Как правильно составить паспорт кабинета физики


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26» г.Балаково, Саратовской области, ул.Заречная д.45 т.(88453)641-196
ПАСПОРТ КАБИНЕТА ФИЗИКИ
Кабинет № 25
Учитель: Сенцова Марина Альбертовна


2013-2014 учебный год.
Содержание
Стр.
План кабинета. 3
Оборудование кабинета. 4
Технические средства обучения 5
Учебное оборудование: CD диски 5
Плакаты 6-8
Литература 9-11
Список оборудования в кабинете физики 12-14
Правила пользования кабинетом физики. 15
Инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике. 16-18
Инструкция по охране труда при работе в кабинете физике. 19-21
Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике . 22-24
Программа инструктажа по электропожарной безопасности в кабинете физики . 25
Программа инструктажа по оказанию первой помощи в кабинете физики. 25-29
График занятости кабинета физики 2013-2014 учебный год . 30
Цели и задачи обучения физики . 31-33
Норма оценок. 34-36
Мониторинг.(анкета заведующего кабинетом, анкета для учащихся) 37-39
Оценка деятельности кабинета 40
План развития кабинета. 41
Акт приемки кабинета физики на готовность к новому учебному году. 42
2
План кабинета физики.

3
Оборудование кабинета.
№ п/п наименование количество
1. Ученические парты Г-5 18
2. Ученические стулья Г-5 36
3. Кафедра 1
4. Стол компьютерный 1
5. Стул компьютерный 1
6. Шкаф «Домино» 1
7. Шкаф 3
8. Доска 1
9. Стенды 6
10. часы 1
11. жалюзи 4

4
Технические средства обучения.
Персональный компьютер(рабочее место учителя)-1
Сканер-1
Принтер-1
Видеопроектор.-1
Телевизор-1
Экран-1
Диапроектор Ф-76М.
Учебное оборудование.
CD диски:
Геометрическая оптика.
Дисперсия и рассеивание света.
Дифракция света.
Диффузия .
Интерференция света.
Колебания и волны
Оптика.
Основы атомной и ядерной физики.
Пластическая деформация.
Поляризация.
Физические основы квантовой теории.
Физическая картина мира.
Фотоэффект.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 7 класс
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 8 класс
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 10 класс
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 11 класс
Библиотека наглядных пособий. Под ред. Н.К.Ханнанова.
Видеозадачник под ред. А.И.Фишман
Практикум 7-11 классы.
Библиотека наглядных пособий 7-11 классы.
Репетитор Кирилла и Мефодия.
5
Плакаты:
7 класс
Физические величины. Измерение физических величин.
Строение вещества. Молекулы.
Диффузия.
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества. различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
Скорость. единицы скорости. Расчет пути и времени движения.
Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела.
Плотность вещества.
Сила . Сложение сил.
Сила тяжести. Вес тела.
Сила упругости. Закон Гука. Динамометр.
Сила трения.
Давление. Давление газа и жидкости.
Вес воздуха. Атмосферное давление.
Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.
Механическая работа. Мощность.
Простые механизмы. Условия равновесия.
Равенство работ при использовании простых механизмов. КПД.
Потенциальная и кинетическая энергия.
8 класс
Внутренняя энергия.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
Удельная теплота сгорания топлива.
Закон сохранения и превращения энергии.
Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Испарение. Кипение. Удельная теплота парообразования.
Влажность воздуха.
Работа газа и пара. ДВС.
Электризация тел. Электрическое поле. Строение атома.
Электрический ток. Электрическая цепь.
Электрический ток. Сила тока. Амперметр.
Электрическое напряжение. Вольтметр.
Электрическое сопротивление. Закон Ома.
Последовательное и параллельное соединение проводников.
Работа и мощность электрического тока.
Магнитное поле.
Световые явления.
Линзы.
9 класс
Материальная точка.
Координаты движущегося тела.
Ускорение.
Законы Ньютона.
Закон всемирного тяготения.
Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Свободные колебания . Характеристики колебаний.
Волны. Продольные и поперечные.
Звуковые колебания.
Звуковые волны. Эхо.
