Системный подход и реализациия ФГОС по предмету Музыка — 6 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 173
с углубленным изучением отдельных предметов



«Рассмотрена» и «принята»
школьным методическим
объединением учителей
начальных классов
Протокол №1
от « » _______2013 г.
.
.

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 173
_________ О.А.Докукина
« » _____________2013г.






Рабочая программа
по музыке 5-7классы
(основное общее образование, базовый уровень)
на 2013-2014 учебный год





















г. Нижний Новгород
2013 год


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-7-х классов.
Программа включает четыре раздела:
«Пояснительная записка», где представлены общая характеристика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; результаты изучения учебного предмета на нескольких уровнях личностном, метапредметном и предметном; описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
«Содержание учебного предмета, курса», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
«Календарно-тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания предмета «Музыка» в современной школе.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.

Актуальность изучение данного курса «Музыки» знакомит с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Каллас; С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина; Е. Мравинского, А. Свешникова, Г. фон. Караяна и др.; исполнительских коллективов: Русского народного академического хора им. М.Е. Пятницкого; Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова; Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и др.

Задачи изучения курса

о знакомления с исполнительским творчеством различных оркестровых коллективов (симфоническими, камерными, духовыми, оркестрами народных инструментов, эстрадно-джазовыми и др.);
выявления общего и особенного в академическом и народном направлениях хорового исполнительства в России и других странах мира;
высказывания своего отношения к прослушанным дома музыкальным теле-радио передачами и к ним;
создания собственной коллекции музыкальных аудио-, видеозаписей;
изучения популярной литературы, посвященной различным сторонам музыкальной жизни страны и мира;
использования информационно- коммуникационных технологий для сочинения, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений;
поиска и отбора музыкальных произведений в сети Интернет для самостоятельного ознакомления с ними;
приобретения и применения знаний, умений и навыков в области музыкального самообразования.
Специфика курса музыки и ее место в ряду других видов искусства. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. Мир, человек, природа, события истории и наша современность – главные темы искусства. Родство художественных образов разных искусств и взаимодополнение их выразительных средств. Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др. Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; пробуждение душевной отзывчивости; формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познание мира в уникальной музыкально-образной форме.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.В.В. Алеев, Т.Н.Кичак,Т.И.Науменко «Музыка»: Учебник для учащихся 5-7 классов начальной школы – М.: Просвещение, 2009
2.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5-7 кл.: М.: Просвещение, 2011;
1.Пособие для учителя /Сост. В.В. Алеев, Т.Н.Кичак,Т.И.Науменко М.: Просвещение, 2004;
3.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5-7 классов mp3,М., Просвещение, 2009 г.
Составитель: Михеева Е.О.

Цели курса

развитиемузыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


Общая характеристика учебного предмета


Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1.формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
2.воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
3.развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
4.освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
5.овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.
В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целомпознавательному развитию школьников.
Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.
Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Основное содержание образования в программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». В них включаются разделы: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.


Место курса «Музыки» в учебном плане

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов 1ч. в неделю.
Предмет «Музыка» изучается в 5-7классах в объёме не менее 102 часов .


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
в формировании основ художественного мышления;
в ориентации на успешную социализацию растущегочеловека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

Содержание курса

5 КЛАСС(34ч)
Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»
Музыка рассказывает обо всем.
Древний союз
Истоки.
Искусство открывает мир.
Искусства различны, тема едина.
Часть первая. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
Слово и музыка
Два великих начала искусства.
«Стань музыкою, слово!»
Музыка «дружит» не только с поэзией.
Песня
Песня верный спутник человека.
Мир русской песни.
Песни народов мира.
Романс
Романса трепетные звуки.
Мир человеческих чувств.
Хоровая музыка
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.
Что может изображать хоровая музыка.
Опера
Самый значительный жанр вокальной музыки.
Из чего состоит опера.
Балет
Единство музыки и танца.
«Русские сезоны в Париже».
Музыка звучит в литературе
Музыкальность слова.
Музыкальные сюжеты в литературе.
Часть вторая. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Образы живописи в музыке
Живописность искусства.
«Музыка сестра живописи»
Музыкальный портрет
Может ли музыка выразить характер человека?
Пейзаж в музыке
Образы природы в творчестве музыкантов.
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-
импрессионистов.
«Музыкальная живопись» сказок и былин
Волшебная красочность музыкальных сказок.
Сказочные герои в музыке.
Тема богатырей в музыке.
Музыка в произведениях изобразительного искусства
Что такое музыкальность в живописи.
«Хорошая живопись это музыка, это мелодия».
Подводим итоги.

