Тема по самообразованию Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку


казенное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) школа №1»
Отчет по теме самообразования
«Личностно-ориентированные технологии
в обучении английскому языку»
члена Методического совета Учреждения
Гусевой Ирины Валентиновны
Шексна
2017
Личностно-ориентированные технологии в обучении английскому языку
Содержание
План работы над темой
Актуальность темы и цель работы
Сущность понятия «технология».
Концепция личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированные технологии
Личностно – ориентированные технологии на уроках английского языка
Рекомендации по проведению личностно-ориентированного урока.
Личный опыт учителя по применению личностно – ориентированной технологии на уроках английского языка
2.Актуальность темы:
Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком (ИЯ) пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание ИЯ жизненно важно. Поэтому мотивация к изучению его резко возросла. Однако трудностей на пути овладения ИЯ не убавилось. Основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. Компенсировать это можно и нужно за счет разработанных в методике методов, подходов и технологий обучения. Речь идет о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении ИЯ, который относится к гуманистическому направлению в педагогике.
Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования и на весь учебно-воспитательный процесс в целом, способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.
Цель:
Заложить в учащихся механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самовоспитания, необходимые для становления самобытной личности.
3. Сущность понятия «технология»
Прежде чем подробнее остановиться на личностно-ориентированных технологиях обучения, попробуем разобраться с понятием технология вообще и технологическими вариантами в образовательном процессе.
«Технология» в широком смысле этого слова - наука о мастерстве.
techno - искусство, мастерство logos - наука, закон
Технология обучения – это:
Совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации.
Наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств.
Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь).
Содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
Модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов).
Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Система, включающая некоторое представление ПРО, средств диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий (В.В. Гузеев).
Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:
цели обучения;
содержание обучения;
средства педагогического воздействия;
организация учебного процесса;
ребёнок,
педагог;
результат деятельности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция обучающегося в образовательном процессе, отношение к нему со стороны учителя. Здесь выделяются несколько типов технологий:
авторитарные технологии;
дидактоцентрические технологии;
личностно-ориентированные технологии, в рамках которых самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
4.Концепция личностно-ориентированного обучения
При освоении любой науки целесообразна широкая опора на все аспекты субъективного опыта, как это имеет место в ходе приобретения обыденного знания. Поэтому в обучении необходимо учитывать естественную логику познания, которая свойственна психологии и физиологии ребенка, а не только логику научной дисциплины.
Для построения личностно-ориентированной технологии обучения необходимо исходить из следующих ключевых позиций:
- необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;
- вокруг ученика «выстраивать окружение» из явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни;
- обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия: «вижу» - «слышу» - «чувствую»;
- постоянно создавать смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления);
- целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии;
- обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно, например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность;
- большое внимание уделять качественным задачам;
- использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной;
- постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление
- создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности) ожиданий различных результатов обучения;
- необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин, КВН, конференций), посвященных широкой интеграции знаний;
- расширять спектр личностного выбора ученика;
- способствовать развитию позитивной «Я-концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.
Теперь определим характер деятельности учителя на данном уроке. Итак, личностно-ориентированным может считаться такой урок, на котором педагог:
•использует разнообразные формы, приемы и методы организации учебной деятельности, учитывающие и обогащающие субъектный опыт учащихся;
•обеспечивает мотивацию учебной деятельности, создает положительный эмоциональный настрой;
•озвучивает не только тему урока, но и план деятельности на уроке;
•строит отношения на основе поддержки, поощрения, создания ситуации успешности, формирует позитивную Я - концепцию учеников;
•осуществляет дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности развития и устойчивые предпочтения учащихся;
•создает на уроке ситуации общения, позволяющие каждому учащемуся проявить инициативу, самостоятельность, использовать и развивать свои индивидуальные способности;
•подталкивает ученика на нахождение своего способа работы (решения проблемы), организует поиск наиболее рациональных приемов работы;
•создает проблемные ситуации, использует творческие задания;
•задавая домашнее задание, объясняет, что и как нужно делать, помогая учащимся выбрать наиболее рациональные способы его выполнения;
•проводит рефлексию, то есть организует обсуждение учениками того, чему научились, что вызвало трудности, как удалось их преодолеть, что понравилось больше всего;
•оценивает процесс достижения учеником определённых успехов, его персональный прогресс, дает краткий комментарий его работы на уроке и только потом выставляет отметку.
Таким образом, наличие у современного педагога знаний о сущности и структуре личностно-ориентированного обучения, умение учителя организовать урочную и внеурочную деятельность на основе данной технологии, позволяют ему более целенаправленно и эффективно раскрывать потенциал каждого ученика, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности, развития субъектности и индивидуальности каждого учащегося.
5.Личностно-ориентированные технологии:
На основе личностно-ориентированного подхода можно выделить ряд педагогических технологий, которыми учитель должен владеть при проведении урока:
1.Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии)
2. Проблемно-поисковая технология.
3. Игровая технология
4. Сценарно-контекстная технология
5. Проектная технология
6. Рефлексивное обучение и воспитание
Личностно-центрированные технологии
Исследовательская (проблемно-поисковая)
Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие"
Коммуникативная (дискуссионная)
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения
Имитационного моделирования (игровая)
Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Психологическая (самоопределенческая)
Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.