Магнитное поле. Направление линий магнитного поля.
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.
10 класс
Скорость. Прямолинейное равномерное движение.
Ускорение. Равнопеременное движение.
Кинематика вращательного движения.
Кинематика колебательного движения.
Законы Ньютона.
Закон всемирного тяготения.
Сила упругости.
Сила трения.
Закон сохранения импульса.
Работа силы. Энергия.
Динамика свободных колебаний.
Вынужденные колебания. Резонанс.
Звуковые колебания.
Опыт Штерна.
Давление идеального газа.
Газовые законы.
Плавление. Испарение. Кипение.
Поверхностное натяжение. Капиллярные явления.
Внутренняя энергия.
Работа в термодинамике.
Первое начало в термодинамике.
Второе начало в термодинамике.
Адиабатный процесс. Цикл Карно.
Электризация тел. Опыт Милликена.
Закон Кулона.
Напряженность электрического поля.
Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.
Потенциал.
Конденсаторы.
11 класс
Электрический ток. Сила тока.
Сопротивление. Закон Ома.
Зависимость сопротивления проводника от температуры.
Соединения проводников.
ЭДС. Закон Ома для полной цепи.
Закон Джоуля-Ленца.
Электромагнитная индукция.
Индуктивность. Самоиндукция.
Электромагнитное поле.
Фотоэффект.
Корпускулярно-волновой дуализм.
Волновые свойства частиц.
Планетарная модель атома.
Атом водорода по Бору.
Излучение и поглощение света атомами.
Лазер.

8
Литература кабинета физики:
МЕТОДИЧЕСКАЯ.
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика 7-11 класс.-Министерство образования РФ. М. : Дрофа, 2010.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике.- Министерство образования РФ М.: Дрофа, 2010.
А.Т.Глазунов, А.А.Пинский. Методика преподавания физики в средней школе. Электродинамика. Квантовая физика.- М.:Просвещение,1989.
Методика преподавания физики в 7-8 классе средней школы./ Под ред. А.В.Усовой.- М.: Просвещение, 1990.
С.Е.Каменецкий, В.П.Орехов. Методика решения задач по физике в средней школе.- М.: Просвещение, 1987.
А.А.Фадеева. Физика 7,8,9.- М.: Просвещение, 2000.
Р.И. Малафеев. Проблемное обучение физике в средней школе.- М.: Просвещение, 1993.
Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике 7-11 кл.-М.: Просвещение, 1996.
Программно-методические материалы по физике7-11 кл,- М.:Дрофа, 1998.
И.Я.Ланина. 100 игр по физике.-М.: Просвещение, 1995.
А. Гин. Приемы педагогической техники.- М.: Вита-Пресс, 1999.
А.К.Кикоин. Механические колебания и волны.- М.: Просвещение, 1986.
А.А.Иванов. Готовимся к государственному централизованному тестированию.- Саратов.: Лицей, 2002.
Л.А. КирикМетодические материалы для 8 кл.- М.: Илекса,2003.
Г.Д. Луппов Опорные конспекты и тестовые задания для 11 кл.- М: Просвещение, 1996.
П.И.Самойленко. Тематическая проверка знаний по физике.-М.: Школа-Пресс,2000.
В.И.Елькин. Необычные учебные материалы по физике.-М.: Школа- Пресс,2000.
Ю.Я.Иванов. Творческие экспериментальные задания по физике для 10,11 кл.-Чебоксары: Клио,1998.
9
ЭКПЕРИМЕНТ.
Демонстрационныеопыты по физике в 6-7 кл./Под ред.
А.А.Покровского.-М.: Просвещение, 1974.
Н.М.Шахмаев. Физический эксперимент в средней школе.-М.: Просвещение,1998
Н.М.Шахмаев, Н.И.Павлов. Физический эксперимент в средней школе.-М.: Просвещение, 1991.
Л.А.Горев.Занимательные опыты по физике.-М.: Просвещение, 1977.
Фронтальныелабораторные работы по физике 7-11 кл./ Под ред.
В.А.Бурова.-М.: Просвещение, 1996.