6 КЛАСС (34 ч)
Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?
Музыка души.
«Тысяча миров» музыки
Наш вечный спутник.
Искусство и фантазия.
Искусство память человечества.
В чем сила музыки.
Волшебная сила музыки.
Волшебная сила музыки.
Музыка объединяет людей.
Как создается музыкальное произведение
Единство музыкального произведения.
Ритм
«Вначале был ритм».
О чем рассказывает музыкальный ритм.
Диалог метра и ритма.
От адажио к престо.
Мелодия
«Мелодия-душа музыки».
«Мелодией одной звучат печаль и радость».
Мелодия «угадывает» нас самих.
Гармония
Что такое гармония в музыке.
Два начала гармонии.
Как могут проявляться выразительные возможности гар-
монии.
Красочность музыкальной гармонии.
Полифония
Мир образов полифонической музыки.
Философия фуги.
Фактура
Какой бывает музыкальная фактура.
Пространство фактуры.
Тембры
Тембры музыкальные краски.
Соло и тутти.
Динамика
Громкость и тишина в музыке.
Тонкая палитра оттенков.
Чудесная тайна музыки
По законам красоты.
Подводим итоги (обсуждение с учителем).

7 КЛАСС (34 ч)
Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»
О единстве содержания и формы в художественном произ-
ведении.
Часть первая. СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ
Музыку трудно объяснить словами.
В чем состоит сущность музыкального содержания.
Каким бывает музыкальное содержание
Музыка, которую можно объяснить словами.
Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.
Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада».
Когда музыка не нуждается в словах.
Музыкальный образ
Лирические образы в музыке.
Драматические образы в музыке.
Эпические образы в музыке.
О чем «рассказывает» музыкальный жанр
«Память жанра».
Такие разные песни, танцы, марши.
Часть вторая. ФОРМА В МУЗЫКЕ
«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.
Что такое музыкальная форма
«Художественная форма это ставшее зримым содержа-
ние».
Виды музыкальных форм
Почему музыкальные формы бывают большими и ма-
лыми.
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.
О роли повторов в музыкальной форме.
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»:
двухчастная форма.
«Ночная серенада» Пушкина Глинки: трехчастная
форма.
Многомерность образа: форма рондо.
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской»
симфонии Д. Шостаковича: вариации.
Музыкальная драматургия
О связи музыкальной формы и музыкальной драма-
тургии.
Музыкальный порыв.
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь
Игорь».
Развитие музыкальных тем в симфонической драма-
тургии.
Формула красоты.

Формы контроля уровня обученности
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- хоровое пение;
- индивидуальное пение.

Требования к уровню подготовки учащихся
понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;
умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности.





Цифровые образовательные ресурсы


1.Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-7 классы.- М.: Дрофа.2009.
2.Учебник: Науменко Т.И., Алеев В.В. 7 класс – М.: Дрофа. 2009.
3.Дневник музыкальных размышлений. Науменко Т.И., Алеев В.В. 7 класс – М.: Дрофа. 2009.
4. Фонохрестоматия. Музыка. Науменко Т.И., Алеев В.В. 7 класс – М.: Дрофа. 2002.

Печатные пособия
1.Атласы музыкальных инструментов.
2.Портреты композиторов.
3.Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
4.Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал:
1.Карточки с признаками характера звучания.
2.Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.
3.Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
2.Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
3.Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
4.Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».













5 класс «Музыка» Тематическое планирование.
О чем рассказывает музыка 34


№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования
к уровню подготовки
обучающихся
Вид контроля, измерители
Элементы дополнительного содержания
Домашнее задание
Дата



















план
факт

1
2
3
4
5 ,
6
7
8
9
10
11

1
Музыка рассказывает обо всем древний союз
1111

1111
Вводный

·
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы
Знать:
- что роднит музыку с литературой;
- о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства.
Уметь выявлять связи музыки и литературы
Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение
'
Закрепление полученных знаний

·



2-4
Истоки. Искусство открывает мир

3
Расширение и углубление знаний
Песня - самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня - душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню?
Романс - лирическое стихотворение, положенное на музыку
Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:
-называть основные жанры русских народ ных песен;
-определять значение песни в жизни общества;
-отличать романс от песни, роль сопровож дения в исполнении ро манса и песни
Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки
Жанры народных песен: исторические, лирические, служивские, игровые, частые, обрядовые
Творческая тетрадь, запись названий известных народных песен, любимых в семье



