Использование орнаментов при изготовлении женской национальной одежды (камзола).

Использование орнаментов при изготовлении женской национальной одежды (камзола).





Мукрам Мухамедовна Шавхалова
учитель технологии
сш.им. Ж.Тобаякова
с.Жайнак
Кербулакского района
Алматинской области

Цели:
-продолжить изучение народного фольклора, повторить виды орнамента, способы их применения, углубить знания о казахском народном прикладном искусстве;
-развивать: мелкую моторику рук, навыки вышивания на ткани; элементы народной педагогики;
-воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, эстетические чувства, трудолюбие.

Оборудование и наглядность:
1.Ткань, нитки, иглы, ножницы, наперсток, пяльцы.
2.«Орнамент»- буклет.
3. Диск с записью видов национальной одежды и орнаментов;
4.Карточки с видами вышивки.

Структура урока:

1.Организационный момент.
2.Основная часть.
Опрос домашнего задания.
Сообщение темы и цели урока.
Сообщение нового материала.
Запись в тетрадях.
Практическая работа.
Закрепление.
3.Заключительная часть.
Подведение итогов.
Оценки.
Уборка рабочего места.

1.Организационный момент.
Организация класса, проверка рабочих мест, рапорт дежурного.
2.Повторение домашнего задания.
Вопросы:
- Какие виды верхней одежды у казахского народа вы знаете?
(Правильный ответ: ишик- ішік,тон; халат-шапан;женская безрукавка-Kамзол;женское платье-к™йлек;штаны.шаровары-шалбар)
-Какие материалы использованы в изготовлении этих видов одежды?
-Какие виды узоров вы узнаете на них?
3.Повторение видов узоров.
Раздаю конвертики. В конвертах рисунки с изображением орнаментов.
-Какие орнаменты изображены на этих рисунках?
Учитель: эти узоры и орнаменты всегда с нами, мы их всегда и везде встречаем. У казахов много предметов с орнаментами. Это и одежда, и предметы быта.
Тема нашего урока: «Использование орнаментов при изготовлении женской национальной одежды (камзола)». Тему запишите в тетрадь.
4.Объяснение нового материала.
Учитель:
К женской одежде относится камзол- легкая распашная одежда, сшита по фигуре с расширяющимися книзу полами. В зависимости от того, шилась она с рукавами или без, к ее названию добавлялись соответствующие слова. Например, камзол без рукавов назывался жеSсіз Kамзол, с рукавами жеSді Kамзол или шолаK Kамзол( с короткими рукавами).
Камзолы шили из бархата и других ярких тканей, на одинарной подкладке из ткани или шерсти. Молодые девушки носили камзолы более ярких цветов, чем женщины среднего или пожилого возраста. Даже небогатые женщины имели праздничные камзолы, украшенные вышивкой или орнаментом.
Характер орнамента всегда гармонировал с формой одежды. Богат и самобытен язык народного орнамента: каждый узор мог рассказать свою историю. Тех мастеров, которые придумывали орнаменты называли- оюшы (чертежниками-аппликаторами). В орнаменте казахского народа сосредоточена сложная и богатая система художественных традиций, где нет ничего случайного, где каждый имеет определенный смысл и характерный философский оттенок.
5. Запись в тетрадях.
Запишите то, что мы сегодня прошли на уроке, с чем познакомились.
6.Практическая работа.
1) Вводный инструктаж. Подготовка рабочего места.
Соблюдение техники безопасности с ножницами, иглой.
2) Текущий инструктаж.








13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415







Рисунок 2E:\Documents and Settings\0\Рабочий стол\Рисунок1.jpgВђ Заголовок 1Вђ Заголовок 2Вђ Заголовок 3Вђ Заголовок 4Вђ Заголовок 5Вђ Заголовок 6Вђ Заголовок 7Вђ Заголовок 8Вђ Заголовок 915