Современные образовательные технологии на уроках ОБЖ как системный подход к обучению и воспитанию.

Современные образовательные технологии на уроках ОБЖ как системный подход к обучению и воспитанию

Юнусова Л.Н., преподаватель-организатор ОБЖ
Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом. И в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.
В настоящее время новые требования к профессиональному образованию вступают в противоречие с традиционными системами обучения. В связи с этим необходима модернизация традиционного обучения и осуществление инновационного подхода к обучению. Сущность современного образовательного процесса заключается в обновлении содержания обучения, создании образовательной среды, способствующей развитию у обучающихся творческого и критического мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности, формированию умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.
В связи с этим ключевое значение для деятельности учреждений среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС имеют современные педагогические технологии формирования общих и профессиональных компетенций. 
На современном этапе развития образования повышаются требования к теоретическому обоснованию образовательных технологий, определяющих эффективность процесса обучения, а также требования к работникам профессионального образования, которые должны уметь мыслить и действовать творчески, развивать те же качества у обучающихся. Способность к инновационной работе становится важным признаком профессиональной компетентности, в новых условиях существенно меняется роль преподавателя, он становится модератором образовательного процесса, при котором новые образовательные задачи решаются с помощью новых технологий на основе компетентностного подхода.
Понятие «образовательная технология» в литературе трактуется по-разному.  Её можно рассматривать -  как технологию всего образовательного процесса в техникуме, где содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, а педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения и воспитания в соответствии с программой, личными приоритетами обучаемого и поставленными педагогическими задачами.
«Технология – это проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности». 
Выбор технологий обучения преподаватель осуществляет, руководствуясь, прежде всего, своим педагогическим опытом, уровнем владения педагогическим инструментарием, требованиями ФГОС СПО. Ориентация технологий обучения на самостоятельную, исследовательскую работу, развитие творческих качеств у студентов требует перестройки оценки качества усвоенных знаний, навыков и способностей. Такая перестройка предусматривает возможный отказ от традиционной экспертной оценки в пятибалльной шкале и введение в контрольно-оценочную сферу педагогических измерений, обеспечивающих многомерные оценки качества учебных достижений. В современном обществе, когда речь идет о качестве подготовки выпускников, на первый план выходят потребности работодателя, которые связаны, в основном, с профессиональными требованиями к подготовке выпускников, с их умениями применять свои знания в реальных профессиональных ситуациях. Для решения этой проблемы, необходимо вовлекать каждого студента  в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя современные образовательные технологии, необходимые для активной мыслительной деятельности, развития коммуникативной компетенции обучающихся, технологии, основанные на сотрудничестве, сотворчестве, где преподаватель выступает в роли партнера, координатора, консультанта. Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными формами проведения занятий.
Перечень используемых технологий достаточно обширен:
технология проектной деятельности;
игровые технологии;
технология проблемного обучения;
технология развития критического мышления;
технология коммуникативного обучения;
технология модульного обучения;
информационно-коммуникационные технологии;
технология педагогических мастерских;
технология эвристического образования;
индивидуальная образовательная траектория;
технология активного обучения;
технология анализа конкретных ситуаций (кейс – метод);
здоровьесберегающие образовательные технологии;
технология диалектической активности
Технология проектной деятельности – очень популярная, её используют и в рамках воспитательной работы со студентами. Выбор данной технологии не случаен.  В соответствии с проектным подходом в обучении формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся рассматривается как специально организованная самостоятельная образовательная деятельность обучающихся под руководством педагога по решению значимой для них проблемы. Именно проектный метод позволяет сформировать конкретные единицы проектировочных умений, которые образуют основу общих и профессиональных компетенций будущего специалиста. Технология проектной деятельности развивает интеллектуальный и творческий потенциал, самостоятельность, способствует успешной социализации личности. На уроках ОБЖ данную технологию можно применить практически в любом разделе учебной программы, а также для подготовки к научно-практической конференции студентов. Развитие проектировочных умений обучающихся средствами проектных технологий, использование метода проектов при изучении как общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин, так и профессиональных модулей обеспечивает условия для формирования проектировочных умений обучающихся и овладения обобщенными способами профессиональной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии  активно применяют в образовательном процессе. Популярность вышеназванной технологии связана с тем, что современный период развития общества характеризуется влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. В рамках реализации стандартов нового поколения особая роль отводится информатизации образования.
Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению обучающегося в информационное общество. Педагог становится ключевой фигурой программы внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование. Следовательно, меняется профессиограмма преподавателя и уровень его профессиональной компетенции. Усиление роли информатизации в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетенции преподавателей и студентов.
В рамках реализации новых стандартов актуальность использования  технологии модульного обучения возрастает, так как она содействует развитию самостоятельности студентов, обеспечивает индивидуализацию обучения, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
С целью развития познавательной деятельности, формирования определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развития общих компетенций на уроках ОБЖ  использую на занятиях игровые технологии. Практика подтверждает эффективность применения игровых технологий,   в особенности на 1 курсах, поскольку они способствуют преодолению трудностей, связанных с процессом адаптации студентов к новым условиям обучения. В этом учебном году в целях закрепления знаний по теме «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера» в четырех группах первого курса я провела урок-игру «К аварии готовы! Будем действовать!» для отработки моделей поведения при возникновении ЧС.
Технологии активного и  проблемного обучения. Технологии направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, развитие самостоятельного творческого и профессионального проблемного мышления, развитие способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи, а также аналитических, коммуникативных и других педагогических умений и рефлексивных способностей обучающихся.
Технология критического мышления предполагает развитие творческого мышления, умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, высказывая при этом собственное мнение.
Здоровьесберегающие образовательные технологии играют особую роль в организации учебно-воспитательного процесса. Данные технологии формируют культуру здоровья, развивают мотивацию к осознанному отношению к здоровью, обеспечивают информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.
В образовательном процессе можно успешно применить  технологию анализа конкретных ситуаций (например, при изучении темы «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья» студенты с интересом работают с различными ситуациями, высказывают очень интересные мысли и предлагают различные способы решения проблем).
Такие образовательные технологии, как метод коммуникативного обучения, эвристического образования, педагогических мастерских, индивидуальная образовательная траектория, направленные на формирование у специалиста навыков анализа и критического мышления, развитие коммуникативных навыков, презентационных умений, умений эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения, умение действовать в нестандартных ситуациях, осуществление саморазвития обучающегося, креативности, социальной компетенции, основанные на индивидуальном подходе к обучающимся.
На мой взгляд, в чистом виде использовать только одну технологию невозможно, целесообразно сочетать различные методы, приемы и формы организации образовательного процесса для достижения наибольшего эффекта от их использования. Можно утверждать, что апробированные в образовательном процессе технологии, интерактивные методы, приемы способствуют достижению результатов современного образования.















Заголовок 1 Заголовок 215