Системный подход как общеметодологический принцип науки: его сущность и история развития.


Системный подход как общеметодологический принцип науки: его сущность и история развития.
«Нигде так не нужны широкие философские взгляды, основанные на общих идеях, как в педагогике, где будничная работа и индивидуальный опыт сильно суживают воспитание», - утверждал Г.Г. Гербарт .
Исходные позиции системного подхода, его главные методологические посылки, в основе которых лежат идеи целостности, сложной организованности объекта, его открытости, а также внутренней активности и динамизма разрабатывались в философии на протяжении длительного периода времени.
Сама идея о том, что окружающий нас мир есть нечто целое, где вещи и явления связаны друг с другом многочисленными отношениями, уходит глубоко в древность. В ясной форме она выступает уже у первых античных философов Фалеса, Демокрита и Гераклита, а затем находит дальнейшее развитие у Сократа, Платона и Аристотеля. Г.И. Рузавин отмечает, что идея целостного, системного подхода к миру шла рука об руку с развитием античной диалектики.
Попытки проследить генезис понятия «система» предпринимались неоднократно. Круг значений слова «система» в греческом языке весьма обширен: сочетание, организм, устройство, организация, союз, строй, руководящий орган (124). Поэтому при определении его первоначального онтологического содержания возможны различные мнения. Первоначально понятие «система» было связано с формами социально-исторического бытия, однако уже у первых стоиков встречается его толкование как «мировой порядок» (21, 144). Эпикур же использовал понятие «система» для обозначения определенной суммы знаний.
Вобрав в себя суть таких понятий, как «порядок», «организация», «целостность», и в то же время не сводясь по своему субъективному содержанию полностью ни к одному из них, понятие «система» в древней философии стало аксиоматическим.
Впервые определение понятия «система» встречается у представителей метафизического материализма. Так, французский просветитель Э.Б. Кондельяк писал: «Всякая система есть не что иное, как расположение различных частей какого-либо искусства или науки в известном порядке, в котором последние части объясняются первыми» .
«Под системой же, - писал Кант, - я разумею единство многообразных знаний, объединенных одной идеей» (68,т.3,с.680). Это лаконичное определение весьма содержательно, так как включает в себя основные характеристики системы вообще. Кроме того, мы считаем, что в отличие от метафизического определения системы Кондельяка, где фиксируются только положительные особенности системы (порядок, взаимообусловленность), в определении И. Канта отражено противоречие, а следовательно - движение, развитие.
По Гегелю, всякий предмет исследования - саморазвивающаяся система, это «система ступеней, каждая из которых ...вытекает из другой» . Он представил картину диалектического процесса развития систем от низшей к высшей, как цепь взаимопереходов количества и качества. Гегель, по существу, завершил развитие и самого понятия «система», наполнив содержанием, которое вывело его в ранг философских категорий.
К. Маркс применил понятие системы к анализу человеческого общества, рассматривая его не как механическое объединение индивидов, а как организованную, упорядоченную систему, в которую включен и в которой формируется и развивается человек . На идеи системности опиралась и эволюционная теория Ч. Дарвина.
На рубеже ХIХ-ХХ веков начали интенсивно развиваться организмические теории в биологии и функциональные в медицине, появились системно-структурные теории в химии (периодическая система Менделеева, теория химического развития Бутлерова), были созданы неевклидовы геометрии Лобачевского, Римана, неклассическая физика Эйнштейна и др. В это же время складываются представления о системах разных уровней и специфических средствах деятельности, возникают идеи полисистемности мира. Все это несло в себе информацию о специфике самых разнопорядковых систем действительности и их закономерностей, о гнесеологических и методологических проблемах, возникающих в связи с исследованием систем (144,с.37). Это в свою очередь стало предпосылкой для разработки более конкретных концепций системности. В 40-е годы XX столетия по инициативе австрийского ученого Л. Берталанфи начинаются исследования методологического аспекта принципов системного подхода. Возникает «системное движение». В рамках этих исследований выявляются и обосновываются общие закономерности функционирования разнообразных систем - биологических, математических, лингвистических, социальных и т.д., создается «общая теория систем» .
При этом в качестве рабочего принимается следующее определение системы: система - это «множество элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство» (183, с.363). Это лишь одно из множества определений понятия «система». Только в работе «Основы общей теории систем» В.Н. Садовского анализируется более сорока определений понятия система (144). По структуре и содержанию все они могут быть разделены на три группы:
в первую группу войдут определения, характеризующие систему как класс математических моделей (система есть математическая абстракция, которая служит моделью динамического явления);
во вторую - определения системы через такие понятия, как «элементы», «отношения», «связь», «целое», «целостность», «совокупность» (система - это множество элементов некоторой совокупности, находящихся в
определенных связях и отношениях между собой, которое образует определенную целостность, единство); - в третью группу вошли определения системы через понятия «вход», «выход», «переработка информации», «управление», «координирование», «взаимодействие».