Организация педагогической помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида.


МБОУ «СШ №5 для обучающихся, воспитанников
с ОВЗ VIII вида» Щёлковского муниципального
района Московской области
учитель социально- бытовой ориентировки
Иванова-Гайдащук Елена Владимировна


Организация педагогической помощи учащимся
с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида.


В последнее время в России наблюдается существенное изменение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Последние изменения в образовательной политике государства отображают понимание того, что для каждого ребёнка с ОВЗ необходимо создавать условия для развития, учитывающие его индивидуальные возможности и образовательные потребности, несмотря на имеющиеся нарушения в психофизическом развитии.
Процесс социальной интеграции детей с ОВЗ обеспечивается не только созданием технических условий для беспрепятственного доступа в ОУ, но и выстраиванием качественно нового образовательного процесса, включающего специальные виды помощи:
подбор образовательной программы;
определение индивидуального образовательного маршрута;
разработка и внедрение новых моделей обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Организация помощи учащихся с ОВЗ со стороны педагогов.

Как показывает практика, большинство учащихся с ОВЗ, особенно учащиеся с интеллектуальным недоразвитием нуждаются в изменении способов подачи информации или изменении учебного плана с целью более успешного освоения образовательной программы. Некоторые апробированные методики помогают реализовывать задачи обучения лиц с ОВЗ.
Учебники и пособия могут быть использованы в следующем порядке:
обеспечение аудиоучебниками для одновременного чтения и слушания текста;
использование маркеров для выделения важной информации;
использование предложенией с пропущенными словами;
обеспечение 2-мя комплектами учебников для школьных и домашних заданий;
указание номеров страниц с правильными ответами;

Учебная программа может включать:

сокращённые задания, направленные на усвоение основных понятий;
альтернативные замещение письменных заданий ( лепка, рисунок, коллаж);
четкое, с повторами, разъяснение заданий;
акцентирование внимания на задании;
предоставление альтернативы объёмным заданиям( написать несколько небольших сообщений, предоставить устное сообщение по теме);

Работа в классе может включать:
наличие индивидуальных правил для учащихся;
организацию классного пространства;
отсутствие в классе отвлекающих предметов (мобильных телефонов);
наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг и т.д.);
Особенности обучения и выполнения заданий:

использование указаний в устной и письменной форме, поэтапное разъяснение задания;
последовательное выполнение задания;
повторение инструкций УК заданию;
демонстрация выполненного задания;
близость к учащимся во время объяснения.

Перемена видов деятельности:

предоставление дополнительного времени для завершения задания;
предоставление дополнительного времен для сдачи домашнего задания;
Письменные задания:

использование специальных листов с минимальным заполнением;
использование упражнений с пропущенными словами или понятиями;
дополнение печатных материалов видеоматериалами;

Оценка знаний:
использование индивидуальной шкалы оценки в соответствии
с успехами и затраченными усилиями;
ежедневная оценка знаний;
акцентирование внимания на хороших оценках достижениях;
разрешение переделать задание. Если не справился;
оценка переделанных заданий.

Тесты:
устное объяснение;
обучение работе с тестовыми заданиями;
обеспечение справочным материалом;
дополнительное время для выполнения;
разрешение устных ответов;
разрешение выполнить тест дома;
подсказка первой буквы ответа;
размещение малого количества заданий ( от 4 до 6 на странице);

Особенности организации урока:

ознакомление с этапами урока;
распределения по парам для выполнения задания;
обозначение правил, которым уч-ся обязан следовать;
использование невербальных правил (жестов, плакатов);
поощрение учащихся, хорошо выполняющих правила;
сведение к минимум наказаний за невыполнение правил, акцент на позитивном, а не негативном;
использование кодового слова, которое даст учащемуся понять. Что его поведение недопустимо в данный момент;
игнорирование незначительных поведенческих нарушений;
знание об изменениях в поведении, указывающих на его переутомление.

Применение вышеперечисленных структурных позиций в организации учебного процесса для учащихся с ОВЗ (умственной отсталостью) позволяет оптимизировать процесс обучения данных учащихся, повысить их мотивацию данной категории учащихся.


Использованная литература:
«Справочник классного руководителя» / журнал №8/ август,
2012 г., / ЗАО «МЦЭР».
2. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»- № 6, 2011 год/ научно- методический и практический журнал.
15