Доклад к педагогическому совету Воспитатель в детском доме.


Воспитатель в детском доме.
Работа в детском доме отличается от работы в других образовательных учреждениях - детском саду, школе. Можно даже сказать, что это не работа, а уже стиль жизни, другой взгляд на привычные вещи, другое мышление. Есть два основных отличия - большая нагрузка и огромная ответственность. Скорее всего, Вы знаете, как непросто дома справиться даже с одним своим ребенком, а здесь их у вас 8-12. Логичны вопросы: «Смогу ли я стать для них своим человеком? Примут ли они меня в свою маленькую семью? Смогу ли я хоть чуть-чуть заменить им родителей?» А какое тяжелое бремя ответственности не только за жизнь и здоровье вверенных Вам детей, но и за их обожженные и преданные людьми души. «Смогу ли я за относительно короткое время (пока дети в детском доме) отогреть и закалить их, подготовить к самостоятельной жизни?» Да и кто сказал, что только Вас они и ждали, что примут с распростертыми объятиями, сразу откроют Вам свои сердца? Ой, как часто их обманывали и предавали, использовали в своих целях…     Можно много говорить о том, что наши дети социально и педагогически запущенные. Объясняю, что это значит практически - многие ребята имеют уже достаточный опыт противоправного поведения и вредных привычек, криминальное прошлое, тяжелую наследственность, определенные психические нарушения. Да, все это так, но спасти их сможет именно ТЕРПЕНИЕ, ВНИМАНИЕ и ЛЮБОВЬ. Сколько ее у Вас, хватит ли на всех?     Готовы ли Вы вкладывать свою душу, тратить свое время, силы, нервы, здоровье на чужих Вам в принципе детей? Детей, которые часто бывают жестокими и злыми, и, как правило, неблагодарными…     Нет, наша работа не похожа на работу учителя в школе. Блестящий учитель, прекрасно знающий свой предмет, заботится, чтобы у его учеников были хорошие и твердые знания, чтобы они без труда поступали в ВУЗы. Но вот закончился урок, факультатив, закрылась дверь школы и все.      Наверное, наша работа больше похожа на церковное служение. Я думаю, никакой зарплатой нельзя компенсировать эти затраты души. Какую нужно иметь веру и силу духа, чтобы не уйти, не бросить такую работу, а медленно гореть в жертвенном огне! Есть и другой выход (худший из всех) - стать таким как все, просто «тянуть лямку», устраняясь душой от постепенно ставшей постылой работы.     Работа в детском доме всегда отражается на Вашей семье. И если Вы слабы, нетверды в своем стремлении идти до конца, то всё негативно отразится на вашем супруге, детях. Но были и обратные случаи, когда такая работа скрепляла семью, свои дети, соприкасаясь с чужой болью и имея возможность сравнивать, вырастали более чуткими, духовно зрелыми людьми.     Еще работа воспитателя сходна с работой врача. «Не навреди!» Иногда приходится делать больно во имя спасения, часто окунаешься в такую пучину боли и человеческих страстей…
     Воспитатель в детском доме - это самый главный человек, потому что именно на нем лежит ответственность за все, что происходит в его группе. Поведение детей, учеба, чистота, организация досуга, коррекционная работа - вот неполный перечень ключевых направлений работы воспитателя. И кроме ответственности за жизнь и здоровье детей, на воспитателе еще несоизмерима большая ответственность за души детей (этим и отличается он от хорошего тюремного надзирателя).     Все признают, что только личность может воспитать личность, что ты учитель только пока ты учишься сам, что главный метод воспитания - это воспитание личным примером. Это на словах, а на деле… Если ты сам опаздываешь, то, как можно требовать пунктуальности от детей, если позволяешь себе спорить со старшими, то разве нужно удивляться, когда дети будут с тобой постоянно пререкаться и спорить? Дети - наше зеркало, и они берут пример именно с нас (другого примера у них пред глазами нет). Чтобы успешно работать с детьми, нужно постоянно работать над собой.     Не стесняйтесь подходить к более опытным коллегам и спрашивать, если в чем-то сомневаетесь, если что-то непонятно. Но пропускайте советы через свою душу, через свою совесть.
