Значение изучения фонетики для работы по обучению грамоте, орфоэпии и орфографии в начальных классах


Значение изучения фонетики для работы по обучению грамоте, орфоэпии и орфографии в начальных классах
Цель работы изучить значение фонетики для работы по обучению грамоте, орфоэпии и орфографии в начальных классах.
Значение изучения фонетики обусловлено, во-первых, необходимостью фонетических знаний и умений для становления у школьников всех видов речевой деятельности; во-вторых, важностью этих знаний и умений для усвоения произносительных норм, что обеспечивает эффективное осуществление коммуникативной деятельности; в-третьих, фундаментальной ролью фонематических умений в освоении орфографии и грамматики русского языка. Особую значимость фонетическая работа приобретает в условиях поликультурной начальной школы современного мегаполиса.
Недооценка знания фонетики на начальном этапе обучения русскому языку – одна из существенных причин графических и орфографических ошибок в письменных работах младших школьников. Если ребенок может установить последовательность звуков в слове, ориентируется в «звуках-соседях»,различает ударные (безударные) гласные, твердые (мягкие) и глухие (звонкие) согласные звуки, то это свидетельствует о прочном фонетическом фундаменте , от которого будет зависеть его грамотность.
Объект исследования: основные направления обучения русскому языку в начальных классах.
Предмет исследования: методика обучения фонетике.
Задачи:
- исследовать основные направления обучения русскому языку в начальных классах;
- изучить методику звуковой стороны языка;
- проанализировать организацию орфоэпической работы в начальной школе.
Теоретические обобщения в области фонетики, графики, орфографии лежат в основе методики обучения грамоте и правописанию.
Хорошо известно, что примерно до середины 19 века учили читать буквослагательным методом: заучивали буквы, слоги с большим трудом приходили к чтению слов. Постепенно по мере постижения сущности русского языка стал меняться способ обучения. Если первичен звук, а буква – лишь условный значок, его обозначающий, то и в обучении правильнее идти от звука к букве. Так в методику пришёл звуковой аналитико-синтетический метод, который действует и по сегодняшний день.
Лингвистические теории являются фундаментом для создаваемых методических систем. Как не может стоять дом без фундамента, так не может надёжно служить методика, не опирающаяся на прочные лингвистические опоры.Закономерности устной формы языка и речи открываются школьнику в связи с изучением фонетического и орфоэпического материала, письменной – графики и орфографии.
Зачем школьникам изучать фонетику? Ответ на поставленный вопрос может быть дан с позиции практических целей обучения языку.
Хорошая фонетическая подготовка – основа преемственности в обучении языку между младшими и средними классам. В зависимости от того, как формируются способы звукового анализа у младших школьников, решается вопрос о содержании и формах обучения фонетике в средних классах. Тем важнее и ответственнее задача обеспечить качественную фонетическую подготовку учащихся в начальных классах. Проверка на всех уровнях (в начальной и средней школе) показывает, что едва ли не самыми стойкими являются фонетические ошибки.
Не только младшие школьники, но порой и ученики средних и старших классов, проводя звуковой анализ, путают твёрдые и мягкие согласные, не слышат звук (й), когда он «замаскирован» в буквенной форме слова, ошибаются в определении ударного слога, не умеют вычленить звук из слова и произнести его изолированно. Много ошибок допускают учащиеся, характеризуя звуки (гласный – согласный, звонкий – глухой и т.п.). Для избежания ошибок, важно хорошо понимать специфику фонетических знаний и умений, разбираться в причинах трудностей, которые испытывает школьник в работе со звуками.
Бытующее в практике обучения представление о звуках как о чем-то второстепенном по сравнению с буквами заметно повлияло на методику обучения языку. Проявляется это и в неточной формулировке заданий, некорректном использовании терминов, например, употребление одних и тех же слов для называния гласных и согласных звуков и букв вместо «буква гласного» или «буква согласного»
Смешение звучания и написания ведет к неразвитости речевого слуха, что сказывается и на последующем обучении языку. Например, ученики средних классов никак не могут уяснить способ образования притяжательных прилагательных в русском языке, так как суффикс (й) в косвенных формах слов собачий, лисий закрыт от них буквенным составом этих слов (в словоформах собачьего и лисьего нет буквы й).
Итак, нередко причиной фонетических ошибок может быть неумелая организация обучения фонетике: не выделяется собственный предмет фонетики – звучащее слово, если для работы на уроке берется любое слово без учёта особенностей его звукового состава и т.д.
Начальный и основополагающий момент в обучении фонетике – формирование способов звукового анализа. Осознанным это действие может стать только в том случае, если одновременно с самим действием учащиеся будут осваивать способы контроля за правильностью его выполнения (зима)
Только протяжное произношение каждого звука в полном слове обеспечивает действительное оперирование звуками, не подменяя их буквами. Такая организация работы позволяет учителю задавать учащимся вопрос: «Что нужно сделать, чтобы правильно найти звук?».
Орфоэпические ошибки – достаточно распространённое явление. С развитием средств массовой информации роль устных форм речевой деятельности в жизни человека возрастает: мы больше говорим и слушаем, чем пишем и читаем. В связи с этим формирования навыков культуры устной речи становится все более актуальной задачей.
Продолжение, после дошкольного учения, речевого окружения становится школа, класс, речь учителя. Но неосознанные орфоэпические навыки не могут послужить основой речевого самоконтроля. Возникшие бессознательно орфоэпические навыки не могут стать фундаментом для обучения другим языковым умениям, в первую очередь орфографическим.
Первоначально правила произношения усваиваются детьми на этапе сопоставления двух видов чтения: «как говорим» и «как пишем» Далее, второклассники учатся писать слова типа мячи, река и т.п. Слова с безударными гласными могут послужить материалом для представления в обобщённой форме особенности слитного произношения гласных.
Главное в работе по формированию навыков слитного произношения – воспитание вкуса и требовательности к собственной речи. Необходимо учитывать, что способность к самоконтролю возникает после того, как ученик научится проверять других. Лучше проводить орфоэпические минутки: один ученик читает, соблюдая произносительные нормы, а остальные отмечают ошибки и объяснят их. Такая работа создает прочный фундамент для формирования осознанных навыков правописания.
Фонетика это неизолированный раздел науки о языке. Он объективно демонстрирует, что объективно существующее фонетические законы влияют на другие явления и процессы в языке и отражаются в орфографии, словообразовании, морфологии, синтаксисе.
Образование в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности – именно на них лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их становления определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно владеть речевой деятельностью, организовывать ее, использовать адекватные способы работы с информацией и т.п.
Антонова, Е.С., Методика преподавания русского языка (начальные классы) / Е.С. Антонова, С.В. Боброва – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 464с.
Львов, М.Р., Методика преподавания русского языка в начальных классах/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Соснова - М.: Издательский центр «Академия». – 464с.
Салькова, Т.П. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических ВУЗов / Т.П. Салькова. – Сфера, 2000
Соловейчик М.С., Методика преподавания русского языка: Руководство к самостоятельной работе над курсом/ М. С. Соловейчик, О.В. Кубасова, В.П. Канакина – М.: Просвещение, 1988. 
Соловейчик М.С., Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / М. С. Соловейчик, О.В. Кубасова, В.П. Канакина – М.: Издательский центр «Академия». – 384с.
Соловейчик М.С., Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач/ М. С. Соловейчик, О.В. Кубасова, В.П. Канакина – М.: М.: Издательский центр «Академия». – 255с.