Конспект урока по окружающему миру Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?


Предмет: окружающий мир (УМК «Школа России»).
Класс: 1 класс
Продолжительность урока: 45 минут
Учитель: Коваленко Жанна Федоровна учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 г.Искитима Новосибирской области.
Тема «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»
Тип урока: Изучение новой темы.
Цель формировать первоначальные представления о звёздах как о космических телах и учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе Солнца.
Задачи Создать условия для мотивации к учебной деятельности и постановки учебно-познавательной задачи.
Помочь обучающимся выявить сходства и различия звёзд на основе моделирования формы, цвета, сравнения размеров некоторых звёзд.
Способствовать установлению причины света Солнца днём, а звёзд ночью.
Учить распознавать созвездия Лев и Большая Медведица.
Организовать контроль и самооценку деятельности обучающихся на уроке.
УУД Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты Предметные:
иметь представление о звёздах как о космических телах;
сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца и других звёзд;
распознавать Полярную Звезду, созвездия Лев и Большая Медведица на небе;
иметь представление о способах ориентирования на местности по расположению созвездий - Полярной Звезде.
Метапредметные:
регулятивные:
ставить учебные задачи под руководством учителя;
планировать учебную деятельность;
удерживать цель и задачи в течение урока;
оценивать свою деятельность на уроке на основе критериев достижения результата учебно-познавательной задачи урока;
познавательные:
осуществлять поиск, извлечение и представление информации о звёздах, в том числе о Солнце;
моделировать космические тела (звёзды);
наблюдать, сравнивать, делать умозаключения о форме, видимых и реальных размерах звёзд;
установить причину видимости Солнца и звёзд в разное время суток;
коммуникативные:
строить монологические высказывания;
работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).
Личностные:
проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Основные понятия Солнце, звезда, созвездие, астрономия, астроном, телескоп.
Межпредметные связи Окружающий мир, технология, астрономия
Ресурсы:
основные
дополнительныеА. А. Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч.
А. А. Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 2
атлас-определитель «От земли до неба (А.А. Плешаков),
тесты к учебнику для 1 класса, (А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова).
электронные физкультминутки
презентация к уроку
Формы урока Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
Актуальность использования средств ИКТ Обеспечение наглядности, освоение материала урока, активизация познавательной деятельности
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
1. Организацион-
ный момент. Слайд 2
Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, И на уроке не зевать. Приветствуют учителя, проверяют, всё ли готово к уроку.
Организация рабочего места
2. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - И снова у нас урок любознательных. Урок, на котором мы можем задавать наши любимые вопросы вместе с Муравьишкой Вопросиком.
- Какие?
1 раздел:
Кто? Что?
2 раздел:
Как? Откуда? Куда?
3 раздел:
Где? Когда?
Метапредметные результаты:
Коммуникативные результаты:
Слушать и слышать друг друга.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Вступать в диалог.
Личностные результаты:
Развитие мотивации учебной деятельности.
Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
3. Актуализация знаний.
Цели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
Слайд 3
- На прошлом уроке мы закончили изучать раздел «Где и когда?».
Муравьишка с Мудрой Черепахой подготовили для вас кроссворд:
По горизонтали:
1.Третий день недели (Среда).
2.Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать (Страус). 3.Основная работа этого человека – печь хлеб (Пекарь).
4.Животные, которые вымерли очень-очень давно (Динозавры).
5.Время года, которое наступает после осени (Зима).
По вертикали:
1.В нее одевались первобытные люди (Шкура).
2.Первый месяц весны (Март).
3.Человек, который изучает звезды и другие небесные тела (Астроном).
4.Верхняя часть велосипеда (Рама). Дети отвечают на вопросы.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Находить ответы на вопросы.
4. Формулирова-
ние темы урока, постановка цели
Цели:
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися. - Муравьишка и Мудрая Черепаха благодарят за ваши знания и дарят открытку-пазл.
- Соберите её.
- Что у вас получилось?
Слайд 4
- Откройте учебник на с.31 и прочитайте название раздела.
Слайд 5
Сформулируёте тему урока, используя слова: солнце, звёзды, почему?
- На какие вопросы нам предстоит найти ответы?
Слайд 6
- Прочитайте на с.32 , какие учебные задачи мы поставим перед собой.
Ответы детей.
- Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
Под руководством учителя дети определяют учебную задачу: выяснить причины видимости солнца и звёзд в разное время суток и учиться различать созвездия Лев, Большая Медведица, Полярной Звезды (запись на доске)
- Узнаем, что такое Солнце. Научимся изготавливать модели звёзд. Будем учиться находить созвездие Льва. Метапредметные результаты:
Познавательные результаты:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (задачи).