5 6
Два великих начала искусства стань музыкою слово

2
Сообщение и усвоение новых знаний

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на осван различных литературных источников
Знать понятие программная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад
Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение

Рисунок героя из народной сказки «Кикимора», запомнившегося больше всего. Сочинение небольшой сказки в восточном стиле



7
Музыка дружит не только с поэзией песня
1
Расширение и углубление знаний

Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола
Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка.
Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение

Закрепить
полученные
знания




8-9
Песня- верный спутник человек слово и музыка песня
2
Сообщение и усвоение новых знаний
Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством - - - -2 четверть 7 часов
Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством
Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах). Хоровое пение
Использование народных песен в творчестве композиторов
Закрепить
полученные
знания



10
Мир русской песни»
1
Расширение и углубление знаний
Колокольный звон в музыке. Звучащие картины
Знать значение колокольного звона в жизни человека.
Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи
Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение. Беседа по теме занятия







Творческая тетрадь, с. 26-33. Подбор произведений, близких по настроению музыке и картинам



11
Песни народов мира романс
1
Расширение и углубление знаний
Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов
Знать:
-что благодаря музыке появились многие про изведения литературы;
-основные события из жизни и творчества композиторов
Хоровое пение. Беседа. ванациионно-образное сопоставление музыки и литературных произведений

Чтение в творческой тетради сказки Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка»



12-13
Романсы трепетные звуки мир человеческих чувств хоровая музыка
2
Расширение и углубление знаний
Сказка в музыке и литературе.
Н.Римский –Корсаков “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане”;
Э.Григ “В пещере горного короля”; Чтение “У Лукоморья” А.С.Пушкин; Фрагменты из “Сказки о царе Салтане”.


Знания: о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;

Ю.Чичков “Волшебный цветок”;
“Дорогою добра” - вокально – хоровая работа.
Ученический проект


Иллюстрации к музыкальным произведениям



14
Народная хоровая музыка хоровая музыка в храме
1
Расширение и углубление знаний
История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы – литературное произведение
Знать:
-историю развития оперного искусства;
-понятия: опера, либ ретто, увертюра, речи татив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить при меры к понятиям
Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль
Творческая тетрадь,
Творческая тетрадь,
Иллюстративный материал



15

«что может изображать хоровая музыка»
1
Расширение
и углубление знаний
Опера . Римского-Корсакова «Садко» - - - - - 3 четвернть

·
























































































3
Знать сюжет (ливрет
то) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности - - - 3-3
Интонационно-образный анализ
фрагментов из оперы





16
Что может изображать хоровая музыка
1
Расширение и углубление знаний
История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Знать:
- историю развития ба летного искусства;
- понятия: балет, солист- танцор, кордебалет. Уметь анализировать составляющие средства музыкальной выразительности
Устный контроль. Интонационно-образный анализ фрагментов из балета
·

Творческая
тетрадь,

Проект



17
Опе ра самый законченный жанр в вокальной музыке
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении
Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства
Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия

Проект



18
Из чего состоит опера и балет
1
Расширение и углубление знаний
Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы
Знать:
- историю возникнове ния мюзикла;
- чем мюзикл отличает ся от оперы.
Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов
Хоровое пение. Слушание музыки.
Защита проектов







19
Единства музыки и танца
1
Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний
Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.
Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение


Закрепить
полученные
знания



20
Русские сезоны в париже музыка звучит в литературех
1
Расширение и углубление знаний
Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства
Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства. Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль

Творческая тетрадь,



21
«музыкальность слова
1
Расширение и углубление знаний
Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства
Уметь:
-выявлять общие чер ты в художественных
и музыкальных образах;
-определять на слух основные части кантаты
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль

Творческая тетрадь



22-23
Музыкальные сюжеты в литературе музыка и живописьа
1
Расширение
и углубление
знаний
Общность музыки
и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?
Выявлять общее и выразительных возможностях музыки и живописи; - анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад
Слушание музыки. Рассматривание
картин. Интонациионно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

Творческая
тетрадь,



24
Музыка-сестра живописи
1
Расширение и углубление знаний
В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примере произведений СВ. Рахманинова и В. Г. Кикты)
Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль

