Доклад Сказкатерапия, как одно из направлений развития личности в детском доме

Сказка! Как много хороших воспоминаний связано с ней у каждого из нас. Все мы, знаем с каким интересом ребенок рассматривает картинки в книге, слушает взрослого. Сказочные образы эмоционально насыщены, красочны, необычны и в тоже время доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны. Взрослые, читая сказки малышам, иногда дополняют их элементами собственного сочинения, тем самым формируя у детей образное мышление, расширяя представления об окружающем мире. В сказке отсутствует прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения, новых знаний происходит незаметно, исподволь. Постепенно ребенок сам включается в процесс: вначале рассматривает картинки, затем пытается назвать героев, договаривает конец знакомой фразы, и наконец пересказывает сказку. Позднее ребенок может дать характеристику сказочному персонажу, его поступкам, заметить изменения сюжетной линии.
Именно эти этапы познания ребенком сказочного мира с опорой, на его жизненный опыт лежат в основе использования сказкотерапии как одного из направлений развития личности ребенка.
СКАЗКОТЕРАПИЯ - это та же сказка, только ориентированная на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадают дети, так же в ней описываются чувства, возникшие у детей которые могут быть связаны с совершенно различными событиями в жизни. Ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения её героев, поговорить о сюжете, с ребенком необходимо осмыслить сказку, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. В этом случаи сказки никогда не уведут ребенка в реальность, наоборот помогут в реальной жизни правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Для того чтобы заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, развить творческое воображение, логическое мышление, память, связную речь, помочь им преодолеть трудности в обучении и обучении в настоящее время широко используют метод СКАЗКОТЕРАПИИ.
Основной принцип выбора сказки, для сказкотерапевтических занятий, - это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок который дает сказка, доступный для осмысления детям данной возрастной категории. Выбирая сказку, прежде всего , необходимо определить цель воздействия сказки. Например, сказка – «ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ». В этой сказке говорится о справедливости, которая восторжествовала благодаря смелому поступку главного героя – ПЕТУШКА. Прочитав сказку детям , спрашиваю у них: понравилась ли им сказка? Кто из персонажей сказки понравился больше всех, почему?
Дети отвечали: Понравился Петушок, потому что он самый смелый. С цель эффективности сказкотерапевтического воздействия я предлагаю детям поиграть в эту сказку, выбрав для себя роли. Роль смелого Петушка оставляю для Тимофея, так как этому мальчику в жизни часто не хватает смелости высказать свое мнение, ответить на вопрос педагога, дать отпор ребенку который его обидел.
Для того чтобы ребенок лучше воспринимал, что с ним происходит, применяю ритуал «вхождения» в сказку. Одним из элементов такого перехода может стать «превращение» ребенка в сказочного персонажа. В данном случаи в смелого Петушка. Для этого я использую прикроватный коврик или можно использовать отгороженную строителем часть группы. Процесс «превращения» Тимофея в смелого Петушка предал ребенку уверенности в себе, что было заметно во время инсценировки сказки. Речь ребенка была четкой, ясной, хотя обычно Тимофей говорит тихо, неуверенно, невнятно. В конце инсценировки выполняем вместе со всеми детьми ритуал «выхода» из сказки. Лежа на ковре с закрытыми глазами мы возвращаемся из сказочного леса, где были в гостях у героев сказки. Мы летим и сверху смотрим на сказочный лес. Сейчас мы приземляемся и открываем глаза. После ритуала «выхода» из сказки спрашиваю у детей: Где мы сегодня были? Как вы думаете сказка добрая или злая? Чему вы научились у героев сказки? Дети отвечали: Мы были в гостях у сказки, она добрая, так как персонажи сказки помогают друг другу. Научились тому, что нужно приходить на помощь другим в трудной ситуации. Задаю вопрос Тимофею, а чему ты научился? Тимофей ответил: Никого не бояться, быть смелым. Ребенка можно спросить иначе, каким ты был Петушком? Смелым, храбрым. Роль Петушка дала возможность Тимофею пережить чувство смелости, что способствовало повышению у ребенка уверенности в себе, в своих силах. Это пример использования народной сказки, но наряду с народными сказками в сказкотерапии применяют авторские сказки такие как «Роза и Ромашка». Направленность этой сказки низкая самооценка, неуверенность чувство неполноценности. В сказке говорится о двух цветах: прекрасной Розе и обыкновенной Ромашке. Ромашка всегда с восхищением смотрела на ухоженную Розу и мечтала