ДеятельностнаяХарактерной чертой этой технологии является способность учащегося проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Рефлексивная
Особенностью этой технологии является осознание обучающимся деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.
Если особенности всех технологий объединить в одну, то получится интегральная технология.
6.Личностно – ориентированные технологии на уроках английского языка
Обучение в сотрудничестве (cooperative learning),
обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Некоторые варианты обучения в сотрудничестве.
1.Student Team Learning (STL, обучение в команде).
а)Student-Teams - Achievement Divisions – STAD и командно-игровую (Teams-Games-Tournament - TGT).
2. Jigsaw (в дословном переводе с английского - ажурная пила, машинная ножовка). В педагогической практике такой подход именуется сокращенно "пила". Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Такая работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала.
3.Learning Together ( Учимся вместе)
7. Рекомендации к проведению личностно-ориентированного урока.
Изучив методическую литературу по данному вопросу, работы психологов и педагогов, обобщив опыт коллег, использующих в своей работе личночстно-ориентированное обучение в работе придерживаюсь следующих рекомендаций:
Рекомендации к проведению урока:
1.Использование разнообразных форм и методов организации работы учащихся, начиная от интерактивных и заканчивая самостоятельной. Готовясь к уроку очень важно продумать, каких формы работы вы будете использовать, на каких этапах урока и почему.
2. Создание атмосферы заинтересованности в работе класса
Проблема – умение удерживать мотивацию в течение всего урока. Учитель должен хорошо знать класс, в котором он работает, уметь дать характеристику каждому ученику.
3. Дифференцированный подход.
На уроках английского языка мы работаем в малых группах, в отличие от других предметов и учитель, как правило, имеет богатый дидактический материал, который должен быть дифференцированным и ориентированным на всех детей класса, учитывать разную степень обученности. Это значит, учитель должен знать психофизиологические особенности ученика. Применения заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала; (словесную, графическую, условно-символическую). Установление объема заданий для каждого ученика;
4.Стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке. Учитель подбирает разные типы заданий из разных источников.
5. Создание педагогической ситуации общения.
Проблема – доминирование учителя на уроке. Соотношение речи учителя и учащихся на уроке. Необходимо создавать разнообразные ситуации , в которых ученик мог бы себя проявить, проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. Например, применяя технологию сотрудничества, даже слабый ученик будет принимать активное участие в общении со сверстниками, зная, что он получит от них поддержку.
6.Рефлексия в конце урока
При опросе на уроке анализировать не только правильность или неправильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность;
Оценивание, один из важнейших аспектов, особенно для ученика, который ждёт оценку в конце урока.
8. Личный опыт учителя по применению личностно – ориентированной технологии на уроках английского языка
1.Составление плана-конспекта.
Он содержит рефлексивную часть, обязателен момент целеполагания, по-новому строится контрольно-оценочная деятельность.
1.Продумываю, какие формы и методы буду использовать, на каких этапах уроках и почему.
2.Использую различные приемы для создания положительной мотивации учащихся к организации учебной деятельности и создание атмосферы заинтересованности в работе
3. Ставлю проблему, к которой подвожу обучающихся класса с помощью наглядности ( это может быть слайд презентации, короткое видео и др), наводящих вопросов.
4.Обязательно учитываю парную и групповую формы деятельности обучающихся, для этого заранее отслеживаю взаимоотношения обучающихся в классе, в начале года беседую с сотрудниками воспитательного отдела, изучаю психологические характеристики обучающихся.
5.Продумываю дифференцированные задания для отдельных учащихся, групп. Это необходимо особенно в условиях вечерней школы, где большинство обучающихся имеют пробелы в языковой подготовке, а зачастую её полное отсутствие из-за предыдущего обучения в коррекционных школах, изучения другого, отличного от английского языка и т.д. Учитываю разную степень обученности, часто допускаю высказывания на русском языке, стараюсь снимать трудности различными способами.
6.Подбираю материал из разных источников, различные виды заданий, пользуюсь материалами коллег, размещающих свои разработки на сайтах Инфоурок, Копилка уроков.
7.Продумываю вопросы рефлексии в конце урока. Стараюсь организовать обсуждение учениками того, чему научились, что вызвало трудности, как удалось их преодолеть, что понравилось больше всего.
Заключение
Практика показывает, что организация личностно-ориентированных уроков приводит к  заметным результатам, так как:
- такое построение уроков позволяет учащимся осознать способы получения знаний;
- ученик становится субъектом учебной деятельности, приобретая главное умение – умение самостоятельно учиться;
- личностно ориентированный урок даёт возможность широкого применения групповой и парной форм работы;
- развивает умения учащихся по постановке цели, прогнозированию предстоящей деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексии.
Библиография
Горелик И.Ф. Педагогический анализ личностно ориентированного урока И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч. – 2010. – № 3. –С. 115–117.
Горелик И.Ф. Характерные черты личностно ориентированного урока И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч.– 2010. – № 6. –С. 130– 131.
Лукьянова М.И. Методика анализа личностно ориентированного урока по предметам основной школы [Текст] /М.И. Лукьянова, Н.А. Разина, Т.Н. Абдуллина //Завуч. – 2008. – № 2. – С. 13–22.
Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока //Завуч. – 2008. – № 2. – С. 5–12. Лукьянова, М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации //Завуч. – 2007. – № 2. – С. 35–43.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2010. – 176 сИнтернет-ресурсы