Творческая
тетрадь,



25
Может ли музыка выразить характер человекае
1
Расширение и углубление знаний
Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве
Знать об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях. Уметь:
-сопоставлять скри пичную музыку с живо писью;
-анализировать, срав нивать произведения
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение

Творческая тетрадь,



26
Пейзаж в музыке

1
Расширение и углубление знаний
Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижеры мира
Знать:
-понятия: оркестр, ди рижер;
-состав групп инстру ментов народного оркестра. Уметь называть имена известных дирижеров
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Письменный контроль (карточки)

Творческая тетрадь, . Поиск ключевых слов и выражений об особом значении дирижера (из фрагмента А. Кленова)



27
Пейзаж в музыкее
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Жизнь и творчество Людвига ва Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором 4 четверть
Уметь:
-делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй);
- проводить интонациионно-образный анализ музыки
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль

Творческая тетрадь,



28
Музыкальная живопись сказок и былин волшебная
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка
Знать:
-отличия католической и православной музы кальной культуры;
-понятие а капелла. Уметь сопоставлять му зыку и памятники архи тектуры
Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Закрепить
полученные
знания



29
Сказочные герои в музыке
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Продолжение знакомства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган
Знать:
-понятия: орган, поли фония, фуга;
-основные события из жизни и творчества И. С. Баха
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Закрепить
полученные
знания



30
Тема богатырей в музыке музыка в произведениях изобразительного искусства
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы
Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.
Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразитель-ного искусства
Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Рассматривание иллюстраций (репродукций картин)

Закрепить
полученные
знания
Проект



31
Хорошая живопись –это музыка это мелодияи
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи
Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение


Закрепить
полученные
знания
Проект



32
«хорошая музыка-это музыка это мелодия
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием
Знать понятие реквием. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Творческая тетрадь,
Работа над проектом



33
«музыка и другие виды искусства
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Образный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие их творчества
Знать понятие интерпретация.
Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
Защита проектов

Закрепить
полученные
знания



34
Музыка и другие виды искусства
1
Повторение и обобщение полученных знаний. Урок-концерт
Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов
Знать, что роднит му- зыку, литературу и изоб- разительное искусство. Уметь выявлять общие
черты в средствах
выразительности этих
трех искусств
Слушание музыки,
- Хоровое пение,
Устный контроль





35
Урок-концерт
1
Повторение и обобщение полученных знаний










6 класс «Музыка» Тематическое планирование.
О чем рассказывает музыка 34
1
музыка души
1111

1111
Вводный

·
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы
Знать:
- что роднит музыку с литературой;
- о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства.
Уметь выявлять связи музыки и литературы
Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение
'
Закрепление полученных знаний

·



2-4
Наш вечный спутник искусство и фантазии

3
Расширение и углубление знаний
Песня - самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня - душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню?
Романс - лирическое стихотворение, положенное на музыку
Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:
-называть основные жанры русских народ ных песен;
-определять значение песни в жизни общества;
-отличать романс от песни, роль сопровож дения в исполнении ро манса и песни
Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки
Жанры народных песен: исторические, лирические, служивские, игровые, частые, обрядовые
Творческая тетрадь, запись названий известных народных песен, любимых в семье



5 6
Какой бывает музыка волшебная сила музыки

2
Сообщение и усвоение новых знаний

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на осван различных литературных источников
Знать понятие программная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад
Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение

Рисунок героя из народной сказки «Кикимора», запомнившегося больше всего. Сочинение небольшой сказки в восточном стиле



7
Музыка объединяет людей
1
Расширение и углубление знаний

Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола
Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка.
Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение

Закрепить
полученные
знания




8-9
Музыка объединяет людей тысячи миров музыки
2
Сообщение и усвоение новых знаний
Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством - - - -2 четверть 7 часов
Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством
Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах). Хоровое пение
Использование народных песен в творчестве композиторов
Закрепить
полученные
знания



10
Единство музыкального произведения
1
Расширение и углубление знаний
Колокольный звон в музыке. Звучащие картины
Знать значение колокольного звона в жизни человека.
Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи
Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение. Беседа по теме занятия







Творческая тетрадь, с. 26-33. Подбор произведений, близких по настроению музыке и картинам



11
Вначале был ритм
1
Расширение и углубление знаний
Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов
Знать:
-что благодаря музыке появились многие про изведения литературы;
-основные события из жизни и творчества композиторов
Хоровое пение. Беседа. ванациионно-образное сопоставление музыки и литературных произведений

Чтение в творческой тетради сказки Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка»



12-13
О чем рассказывает музыкальный ритм
2
Расширение и углубление знаний
Сказка в музыке и литературе.
Н.Римский –Корсаков “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане”;
Э.Григ “В пещере горного короля”; Чтение “У Лукоморья” А.С.Пушкин; Фрагменты из “Сказки о царе Салтане”.


