Конспект урока по окружающему миру на тему Почему солнце светит днем, а звезды ночью? (1 класс)


Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
Тема: Почему солнце светит днем, а звезды ночью?
Цели:
-Формирование представления о звёздах, Солнце и созвездиях;
-развивать познавательные способности уч-ся в процессе самостоятельной учебной и творческой деятельности, развивать речь, внимание, память, логическое мышление;
-воспитывать коммуникативность, толерантность.
Оборудование:
Презентация, изображение муравьишки - почемучки, карточки с веселым и грустным солнцем, карточки со звездами, облако, элементы календаря погоды.
Ход урока
Орг.моментУ.-Здравствуйте ребята
У.- Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать
Минутка календаря
У.-Какое сегодня число?
У.-Какое сейчас время года?
О.-Весна
У.-Назовите весенние месяца.
У.-Отгадайте загадку о весеннем месяце
У.-Все теплее братец - ветер,
И в весенней куртке Петя,
Снег темнеет, чахнет, тает,
В какой месяц так бывает?
(Март)
У.-Какая температура воздуха?
(На доске облако, учитель вызывает к доске одного уч-ся, который прикрепляет на облако элементы погоды)
У.-Итак, мы уже сказали, что наступила весна, а какие признаки весны вы заметили?
О.-Потепление, солнечно, тает снег, птицы прилетают, изменяется продолжительность светового дня.
У.-Народные приметы на 4 марта:
1. Солнечный день – год будет плодородным.
2. Чем больше в этот день хозяйка приготовит еды, тем богаче будет ее жизнь.
3.Чем больше добрых дел, тем больше будет счастья.
Актуализация знаний
У.-На прошлом уроке вы закончили изучать раздел «Где и когда?» Напомните мне пожалуйста, какие темы вы изучали?
У.-Ребята, сегодня мы с вами будем изучать новый раздел «Почему и зачем?»
(Читаю из учебника, что мы будем изучать в этом разделе)
У.-Ребята, мы с вами отправляемся в новое далекое путешествие, а вот на каком транспорте, вы узнаете, отгадав загадку.
Чудо птица – алый хвост
Полетела в стаю звезд.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звзед.
(Ракета)
Работа по теме урока
У.-Ребята, отгадайте загадки и постарайтесь определить тему урока.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все … (Солнце)
День ушел, померкли дали,
Птички петь уж перестали –
Улеглись до зорьки в гнездах …
Что мерцает в небе … (Звезды)
У.-Ребята, кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
У.-К нам в гости сегодня пришел муравьишка – Вопросик, и он приготовил для вас новый воспрос: «Почему солнце светит днем, а звезды ночью?»
У.-Кто может ответить на этот вопрос?
У.-Как понятия солнце и звезды связаны между собой?
У.-Солнце – самая ближайшая к Земле звезда. Это огромный пылающий шар. Температура 20млн. градусов. Нам оно кажется маленьким кружком, лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии. Если бы можно было поставить солнце рядом с землей, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина. Земля вращается вокруг солнца, подставляя ему то один, то другой бок. Каким боком повернулось, там и день, на обратной стороне Земли – ночь.
Итак, солнце – это тоже звезда, просто она очень большая и светит ярче, чем другие звезды. Без солнца не было бы жизни на Земле. Оно согревает и освещает Землю.
У.-Откройте рабочие тетради на с.21. У вас даны 2 рамки. Нарисуйте грустное и веселое солнце.
Физкультминутка
Вот как солнышко встает –
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет!
Ниже, ниже, ниже!
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется
А под солнышком нам всем
Весело живется!
Работа по теме урока
У.-Ребята, когда солнышко заходит, наступает ночь. Ночью становятся видны звезды. В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики подвешенные к небу, но это не так.
У.-А что же такое звзеды?
(Раскаленные шары)
У.-А кто изучает звезды?
(Астрономы)
У.-А как раньше называли астрономов?
(Звездочёты)
У.-С помощью чего астрономы изучали звезды?
(С помощью телескопа)
У.-Звезды бывают разные и по размер и по цвету.
У.-Откройте учебники на с.32. Рассмотрите звезды и прочитайте их названия.
(Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус)
У.-На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным.
У.-Белые и голубые звезды очень горячие. Желтые звезды – холоднее белых. Они примерно такие же как наше Солнце. Звезды красного цвета холоднее солнца. По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.
У.-Альдебаран – оранжевая звезда, в 30 раз больше солнца.
Регул - белая, в переводе с латыни означает «принц», форма сплюснутая.
Сириус - голубая, самая яркая звезда из всех звезд на небе.
У.-А почему звёзды кажутся нам маленькими?
(Находятся далеко от Земли)
У.- Итак, что такое звезды?
(Огромные пылающие шары)
У.-А что же такое солнце?
(Это тоже огромный пылающий шар)
У.-Значит, солнце это что такое?
(Солнце – это звезда)
У.-А почему днем звёзды не видны?
У.-Откройте рабочие тетради на с.21 №1.
У.-Звезд на небе очень много и люди объединяли их в созвездия. Созвездиям люди дали имена. Ребята, отгадайте загадку, о каком созвездии идет речь.
Из какого ковша
Не пьют, не едят
А только на него глядят?
(Созвездие Большой Медведицы)
У.-Ниже созвездия Большой Медведицы, находится созвездие Льва. Оно состоит из 70 звзед.
(См.рис. в учебнике)
У.-Ребята, а на что похоже это созвездие?
(На утюг)
У.-Самая яркая звезда Льва – его сердце, называется Регул, что означает «царственная звзеда». Созвездие Льва напоминает нам об одном из подвигов Геракла, который победил свирепого льва, держащего в страхе людей.
Подведение итогов. Рефлексия.
У.-Ребята, пора возвращаться с путешествия. Скоро прозвенит звонок, подведём скорей итог.
У.-Что такое солнце?
У.-Что такое звезды?
У.-Узнал Муравьишка, что такое солнце и звезды?
О.-Да.
У.-А вот сейчас проверим как вы запомнили о чем мы говорили на уроке.
Тест: «Хлопок – да; Молчание – нет»
Солнце – это самая большая звезда? (Нет)
Звезды – это пылающие шары? (Да)
Солнце – ближайшая к Земле звезда? (Да)
По размерам солнце меньше Земли? (Нет)
Звезды отличаются друг от друга по размеру и цвету? (Да)
У.-У вас на партах лежат звёздочки. Оцените свою работу на уроке. Если вам было интресно и вы усвоили материал прикрепите на доску звездочку к веселому солнышку, а если урок вам не понравился и материал вы не усвоили, то к грустному.