Обмен опытом по профориентационной работе с обучающимися выпускных классов


Приложение №1 к протоколу №2_
заседания МО классных руководителей
Тема: "Обмен опытом по профориентационной работе с обучающимися выпускных классов"
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделить проведению
целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Концепция профильного обучения, предложенная правительством России,
предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где осуществляется предпрофильная подготовка. Новые образовательные стандарты начальной школы предписывают формирование у учащихся как знания о профессиях, так и первичные трудовые навыки. Возрастает роль профессиональной ориентации, предназначение которой заключается в следующем:
- формировать у учащихся положительное отношение к труду;
- научить детей разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить школьников соотносить требования, предъявляемые профессией, с
индивидуальными качествами личности;
- обеспечить в школе широкий диапазон вариативности профильного обучения за
счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
- выработать гибкую систему взаимодействия старшей ступени школы с
учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с
предприятиями города, региона.
Всю работу рекомендуется вести в тесной связи с родителями, сообщая им обо всех достижениях и проблемах детей. Согласно данным опроса, проведенного в Майкопских школах, подавляющее число (99%) родителей учащихся 8-9 классов считают, что профессиональное обучение должно проходить в школе. Что касается дальнейшего обучения выпускников школ, то 94% родителей убеждены, что его следует продолжить в вузе, и только 6% хотят направить своих детей в колледж. Судя по этим данным, предстоит длительный процесс взаимодействия школ с родителями для того, чтобы изменить их подход к проблеме выбора пути к получению детьми профессионального образования.
Цели профориентационной работы:
Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими
профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное
самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
Формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной
деятельности;
Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся
для разделения их по профилям обучения;
Оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднения
при выборе профессии.
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Работа с родителями
проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
лектории для родителей.
индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
анкетирование родителей учащихся;
привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЫРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Начиная с первого года обучения детей учителю, классному руководителю
необходимо вести работу по профессиональной ориентации учащихся в нижеследующих
направлениях.
- Профессиональная информация, включающая в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его трудового самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в специалистах разного профиля. Задача педагогов, осуществляющих профориентацию, – довести эти сведения до учащихся через различные формы профориентационной работы.
– Профессиональное воспитание, включающее в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы в плане профессионального воспитания заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет учащимся на практике определить свои склонности и способности. Последние формируются и развиваются в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности, поэтому в школе необходимо использовать различные формы учебной и внеклассной работы в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
- Профессиональное консультирование – это изучение личности учащегося и на этой основе выдача ему профессиональных рекомендаций. Профессиональная
консультация чаще всего носит индивидуальный характер, поэтому классный руководитель может использовать такие методы работы, как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся, встречи и беседы с их родителями.
При планировании и проведении профориентационной работы нужно соблюдать
следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность, то есть профориентационная работа не ограничивается работой только со старшеклассниками. Она ведется с первого по выпускной класс с учетом возрастных запросов и особенностей детей.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм
профориентационной работы с учащимися и их родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров
профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями
общества в кадрах), т. е. для работы по профессиональной ориентации в школе ее
педагогическому персоналу рекомендуется:
располагать социально-экономическими характеристиками различных профессий,
знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий,
уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы
профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда.
Кроме того, рекомендуется:
пользоваться технологическими характеристиками, включающими в себя
описание производственных процессов и профессиональных задач;
медико-физиологическими и санитарными характеристиками условийтруда с
перечнем показаний и противопоказаний;
требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей.
Сводный документ такого рода называется профессиограммой. Профессиограммы по различным профессиям вместе с другими материалами необходимо накапливать в кабинете по профориентации. Для успешного составления такой профессиограммынеобходимо сотрудничать, прежде всего, с территориальной службой занятости населения, предприятиями, организациями, работодателями, которые окажут практическую помощь в накоплении материала по конкретным профессиям.
На каждом этапе профориентационной работы рекомендуется обязательное
проведение классных часов по профориентационной тематике с учетом возрастных особенностей учащихся
ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
9-11 классы
1. «Познай себя!»
2. Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии. Анкетирование.
3. Профориентация и медицинская профконсультация.
4. Мотивы выбора профессии.
5. «Психологические» характеристики профессий.
6. «Они учились в нашей школе».
7. «Выпускники нашей школы – учителя».
8. Профессии с широкой перспективой.
9. «Как стать гением?» Жизненная стратегия творческого человека.
10. «Что век грядущий нам готовит?»
11. Труд и творчество как главный смысл жизни.
12. «Сотвори свое будущее»
__________________________________________/Ю.А.Каплунова/