     В нашем детском доме все на виду и достаточно быстро видишь отдачу. Чем больше времени и сил отдаётся детям, чем больше сердца и души вкладывается в них - тем быстрее дети откликнутся.
    Кроме формальных (и очень важных показателей) - оценки детей в школе, чистота в спальнях, группе, отсутствие самовольных уходов и других нарушений, дисциплины, целенаправленное проведение воспитательных и коррекционно-развивающих занятий, выполнение режимных моментов (вовремя поднять группу, отправить в школу, посадить на самоподготовку и т.д.), есть и другие моменты.     А загораются ли у детей глаза, когда воспитатель приходит на работу, радуется ли они этому, ждут его? Насколько детям хорошо с ним? Они откровенны с воспитателем, доверяют ли ему свои маленькие тайны? Уважают ли они его, стал ли он для них авторитетом (или просто пустое место)? Уважает ли и любит воспитатель своих детей, готов ли отстаивать их интересы? Проводит с детьми как можно больше времени (вообще, воспитатель без детей, гуляющий по детском дому вызывает легкое недоумение). Воспитатель, который считает минуты и постоянно готовый скорее убежать от детей домой вызывает раздражение и жалость.
Воспитатель, который сидит и сплетничает с коллегами в рабочее время вызывает желание скорее избавиться от него. Это резко, но предельно честно, чтобы Вы умели понимать взгляды - иногда в них может быть восхищение, восторг от Вашей работы, иногда молчаливое недоумение: «Ну, как же Вас угораздило?» Иногда - открытый упрек.
     Обобщая эти замечания можно сказать, что при оценке работы воспитателя постоянно отслеживаются два момента. Насколько детям комфортно с воспитателем и насколько такое общение полезно для них. Комфортность понятна без разъяснения, а с полезностью сложнее. Наша главная задача в детском доме - создав условия, приближенные к семейным, подготовить ребенка к самостоятельной жизни в обществе. Сколько новых знаний и умений нужно дать ребенку, сколько поработать над непростым характером каждого! Поэтому простой пример: можно быть мягким, добрым воспитателем, ничего не требовать от детей, не поддерживать дисциплину и порядок, чистоту, не бороться за хорошую учебу, проводить постоянные чаепития с детьми, и большинство детей будут довольны, им будет комфортно. Это гостевая позиция, но что она даст не выходе? Как у таких детей сформируется нужные свойства личности, откуда возникнут необходимые знания и умения? Результативность такой работы будет близка к нулю.
     Но и когда работать без эмоционального принятия детей, не заслужив их доверия и не став для них авторитетом, заставляя все делать из-под палки тоже плохо. Можно разрабатывать методические блестящие занятия, на которых дети многому научатся, но если не научиться их заинтересовывать, увлекать их этими занятиями, то с каждым разом их будет все труднее собрать на эти занятия.     Если ребенок будет ждать встречи с Вами, если ему так интересны ваши занятия, он сам будет ждать таких занятий, вам будет гораздо проще работать.     Практика показывает, что у одних воспитателей лучше получается методически-грамотные занятия в разнообразных формах (беседы, инструктажи, практические занятия, экскурсии, викторины и т.д.), у детей их группы хорошая успеваемость, дисциплина и порядок в детском доме, чистота и уют в спальнях.
     У других воспитателей очень хороший эмоциональный контакт со своими детьми, дети дорожат расположением воспитателя, и чтобы не доставить ему огорчения, стараются хорошо учиться, не нарушать дисциплину и т.д.     Конечно, в идеале должно быть и то и другое, и такие воспитатели к счастью в детском доме есть. Определите свои сильные и слабые стороны, постоянно работайте над собой.
Верьте в себя, отдавайте детям душу и всё у Вас получится.