В.А.Поляков. Практикум по электротехнике.-М.: Просвещение, 1977.
Практикумпо физике в средней школе./ Под ред.Ю.И. Дика.-М.: Просвещение, 1987. (2 шт)
ЗАДАЧНИК.
Г.И.Лернер.Решение школьных и конкурсных задач.М.: Новая школа, 1995.
Б.Ю.Коган.Сто задач по электричеству.-М.: Наука, 1976.
И.С.Шутов. Решение практических задач.-Минск.Современное слово, 1997
С.В.Трубецкова.Динамика материальной точки.- Саратов :Колледж, 1993.
Л.В.Тарасов.Вопросы и задачи по физике.-М.:Высшая школа, 1984.
Л.П.Баканин. Сборник задач по физике.-М.: Наука, 1975.
Задачи по физике./ Под ред.О.Я.Савченко.М.: Наука, 1981.
В.П.Демкович. Сборник вопросов и задач по физике.- М.:Просвещение, 1969
О.Ф.Кабардин. Контрольные и проверочные работы по физике 7-11 кл,-
М.: Дрофа, 1997.
10
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
В.Азернов.Великие открытия.- М,: Олма-Пресс,2000.
Я.И.Перельман. Занимательная механика.- Екатеринбург: Тезис, 1994.
В.Т.Поляков. Посвящение в радио-электронику.-М.: Радио и связь, 1988.
Ю.Н.Хлопов. Магнетрон.-М.: Знание,1967.
В.В.Градосельский. Ядерное оружие и защита от него. -М.:Досааф,1970
В.П.Демкович. Приближенные вычисления в школьном курсе физики.- М.: Просвещение, 1967.
В.А.Буравихин. Биография электрона.-М.: Аграр, 1997.
А.П.Рыженков. Физика. Человек. Окружающий мир.- М.:Просвещение, 1998.
К.В. Любимов. Знакомимся с электрическими цепями.-М.: Наука,1981.
С.П.Гиндикин. Рассказы о физиках и математиках,- М.: Наука, 1985.
Л.Г.Асламов. Удивительная физика.-М.: Наука, 1987.
А.Д.Чернин.Физика времени.-М.: Наука,1987.
Ф.Кабардин. Справочные материалы.- М.: Просвещение, 1991.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Л.А.Кирик. Механика 7 класс.-М.: Илекса,1998. ( 15 шт.)
Л.А.Кирик.Геометрическая оптика. 8,11 класс.-М.:Илекса, 1998.(15 шт.)
Л.А.Кирик. Механика 9 класс.- М.: Илекса, 1998.(15 шт)
Л.А.Кирик.МКТ. Термодинамика.-М.: Илекса,1998. (15 шт)
Л.А.Кирик.Электричество и магнетизм.- М.: Илекса, 1998.(15 шт)
Л.А.Кирик. Теория относительности. Атомная физика.- М.: Илекса, 1998. (15 шт.)
А.Е.Марон. 7 класс.-М.: Дрофа,2010. (15 шт)
А.Е.Марон 8 класс.-М.: Дрофа,2010.(15 шт)
А.Е.Марон. 9 класс.-М.: Дрофа,2010.(15 шт)
11
Список оборудования в кабинете физики.