Знания: о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;

Ю.Чичков “Волшебный цветок”;
“Дорогою добра” - вокально – хоровая работа.
Ученический проект


Иллюстрации к музыкальным произведениям



14
Диалог метра и ритма
1
Расширение и углубление знаний
История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы – литературное произведение
Знать:
-историю развития оперного искусства;
-понятия: опера, либ ретто, увертюра, речи татив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить при меры к понятиям
Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль
Творческая тетрадь,
Творческая тетрадь,
Иллюстративный материал



15

От адажио к престо
11111
Расширение
и углубление знаний
Опера . Римского-Корсакова «Садко» - - - - - 3 четвернть

·
























































































3
Знать сюжет (ливрет
то) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности - - - 3-3
Интонационно-образный анализ
фрагментов из оперы





16
От адажио к престо
11
Расширение и углубление знаний
История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» - - 3 четверт

Знать:
- историю развития ба летного искусства;
- понятия: балет, солист- танцор, кордебалет. Уметь анализировать составляющие средства музыкальной выразительности
Устный контроль. Интонационно-образный анализ фрагментов из балета
·

Творческая
тетрадь,

Проект



17
Мелодия-душа музыки
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении
Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства
Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия

Проект



18
Мелодией звучит одна печаль и радость
1
Расширение и углубление знаний
Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы
Знать:
- историю возникнове ния мюзикла;
- чем мюзикл отличает ся от оперы.
Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов
Хоровое пение. Слушание музыки.
Защита проектов

















19
Мелодия угадывает нас самих
1
Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний
Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.
Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение


Закрепить
полученные
знания



20
Гармония и что таеое гармония
1
Расширение и углубление знаний
Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства
Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства. Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль

Творческая тетрадь,



21
Два начала гармонии
1
Расширение и углубление знаний
Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства
Уметь:
-выявлять общие чер ты в художественных
и музыкальных образах;
-определять на слух основные части кантаты
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль

Творческая тетрадь



22-23
Змоциональный мир музыкальной гармонии красочность музыкальной гармонии
1
Расширение
и углубление
знаний
Общность музыки
и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?
Выявлять общее и выразительных возможностях музыки и живописи; - анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад
Слушание музыки. Рассматривание
картин. Интонациионно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

Творческая
тетрадь,















24
Полифони мир образов полифонической музыки
1
Расширение и углубление знаний
В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примере произведений СВ. Рахманинова и В. Г. Кикты)
Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль

Творческая
тетрадь,



25
Философия фуги
1
Расширение и углубление знаний
Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве
Знать об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях. Уметь:
-сопоставлять скри пичную музыку с живо писью;
-анализировать, срав нивать произведения
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение

Творческая тетрадь,



26
Фактура какой бывает музыкальная фактура

1
Расширение и углубление знаний
Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижеры мира
Знать:
-понятия: оркестр, ди рижер;
-состав групп инстру ментов народного оркестра. Уметь называть имена известных дирижеров
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Письменный контроль (карточки)

Творческая тетрадь, . Поиск ключевых слов и выражений об особом значении дирижера (из фрагмента А. Кленова)



27
Пространство фактуры
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Жизнь и творчество Людвига ва Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором 4 четверть
Уметь:
-делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй);
- проводить интонациионно-образный анализ музыки
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль

Творческая тетрадь,



28
Тембры тембры-музыкальные краски
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка
Знать:
-отличия католической и православной музы кальной культуры;
-понятие а капелла. Уметь сопоставлять му зыку и памятники архи тектуры
Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Закрепить
полученные
знания



29
соло и тутти
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Продолжение знакомства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган
Знать:
-понятия: орган, поли фония, фуга;
-основные события из жизни и творчества И. С. Баха
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Закрепить
полученные
знания



30
Динамика громкость и тишина в музыке
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы
Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.
Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразитель-ного искусства
Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Рассматривание иллюстраций (репродукций картин)

