Статья по английскому языку на тему Системный подход к обучению английского языка


Системный подход к обучению английского языка.
Познакомившись в свое время с новым УМК по английскому языку и, узнав, что над его созданием трудилась команда из методистов, учителей-практиков и психологов, пришло осознание того, что и к обучению английскому языку необходимо так же подходить с позиции системы.
По этой причине в течение всего промежутка времени и до сего дня планомерно включаю в процесс обучения такие аспекты, как психолого-педагогический подход и педагогический мониторинг учебного процесса на уроках английского языка на базе табличного процессора Excel. Последнее направление показало себя, как наиболее оптимальная форма контроля и диагностики знаний учащихся.
На базе табличного процессора Excel контроль и диагностика проводятся по четырем видам деятельности: чтение, письменная речь, устная речь и аудирование. Мониторинг учебного процесса представлен в виде четырех таблиц со списком учащихся класса, каждая таблица отвечает за один из видов деятельности. После проведения контроля в таблицу напротив каждой фамилии вносятся отметки, и учитель имеет возможность отслеживать динамику развития ученических знания и умений. Кроме того, создается одна сводная ведомость, по которой педагог оценивает деятельность учеников по всем четырем направлениям и может корректировать их и свою работу, делая упор на том направлении, которое имеет более низкий показатель у отдельного учащегося или класса в целом.
Результатом диагностики, осуществляемой в ходе педагогического мониторинга на уроках английского языка, является улучшение основного показателя качества знаний по предмету.
Педагогический мониторинг позволяет регистрировать не только учебные достижения, но и уровень готовности ученика к участию в учебном взаимодействии (уровень сформированности иноязычной интерактивной компетенции), что способствует повышению мотивации достижений учащегося и стимулирует процесс работы над теми параметрами иноязычного общения, которые не достигли должного уровня.
Едва ли не каждому педагогу, приходилось наблюдать со стороны какого-нибудь ученика особенно на начальном этапе обучения отсутствие мотивации к изучению предмета. Первая реакция учителя на подобные высказывания обычно достаточно бурная и эмоциональная. Педагог пытается привести самые веские доводы в пользу человека, владеющего хотя бы одним иностранным языком. Но приходит опыт, а вместе с ним осознание того, что словесная демонстрация пользы от знания иностранного языка, неубедительна.
Спонтанное применение на одном из уроков системного подхода и дальнейшая оценка его эффективности и преимущества над другими подвигли меня к более тщательному его изучению и применению в своей педагогической практике.
На уроке, о котором идет речь, ученикам 11 класса авторами учебника было предложено прочитать микротексты с целью извлечения необходимой информации об истории индоевропейских языков. Материал был представлен в виде древа, но поскольку одна его ветвь рассматривалась подробным образом, а вторая не несла никакой информации, кроме той, что данная ветвь существует, то, как это и случается с учениками любознательными, именно эта ветвь и привлекла их большее внимание и вызвала массу вопросов.
Для того чтобы более полно раскрыть тему зарождения и развития английского языка, пришлось углубиться в лингвистику, литературу, географию и историю, изучить события того периода, обсудить, каким образом они могли повлиять на становление языка, найти исторические и литературные произведения, подтверждающие или опровергающие наши предположения.
В частности, дети сумели самостоятельно прийти к заключению, что самым вероятным способом влияния на развитие английского языка могли быть языки государств, расположенных в непосредственной близости от Британских островов. Прибегнув к помощи интернета, нашли подтверждение гипотезе и продолжили развивать идею, перейдя к сферам влияния.
На данном этапе удалось определить, что воздействие на преобразование языка оказывалось в различных направлениях. Вторжение англосаксов и захват власти повлекли за собой переустройство многих систем государства, изменение образа жизни местного населения и непосредственно языка.
Таким образом, на уроке был рассмотрен один конкретный объект – зарождение и развитие английского языка – в единой историко-географической и лингвистической системе. Работа в классе проводилась с применением историко-сравнительного метода, то есть были сопоставлены данные определенного периода в истории развития английского языка.
Кроме того, ученики сумели выявить сходные преобразования в других германских языках. Например, из одной интернет статьи ребята узнали о сходных типологических преобразованиях, присущих всем германским языкам.
Благодаря системному подходу, весь материал, под руководством педагога добытый учащимися из интернет источников, был подвергнут анализу, обобщен и систематизирован.
В данном случае большую роль сыграло сознательное организованное педагогическое воздействие, смысл которого заключался в том, чтобы использовать основные механизмы и условия учебно-воспитательного процесса.
Подводя итог выше сказанному, хочется подчеркнуть, что по-настоящему заинтересованный в мотивированном и успешном ученике педагог непрестанно стремится к самообразованию, саморазвитию, совершенствованию изученных и созданию собственных подходов в обучении.