№ п\п Наименование оборудования Кол-во
Колебания и волны
Волновая машина. 1
Волновая ванна. 1
Частотомер. 1
Камертон на резонирующих ящиках. 3
Генератор звуковой 1
Генератор низкой частоты. 1
Генератор. 1
Электричество и магнетизм. Амперметр демонстрационный 1
Амперметр лабораторный 15
Вольтметр лабораторный 15
Вольтметр демонстрационный 1
Источник тока лабораторный 15
Набор « Выпрямитель НВ 2
Г енератор « Спетр-1» 3
Трансформатор разборный школьный Тр-1 3
Батарея конденсаторов. 1
Электроды. 4
Ванна электролитическая. 1
Прибор для демонстрации вихревых токов. 2
Индикатор индукции магнитного поля. 2
Модель строения магнита. 5
Прибор для демонстрации правила Ленца. 2
Магазин сопротивлений. 1
Магнит дугообразный 20
Магнит полосовой 20
Прибордля демонстрации спектров маг. полей. 1
Катушкадроссельная. 1
Машинамагнитоэлектрическая. 1
Прибордля демонстрации зависимости сопротивления от температуры. 1
Прибордля демонстрации вращения катушки с током в маг. поле. 1
Авометр. 3
Преобразовательвысоковольтный « Разряд». 3
Наборполупроводниковых приборов. 1
ВыпрямительВ-24. 2
Комплектприборов для изучения свойств электромагнитных волн. 2
Электродвигатель. 12
Осциллограф. 2
Стробоскоп. 1
Электрофорная машина. 1
Машина постоянного тока. 1
Электрометр 2
Конденсатор переменной емкости 2
Лампочки лабораторные на подставке 12
Реостат демонстрационный 2
Спираль резистор лабораторная 15
ключ 15
Султан электрический 2
Маятник электростатический 2
Механика. Пистолет баллистический. 5
Прибор по кинематике и динамике. 2
Тележка самодвижущаяся. 3
Модель ракеты. 1
Держатель пружинный. 3
Шар Паскаля. 1
Набор тел различной массы. 6
Набор по статике. 1
Прибор для определения механических свойств твердых тел. 1
Тахометр 1
Прибордля демонстрации деформации тел. 1
Манометрдемонстрационный. 1
Шар Паскаля 1
Ведерко Архимеда 1
Комплектвращения. 1
Прибордля демонстрации гидростатического парадокса. 1
Комплект ареометров. 2
Динамометр демонстрационный 3
Динамометр лабораторный 0,5Н 25
Наборгрузов. 3
Весы лабораторные 15
Блок подвижный 2
Блок неподвижный 2
Бруски 15
Рычаг демонстрационный 1
Рычаг лабораторный 10
Трибометр 15
Сосуд сообщающийся демонстрационный 1
Лента сантиметровая 15
Молекулярная физика Прибор для демонстрации газовых законов 1
Калориметр лабораторный 15
Набор калориметрических тел 5
Теплоприемник. 1
Модель броуновского движения. 1
Термометры. 15
Гигрометр психрометрический. 1
Оптика Лазер 1
Аппарат проекционный универсальный с оптической скамьей. 1
Набор по интерференции и дифракции света. 2
Набор линз. 1
Линзы лабораторные 15
Экран лабораторный 15
Светофильтры. 2
Зеркала плоские лабораторные 10
Осветитель теневых проекций. 1
Спектроскоп. 3
Трубки спектральные 3
Астрономия Телескоп-рефрактор. Модель горизонтальных координат. Модель планетарной системы. 14
Правила пользования кабинетом физики.
На первом занятии в кабинете учащиеся знакомятся с инструкцией по охране труда.
Учащиеся находятся в кабинете только в сменной обуви и без верхней одежды.
Учащиеся находятся в кабинете только в присутствии преподавателя.
Учащиеся занимают только закрепленные за ними рабочие места.
Учащиеся должны быть внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
Учащиеся приступают к работе с приборами только после разрешения учителя.
Учащиеся должны размещать приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
Перед выполнением работы учащиеся внимательно изучают ее содержание и ход выполнения.
Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива.
При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.
При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.
При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В).
Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только с помощью приборов или указателей напряжения.
Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите пересоединения в цепях и смену предохранителей до отключения источника электропитания.
Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.
Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся по напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.
Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.
При ремонте электрических приборов пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями.
Во время занятий учащиеся не покидают свои рабочие места без разрешения учителя.
Учащиеся соблюдают чистоту и порядок в кабинете.
Во время каждой перемены учащиеся выходят из кабинета, а дежурные его проветривают.
15
16
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
1.1. К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются учащиеся с 7-го класса, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. Опасные производственные факторы:
— поражение электрическим током при работе с электроприборами;
— термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
— возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися жидкостями.
1.3. При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
После окончания лабораторной работы и лабораторного практикума тщательно вымыть руки с мылом.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
2.1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения.
2.2. Подготовить рабочее место к работе, убрать посторонние предметы.
Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
Проверить целостность приборов из стекла и лабораторной посуды.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
3.1 Точно выполнять указания учителя (преподавателя) при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
3.2. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
3.3. При нагревании жидкости в пробирки или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей.
3.4. Во избежание ожогов, жидкость и другие физические тела нагревать не выше 60-70°С, не брать их незащищенными руками.
3.5. Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросать, не ронять и не ударять их.
3.6. Следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не прикасаться и не наклоняться близко к вращающимся и движущимся частям машин и механизмов.
3.7. При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечения проводов, источник тока подключать в последнюю очередь. Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее учителем (преподавателем) или лаборантом.
3.8. Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производить переключении в цепях до отключения источника тока. Наличие напряжения в цепи проверять только приборами.
3.9. Не допускать предельных нагрузок измерительных приборов.
Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т.д. немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю (преподавателю).
4.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю).
При получении травмы, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
5.1. Отключить источник тока, разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему.
5.2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.
Привести в порядок рабочее место, сдать учителю (преподавателю) приборы, оборудование, материалы и тщательно вымыть руки с мылом.
5.4 Помещение, в котором используется проекционная аппаратура, должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения: огнетушителем и ящиком с песком.
5.5При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
18
19

1. Общие требования безопасности
1.1. К работе в кабинете физики допускаются лица, достигшие 16-летнего возраста, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. Опасные производственные факторы:
– термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
– порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
– поражение электрическим током при работе на электроустановках;
– возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися жидкостями.
1.3. При работе в кабинете физики используется специальная одежда: халат хлопчатобумажный и средства индивидуальной защиты: диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.
1.4. Для тушения очага возгорания кабинет физики должен быть обеспечен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.
1.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
1.6. После окончания работы в кабинете физики тщательно вымыть руки с мылом.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Надеть спецодежду, при работе на электроустановках подготовить средства индивидуальной защиты.
2.2. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность.
2.3. Убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения, а также укомплектованности медицинской аптечки необходимыми медикаментами.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Кабинет физики запрещается использовать в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам и для проведения сборов.
3.2. Пребывание учащихся в лаборантской и в помещении кабинета физики разрешается только в присутствии учителя (преподавателя) физики.
3.3. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета физики.
3.4. Лабораторные работы, лабораторный практикум учащимся проводятся только в присутствии учителя (преподавателя) физики или лаборанта.
3.5. Запрещается пользоваться разбитой или треснутой стеклянной посудой, применять приборы и устройства, не соответствующие требованиям безопасности труда, а также самодельные приборы. Не применять оборудование, приборы, провода и кабели с открытыми токоведущими частями.
3.6. Не оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы, запрещается пользоваться приборами с открытой спиралью.
3.7. Все электрические приборы должны иметь указатели напряжения, на которое они рассчитаны и их полярность.
20
3.8. Запрещается подавать к рабочим столам учащихся напряжение свыше 42 В переменного тока и 110В постоянного тока.
3.9. Категорически запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках.
3.10. Для проведения лабораторных работ и лабораторного практикума запрещается выдавать учащимся приборы с надписью на их панелях (корпусах) «Только для проведения опытов учителем».
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением (повышенном их нагревании, появлении искрения и т. д.) немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом администрации учреждения.
4.2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их из сети, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания углекислотным (порошковым) огнетушителем или песком.
4.3. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.4. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника питания.
5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую в шкафы.
5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
21
22

ИНСТРУКЦИЯ№33.1
по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
1.1. К проведению демонстрационных опытов по физике допускаются педагогические работники, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов не допускаются.
1-2. Опасные производственные факторы:
— поражение электрическим током при работе на электроустановках;
— термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
— возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
1.3. При проведении демонстрационных опытов используется специальная одежда: халат хлопчатобумажный, а также средства индивидуальной защиты: диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.
1.4. Перед проведением демонстрационных опытов убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения: огнетушителя порошкового, ящика с песком, накидки из огнезащитной ткани.
1.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
После проведения демонстрационных опытов тщательно вымыть руки с мылом.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
2.1. Надеть спецодежду, при работе на электроустановках подготовить средства индивидуальной защиты;
2.2. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность.
Убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения, а также укомплектованности медицинской аптечки необходимыми медикаментами.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
3.1. При работе с приборами из стекла применять стеклянную трубку с оплавленными краями, правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином.
3.2. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и учащихся, не допускать резких изменений температуры и механических ударов.
3.3. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на демонстрационном столе со стороны учащихся устанавливается защитный экран из оргстекла, а учитель (преподаватель) должен надеть защитные очки.
3.4. Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, а также закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.
3.5. Не превышать пределы допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и др., указанных в технических описаниях, следить за исправностью всех креплений в этих
приборах. Для исключения возможности травмирования учащихся на демонстрационном столе устанавливается защитный экран из оргстекла.
3.6. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. При сборке схемы источник тока подключать в последнюю очередь.
3.7. Замена деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника-
3.8. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключения в схемах при включенном питании.
3.9. Не допускать прямого попадания в глаза учителя (преподавателя) и учащихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера.
Не оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
4-1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, немедленно прекратить работу и отключить источник электропитания.
4.2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их от сети, эвакуировать учащихся из кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания углекислотным (порошковым) огнетушителем или песком.
4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании удалить учащихся из кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.
4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками. а использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника электропитания.
5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую в шкафы.
5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
24
10. ПРОГРАММА ИНСТРУКТАЖАпо электропожарной безопасности в кабинете физики
1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя 2. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке указанном учителем.4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.5. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описания, уясните ход выполнение.6. Производите сборку электрических цепей, переключения в них, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключении источника питания.7. Не включайте источник электропитания без разрешения учителя.8. Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях электроустановок с помощью указателя напряжения.9. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов наконечники, при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами.10. Выполняйте наблюдения и измерения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам/токоведущим частям, находящимся под напряжением.11. Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника электропитания: их сначала нужно разрядить.12. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.13. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источники электропитания и сообщите об этом учителю.14. На уроках физики при опытах не пользоваться зажигалками, а только спичками. Быть осторожным с огнем.15. Соблюдать меры пожарной безопасности по предупреждению пожара от замыкания электрических схем, контактов подводящих проводов.16. В случае пожара вспыхнувший огонь тушить песком, пеногасителем, имеющимся в лаборатории огнетушителем17. Выполняйте правила пожарной безопасности при выполнении опытов и экспериментальных заданий.18. В случае пожара звонить по телефону 01.19. Запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках.20. Запрещается использовать металлические асбестированные сетки и нафталин21. Нельзя оставлять включенные электро- и радиоустройства без надзора и допускать к ним посторонних лиц.22. При выполнение работ на установление теплового баланса воду следует нагревать не выше 60-700 °С23. Запрещается зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки.24. Проведение лабораторных работ и демонстрационных опытов с применением ртути категорически запрещается.25. Запрещается нагружать измерительные приборы выше предельных значений, обозначенных на их шкале.26. Учебные приборы, предназначенные для практических работ учащихся, присоединяются к источникам питания с напряжением не выше 42 В.
Зав. кабинетом М.А.Сенцова
11.ПРОГРАММА ИНСТРУКТАЖА по оказанию первой помощи в кабинете физики
№1. ПРАВИЛА ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ.