Закрепить
полученные
знания
Проект



31
Тонкая а палитра оттенков чудесная тайна музыки
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи
Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение


Закрепить
полученные
знания
Проект



32
По законам красоты
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием
Знать понятие реквием. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Творческая тетрадь,
Работа над проектом



33
По законам красоты
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Образный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие их творчества
Знать понятие интерпретация.
Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
Защита проектов

Закрепить
полученные
знания



34
Заключительный в чем сила музыки
1
Повторение и обобщение полученных знаний. Урок-концерт
Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов
Знать, что роднит му- зыку, литературу и изоб- разительное искусство. Уметь выявлять общие
черты в средствах
выразительности этих
трех искусств
Слушание музыки,
- Хоровое пение,
Устный контроль






7класс «Музыка» Тематическое планирование.
О чем рассказывает музыка 34


1
Магическая единственность
1
Вводный

·
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы
Знать:
- что роднит музыку с литературой;
- о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства.
Уметь выявлять связи музыки и литературы
Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение
'жанры вокальной музыки
Закрепление полученных знаний

·



2-4
Содержание в музыке что такое музыкальное содержание

3
Расширение и углубление знаний
Песня - самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня - душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню?
Романс - лирическое стихотворение, положенное на музыку
Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:
-называть основные жанры русских народ ных песен;
-определять значение песни в жизни общества;
-отличать романс от песни, роль сопровож дения в исполнении ро манса и песни
Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки
Жанры народных песен: исторические, лирические, служивские, игровые, частые, обрядовые
Творческая тетрадь, запись названий известных народных песен, любимых в семье



5 6
Каким бывает музыкальное содержание музыка которую можно объяснить словами

2
Сообщение и усвоение новых знаний

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на осван различных литературных источников
Знать понятие программная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад
Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение
Жанры хороводно- обрядовых песен
Рисунок героя из народной сказки «Кикимора», запомнившегося больше всего. Сочинение небольшой сказки в восточном стиле



7
Восточная тема н римского корсакова шахерезада
1
Расширение и углубление знаний

Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола
Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка.
Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение

Закрепить
полученные
знания




8-9
Когда мзыка не нуждается в словах содержание в музыкеу
2
Сообщение и усвоение новых знаний
Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством - - - -2 четверть 7 часов ммузыкальный образ
Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством
Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах). Хоровое пение
Использование народных песен в творчестве композиторов
Закрепить
полученные
знания



10
Музыкальный образ лиричкский образ в музыке
1
Расширение и углубление знаний
Колокольный звон в музыке. Звучащие картины
Знать значение колокольного звона в жизни человека.
Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи
Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение. Беседа по теме занятия


Все жанры народных песен




Творческая тетрадь, с. 26-33. Подбор произведений, близких по настроению музыке и картинам



11
Драматические образы в музыке
1
Расширение и углубление знаний
Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов
Знать:
-что благодаря музыке появились многие про изведения литературы;
-основные события из жизни и творчества композиторов
Хоровое пение. Беседа. ванациионно-образное сопоставление музыки и литературных произведений
Использование песен в литературных произведениях
Чтение в творческой тетради сказки Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка»



12-13
Разнообразные образы в музыке о чем рассказывает музыкальный жанр память жанра
2
Расширение и углубление знаний
Сказка в музыке и литературе.
Н.Римский –Корсаков “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане”;
Э.Григ “В пещере горного короля”; Чтение “У Лукоморья” А.С.Пушкин; Фрагменты из “Сказки о царе Салтане”.


Знания: о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;

Ю.Чичков “Волшебный цветок”;
“Дорогою добра” - вокально – хоровая работа.
Ученический проект


Иллюстрации к музыкальным произведениям



14
Такие разные песни танцы и марши
1
Расширение и углубление знаний
История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы – литературное произведение
Знать:
-историю развития оперного искусства;
-понятия: опера, либ ретто, увертюра, речи татив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить при меры к понятиям
Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль
Творческая тетрадь,
Творческая тетрадь,
Иллюстративный материал



15

Такие разные песни танцы и марши
1
Расширение
и углубление знаний
Опера . Римского-Корсакова «Садко» - - - - - 3 четвернть

·
























































































3
Знать сюжет (ливрет
то) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности - - - 3-3
Интонационно-образный анализ
фрагментов из оперы





