте , пришли телеграммы, а их адресаты перепутались, давайте поможем почтальонам, угадаем, кто отправил телеграмму.
Спасите! Маркиз Карабас тонет! (Кот в сапогах)
Спасайтесь! От солнца оторвался кусок. (Незнайка)
От пирогов и варенья не толстеют. (Карлсон)
Я иду к бабушке, несу ей пирожки и горшочек масла. (Красная шапочка)
МУЗЕЙ
Перед нами портреты самых известных жителей Литературии, но жители этой местности любят пошутить, они перепутали фималии и имена, отчества этих людей. Нам надо правильно их соединить.
Агния Львовна
Корней Иванович
Самуил Яковлевич
Лев Николаевич
Сергей Владимирович
Александр Сергеевич
Аркадий Петрович
Николай Николаевич
Маршак
Пушкин
Михалков
Чуковский
Носов
Гайдар
Барто
Толстой

А сейчас мы переходим в залы художественного музея. Названия картин здесь совпадает с названием сказки. Надо вспомнить название картин.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗКАМ

А в следующем зале выставлены произведения народных промыслов.
РИСУНКИ ДЕТЕЙ

Игра «Какого цвета»
В названии многих сказок есть цвета, но дождь все смыл, нам надо восстановить их:
Ш.Перро « Шапочка»
Ш.Перро « борода»
Метерлинк « птица»
В.Осеева « листья»
Погорельский « курица»
Волков « туман»
В.Бианки « шейка»
В.Бианки « горлышко»

Но побывать за границей и не встретиться с жителями этой страны, было бы непростительной ошибкой. Сейчас мы с ними познакомимся.

ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗОК
Выступление команд


МАГАЗИН
Побывать в путешествии и не привезти сувениров - такого не бывает. Отправляемся в магазин за покупками.
На витрине разложены разные вещи, чтоб их приобрести, надо назвать сказку, в которой они встречаются. Зеркальце
Волшебная палочка
Золотое яичко
Хрустальная туфелька
Цветик-семицветик
Зонтик
Телефон
Блюдце
Мыло
Шоколадка
Воздушный шарик
Золотой ключик
Зернышко
Сапоги-скороходы
Скатерть-самобранка
Музыкальная шкатулка
Волшебная лампа
Мочалка
Перчатки

Ну вот подошло к концу наше путешествие. Понравилось вам?

СЛОВО ЖЮРИ

Учитель.
В нашей игре проигравших нет, все мы получили радость от общения с литературой. Вы можете путешествовать в Литературию сами каждый день, для этого надо только взять в руки книгу и начать ее читать.
Соединишься с книгой,
Лампа над столом
И сразу вдруг куда-то улетаешь!
И не читаешь книгу о былом,
А сам бежишь, сражаешься, стреляешь.



15