стать таким же прекрасным, необычным цветком. Но думала, что это невозможно. Но вот однажды Ромашку увидела девочка и с восхищением сказала: Какой красивый цветок! Ромашка сначала не поняла этих слов, так как считала себя некрасивой, а потом поняла, что все цветы хороши каждый сам по себе. После знакомства с этой сказкой дети захотели поиграть в неё. Они стали выбирать роли: Роза- Даша, Девочка- Юля, а роль Ромашки я предложила Нине. Ритуал вхождения в сказку обыграли с помощью обручей: в красном - Роза, в желтом - Ромашка. Для усиления сказкотерапевтического влияния Ромашке-Нине завязываю бело- желтые банты перед зеркалом. Это настроило Нину на эмоционально-положительное отношение к предстоящей игре- спектаклю. Во время выполнения своей роли Нина часто улыбалась, чувствовалось, что роль ей очень нравится. Обычно девочка равнодушна к окружающему, мало улыбается, её легко обидеть, она часто плачет. Завершает игру- спектакль ритуал «выхода» из сказки. Всем детям предлагаю встать в круг, построенный из кубиков - клумбу. Девочка-Юля поливает из лейки цветы, которые растут в этой клумбе. Роли цветов очень вдохновили детей, слова растут, вырастают, повлияли на положительно- приподнятое настроение детей во время игры. В заключение спрашиваю у детей: понравилась им сказка? Дети ответили: понравилась, мы все были красивыми цветами. Задаю Нине вопрос: Каким ты сегодня была цветком? Нина сказала: Красивым. После роли Ромашки Нина в течение дня пребывала в хорошем настроении, была активна, проявляла инициативу в детских играх. Роль цветка Ромашки помогла Нине поверить в себя, в то что она тоже может быть красивой, заметной для окружающих.
Наши дети очень любят сказку « Репка». Им она нравится совместной деятельностью. Герои сказки вместе, дружно делают общее дело ( помогают вытащить репку). Поэтому я решила взять эту сказку для развития в детях чувства взаимопомощи, коллективизма и товарищества. Для ритуала «входа» в сказку я предложила игру, в которой все дети превращались в животных. Каждый ребенок выбрал мягкую игрушку – животного, в которого он захотел перевоплотиться. Затем пригласила детей в « Лесной театр», на представление в качестве зрителей, где их уже ждали персонажи сказки – Дед, Бабка и Внучка. Мы вспомнили с детьми, какие животные помогали им вытащить репку, и есть ли такие животные среди наших зрителей. Инсценировка сказки « Репка» была в виде настольного театра. По ходу сказки дети выходили и выставляли на стол фигурки тех персонажей роли, которых они исполняли. В конце сказки я спросила у детей: Понравилась ли им сказка? Что понравилось? Что делали действующие лица сказки? Подвела детей к тому, что вместе, дружно, сообща можно сделать очень много, хороших и нужных дел. Что все они живут в одной группе и должны помогать друг другу и взрослым.
Всё это примеры того как можно использовать приём сказкотерапии на первых годах обучения. В дальнейшем элементы сказкотерапии можно вводить на занятия по сюжетно – ролевой игре в подготовке и драматизации сказок, расширяя тем самым возможности для эмоционально – нравственного воспитания.
Работа со сказкой и система знаний о мире и о себе позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное и невербальное воображение, активизировать мышление, тренирует память и художественно – образное восприятие, развивает воображение и фантазию. Выступая в той или иной роли, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют своё внимание. Все эти качества благотворно скажутся на дальнейшем развитии детей.

ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРИМЕНЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПРАКТИКЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Самое подходящее время для занятий по сказкотерапии вторая половина дня, после дневного дня или перед ночным сном.
Педагог является активным участником занятия – заряжает энергией, вызывает желание принять участие в занятиях и играх. Задаёт образцы выполнения действий.
Не следует оценивать детей и добиваться единственно правильного действия или ответа: в этом случаи они будут просто повторять то, что от них требуется, и не смогут проявить себя.
В процессе работы допустимо как сокращение количества предлагаемых игр, так и внесение дополнительных, что зависит от интересов и индивидуальных особенностей детей.
Работа по сказкотерапии должна проводиться только в тесном контакте с психологом детского учреждения.



Используемая литература:
К.А.Капская. С.Ю.Мирончик. « Развивающая сказкотерапия для дошкольников».
М.Б.Корепатова. М.О.Брежнева. Статьи из журнала «Дошкольное воспитание».№№ 3,5,11,9. 2000г.,2007.,2008.,2009.
В.Г.Зинкевич – Евстигнеева. Б.Ю.Вачков. Работы и статьи Санкт – Петербургской Мастерской Сказкотерапии.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315



15