16
Такие разные песни танцы и марши
1
Расширение и углубление знаний
История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение. Балет П. И. Ч айковского «Щелкунчик» - 3 четверть
Знать:
- историю развития ба летного искусства;
- понятия: балет, солист- танцор, кордебалет. Уметь анализировать составляющие средства музыкальной выразительности
Устный контроль. Интонационно-образный анализ фрагментов из балета
·

Творческая
тетрадь,

Проект



17
Сюжет и герои музыкального произведения
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении
Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства
Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия

Проект



18
Художественная форма-это ставшее зримым содержание
1
Расширение и углубление знаний
Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы
Знать:
- историю возникнове ния мюзикла;
- чем мюзикл отличает ся от оперы.
Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов
Хоровое пение. Слушание музыки.
Защита проектов

















19
От целого к деталям
1
Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний
Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.
Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение


Закрепить
полученные
знания



20
Музыкальная композиции какой бывает музыкальная композиция
1
Расширение и углубление знаний
Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства
Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства. Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль

Творческая тетрадь,



21
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах
1
Расширение и углубление знаний
Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства
Уметь:
-выявлять общие чер ты в художественных
и музыкальных образах;
-определять на слух основные части кантаты
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль

Творческая тетрадь



22-23
Вкнецианская ночь глинка ночная серенада пушкина-глинка 3
2
Расширение
и углубление
знаний
Общность музыки
и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?
Выявлять общее и выразительных возможностях музыки и живописи; - анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад
Слушание музыки. Рассматривание
картин. Интонациионно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

Творческая
тетрадь,



24
Многомерность образа форма рондо
1
Расширение и углубление знаний
В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примере произведений СВ. Рахманинова и В. Г. Кикты)
Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль

Творческая
тетрадь,



25
Многомерностиь образа- форма рондо
1
Расширение и углубление знаний
Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве
Знать об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях. Уметь:
-сопоставлять скри пичную музыку с живо писью;
-анализировать, срав нивать произведения
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение

Творческая тетрадь,



26
Образ великой отечественной войны в ленинградской симфонии шостаковича

1
Расширение и углубление знаний
Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижеры мира
Знать:
-понятия: оркестр, ди рижер;
-состав групп инстру ментов народного оркестра. Уметь называть имена известных дирижеров
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Письменный контроль (карточки)

Творческая тетрадь, . Поиск ключевых слов и выражений об особом значении дирижера (из фрагмента А. Кленова)



27
Музыкальные композиции
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Жизнь и творчество Людвига ва Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором 4 четверть музыкальная драмматургия
Уметь:
-делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй);
- проводить интонациионно-образный анализ музыки
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль

Творческая тетрадь,



28
Музыка в развитии
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка
Знать:
-отличия католической и православной музы кальной культуры;
-понятие а капелла. Уметь сопоставлять му зыку и памятники архи тектуры
Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Закрепить
полученные
знания



29
Музыкальный порыв
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Продолжение знакомства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган
Знать:
-понятия: орган, поли фония, фуга;
-основные события из жизни и творчества И. С. Баха
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Закрепить
полученные
знания



30
Движение образов и персонажей в оперной драмматургии
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы
Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.
Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразитель-ного искусства
Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Рассматривание иллюстраций (репродукций картин)

Закрепить
полученные
знания
Проект



31
Диалог в искусстве слово о полку игореве
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи
Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение


Закрепить
полученные
знания
Проект



32
Диалог в искусстве
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием
Знать понятие реквием. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Творческая тетрадь,
Работа над проектом



33
Музыка и темы в симфонической драмматургии
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Образный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие их творчества
Знать понятие интерпретация.
Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
Защита проектов

Закрепить
полученные
знания



34
Раскрытие тем в симфонической драматургии
1
Повторение и обобщение полученных знаний. Урок-концерт
Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов
Знать, что роднит му- зыку, литературу и изоб- разительное искусство. Уметь выявлять общие
черты в средствах
выразительности этих
трех искусств
Слушание музыки,
- Хоровое пение,
Устный контроль







«Согласовано»
с учебной частью
зам. директора по УВР ___________
Стрелкова О. Н.
от « » _______2013 г.



Рабочую программу разработала учитель музыки Михеева Е.О.,
на основе учебной программы музыка начальная школа авторов:В.В. Алеев, Т.Н. Кичак, Т.И.Науменко «Просвещение»2011г.






15