Выдвижение предположений. Регулятивные результаты:
Предвосхищение результата учебной деятельности.
Личностные результаты:
Развитие мотивации учебной деятельности.
III. Совместное открытие знаний.
Цели:
- организовать обсуждение, что такое Солнце;
- Что вы знаете о Солнце?
- Из каких источников можно получить дополнительную информацию?
Слайд 7
- Я предлагаю вам посмотреть видеофильма «Удивительный мир» о Солнце и звёздах.
Вопросы после просмотра видеофильма:
- Что такое Солнце?
- Какое расстояние от солнца до Земли?
- Является ли Солнце твёрдым телом?
- Почему же Солнце светит днём, а не ночью?
Опыт 1. Смена дня и ночи.
(Один ученик в роли Солнца, второй в роли планеты Земля. У «Солнца» светильник. Ученики демонстрируют, как происходит смена дня и ночи)- На какой вопрос мы сейчас ответили?
Слайд 8
- Вывод: Значит, солнце не просто светит днём, оно-то и создает нам день. Когда солнце освещает Землю, начинается день, а на обратной стороне Земли наступает ночь.
- Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно согревает и освещает Землю. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.
- А сколько мудрых пословиц и поговорок сложено в народе о Солнце. Давайте вспомним:
-Какие вы помните пословицы о солнце?
Слайд 9
– Давайте дополним наши знания:
-Солнце встаёт утро настаёт.
-Лежебоке и солнце не в пору встаёт.
-При солнышке тепло, при матери добро.
Слайд 10
- На стр. 21 в тетради даны две рамочки. В них нарисуйте весёлое и грустное солнышко. Расскажите, зависит ли ваше настроение от того, солнечный день или пасмурный. Ответы детей.
- Из Интернета, атласа-определителя, энциклопедии, учебника, спросить у взрослых.
https://www.youtube.com/watch?v=sP_inLuyGBE- Солнце – это звезда
- Примерно равно150 млн.км.
- Нет, не является, это скопление раскалённых газов.
- Само явление ночи и есть поворот части планеты спиной к Солнцу. Вращаясь вокруг своей оси, поворачивается то одной стороной к солнцу, то другой - так происходит смена дня и ночи.
- Почему же солнце светит днём?
Ответы детей.
Учащиеся объясняют смысл пословиц.
Работа в рабочих тетрадях. Предметные результаты:
Знание понятий Солнце, «звезда», «созвездие».
Умение применять знания в жизненной ситуации.
Представления о смене дня и ночи.
Метапредметные результаты:
Познавательные результаты:
Поиск и выделение необходимой информации.
Умение наблюдать и делать выводы.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Выдвижение предположений.
Коммуникативные результаты:
Слушать и слышать друг друга;
Оформлять свои мысли в устной форме.
Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского / родного языка.
Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; планирование общих способов работы.
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные результаты:
Способность к мобилизации сил и энергии.
Личностные результаты:
Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах
5. Физкультминутка. Слайд 11
Весёлая зарядка для детей. https://www.youtube.com/watch?v=MDLsZ-I489MДети делают зарядку под музыку. Личностные результаты: Формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни.
6.
Продолжение работы по теме.
Цели:
- организовать обсуждение, что такое звёзды;
Слайд 12
– Ребята, пока мы с вами беседовали о Солнце, Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадку.
В чёрном небе до зариТускло светят Фонари.Фонари - ФонарикиМеньше, чем комарики.
-Что это?
– Как догадались?– С чем сравнивают звезды? Почему?
– Когда мы видим звезды? Почему?
– В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так.
– Кто знает, что такое звезды?
- Более подробно о звёздах нам расскажут ваши одноклассники.
Вопросы после выступлений учащихся:
- Что такое звёзды?
- Чем они различаются?
- Какие звёзды самые горячие? Холодные?
Слайд 13– С некоторыми звёздами вы можете познакомиться в учебнике, стр.32.
- Назовите эти звёзды.
- Давайте изготовим из пластилина модели этих звёзд, соблюдая размер, цвет.
- Представим свои модели на выставке (на доске выставка).
- С какой задачей мы справились?
- Звёзды.
- С фонариками.
- Звёзды мы видим ночью, солнечный яркий свет мешает днём разглядеть другие звёзды, потому что они несравненно дальше от нас.
Ответы детей.
Приложение 1
- Звёзды – громадные раскаленные шары, похожие на Солнце.
- Размером и цветом.
- Белые и голубые.
Красноватые.
- Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус.
(Работа в группах, представление своих работ)
- Узнали, что такое звёзды и почему они светят ночью, а также научились изготавливать модели звёзд. Предметные результаты:
Знание понятий «звезда», «созвездие».
Умение применять знания в жизненной ситуации.
Представления о смене дня и ночи.
Умения определять созвездия.
Метапредметные результаты:
Познавательные результаты:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (задачи).
Поиск и выделение необходимой информации.
Умение наблюдать и делать выводы.
Выдвижение предположений.
Коммуникативные результаты:
Умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.
Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Регулятивные результаты:
Уметь проговаривать последовательность действий на урок.
Личностные результаты:
Развитие мотивации учебной деятельности.
Развитие умения контролировать свою работу.
7. Физкультминутка Слайд 14
Вот как солнышко встаёт –
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдёт –
Ниже, ниже, ниже!
Хорошо, хорошо
Солнышко смеётся,
А под солнышком нам всем
Весело живется! Личностные результаты: Формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни
8. Продолжение работы по теме.
Цели:
- организовать обсуждение, что такое созвездия;
- А кто изучает звёзды?
Слайд 15
-Раньше их называли звездочётами.
- С помощью чего астроном изучает звёзды?
- Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена.
-С некоторыми созвездиями мы знакомились в начале года.
- Послушайте мою загадку и вспомните о каком созвездии идёт речь? 
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
Слайд 16
- А под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва.
-Рассмотрим на стр.33 в учебнике это созвездие.
- Как вы думаете, а почему его так назвали?
- Возле древнего греческого города Немен свирепствовал лев. Герой Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. В честь этого льва и названо одно из созвездий.
Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит «Царь».
- На звёздном небе мы с вами не увидим точное изображение фигуры льва. Перед нами будет фигура в виде серпа – это голова и грудь зверя. Звёзды расположенные левее - это туловище.
Слайд 17
- В тетради на стр.22 соединим линиями точки-звёды так, чтобы получилось созвездие Льва.
– А у доски поработает…
- Проверим друг друга. - Астрономы.
- Телескопа.
- Созвездие Большой Медведицы.
Ответы детей. Предметные результаты:
Знание понятий «звезда», «созвездие».
Умение применять знания в жизненной ситуации.
Умения определять созвездия.
Метапредметные результаты:
Познавательные результаты:
Поиск и выделение необходимой информации.
Умение наблюдать и делать выводы.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Выдвижение предположений.
Коммуникативные результаты:
Умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные результаты:
Уметь проговаривать последовательность действий на урок.
Личностные результаты:
Развитие мотивации учебной деятельности.
9. Первичное закрепление - Мудрая Черепаха предлагает вам игру:
Слайд 18
«Подскажи словечко»
- Солнце – огромный пылающий … (шар).
- Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда).
- Оно создает нам … (день).
- По размерам Солнце … (больше) Земли.
- Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли).
- Звезды – огромные пылающие … (шары).
- Звезды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру).
- Звезд на небе очень много, и люди объединили их в … (созвездия).
- На небе можно увидеть большой ковш – это созвездие … (Большая Медведица). Предметные результаты:
Знание понятий «звезда», «созвездие».
Представления о смене дня и ночи.
Познавательные результаты:
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные результаты:
Слушать и слышать друг друга;
Регулятивные результаты:
Способность к мобилизации сил и энергии.
Личностные результаты:
Развитие умения контролировать и оценивать свою работу.
10. Итог.
Рефлексия. Скоро прозвенит звонок,
Подведем скорей итог.
Слайд 19
-САМООЦЕНКА:
-Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке:
-Кто считает, что сегодня он активно работал и не испытывал затруднений?
-А у кого были некоторые трудности?
-А как вы оцените работу своей группы?
Слайд 20
Закончи предложение:
 Я узнал …
 Я понял … Метапредметные результаты:
Познавательные результаты:
Поиск и выделение необходимой информации.
Выдвижение предположений.
Коммуникативные результаты:
Умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
Развитие умения контролировать и оценивать свою работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Данил
Вечером, когда солнце скрывается за горизонтом, мы можем увидеть в небе звезды.
Звёзды – громадные раскаленные шары, похожие на Солнце. Многие из них гораздо больше Солнца. Звёзды находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими.
Матвей
На ночном небе звёзды мерцают разными цветами: голубым, белым, жёлтым, красным. Белые и голубые звёзды – очень горячие. Они горячее Солнца.  Жёлтые – холоднее белых. Они как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее солнца.
Соня
По своим размерам звёзды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.