Искусственное дыхание необходимо только в том случае, если пострадавший не дышит или дышит очень плохо (редко, судорожно) или его дыхание постепенно ухудшается. Перед тем, как начать процедуру, необходимо:А) положить пострадавшего на твердую поверхность;Б) быстро освободить человека от стесняющей дыхание одежды – расстегнуть ворот, развязать шарф, расстегнуть брюки и т.д.; под плечи подложить валик из свернутой одежды;В) также быстро надо освободить рот пострадавшего от посторонних предметов. Если рот крепко стиснут, то его следует раскрыть путем выдвижения нижний челюсти: четырьмя пальцами обеих рук, поставив из за углы нижней челюсти, выдвинуть ее так, чтобы нижние зубы оказались впереди них. Если таким образом рот открыть не удается, то следует между задними коренными зубами осторожно вставить крепкую тонкую дощечку, ручку ложки и т.п. и разжать зубы. Во время проведения искусственного дыхания необходимо внимательно наблюдать за лицом пострадавшего. Если он пошевелит губами или веками или сделает глотательное движение гортанью, нужно проверить, не сделает ли он самостоятельного вздоха. Как только он начнет дышать самостоятельно и равномерно, следует прекратить искусственное дыхание, иначе оно может помешать его собственному дыханию и причинить ему вред. В настоящее время применяется искусственное дыхание «изо рта в рот» и «изо рта в нос».При первом способе оказывающий помощь максимально запрокидывает голову пострадавшего назад, подкладывая под плечи валик из одежды. Затем очищает его рот от слизи и всего постороннего указательным пальцем, обернутый марлей, носовым платком и т.д. Придерживая рот пострадавшего полуоткрытым, спасатель делает глубокий вдох и, плотно приложив свой рот через платок ко рту спасаемого и зажав его нос, выдыхает воздух. Выдох же у пострадавшего происходит пассивно. Частота циклов «вдох-выдох» зависит от возраста пострадавшего: для взрослого – 10-12 в минуту, для школьника 15- 18, но вдувание воздуха делается менее резко и при неполном входе (значит, и выходе) взрослого человека, оказывающего помощь.Искусственное дыхание «изо рта в нос» следует проводить только в том случае, если при дыхании «изо рта в рот» желаемого расширения грудной клетки не наступило и если челюсти пострадавшего остались плотно стиснутыми. Тогда оказывающий помощь рукой удерживает голову пострадавшего в запрокинутом положении, делает глубокий вдох и, охватив плотно губами через платок его нос, выдувает воздух. Можно поступить несколько иначе – воспользоваться трубкой из плотной резины: ввести ее конец в один из носовых ходов спасаемого, другой носовой ход закрыть пальцем и, взяв свободный конец трубки в рот, периодически вдувать воздух.
№ 2. ПРАВИЛА НЕПРЯМОГО МАССАЖА СЕРДЦА Проводя непрямой массаж, необходимо пострадавшего положить спиной на жесткую поверхность и расстегнуть стесняющие тело пояс, воротник; потом встать с левой стороны от пострадавшего и положить ладонь руки на нижнюю треть груди; другая рука накладывается на тыльную поверхность первой для усиления давления. Затем периодически надо надавливать на грудину, перенося на руки усилия всего туловища человека, оказывающего помощь. Степень сужения зрачков может служить наиболее строгим показателем эффективности оказываемой помощи. Узкие зрачки свидетельствуют о достаточном снабжении мозга кислородом; наоборот, начинающееся их расширение указывает на ухудшение кровообращения и необходимость усиления мер по оживлению организма. Дополнительный полезный прием – подъем ног пострадавшего на 0,5 м от пола и фиксирование их в этом положении в течение всего времени массажа сердце из вен нижней части тела.
№ 3. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УШИБАХ И РАНЕНИЯХ Ушибы. Первая помощь при любом ушибе – полный покой. Для уменьшения боли и предотвращения подкожного кровоизлияния на область ушиба накладывают давящую повязку, а поверх ее «холод», например лед в полиэтиленовом мешочке или грелку с холодной водой. Особенно опасны травмы головы, следствием которых может быть сотрясение мозга. Для последнего случая характерны потеря сознания, рвота, исчезновение из памяти обстоятельств травмы. После оказания пострадавшему первой помощи его лечение должно проходить обязательно под контролем врача. Раны и порезы. При работе с режущими и колющими инструментами учащиеся могут получить резаные, рваные, колотые и ушибленные раны. Наиболее опасны колотые раны, так как они зачастую проникают во внутренние органы. Опасность рванных и ушибленных ран в том, что они обычно сильно загрязняются. При всех видах ран в начале необходимо чистыми руками остановить или замедлить кровотечение: очистить вокруг раны поверхность кожи от грязи в направлении от краев наружу; обработать края раны йодной настойкой или «зеленкой», не допуская их попадания внутрь раны, на поврежденные ткани; остановить кровотечение с помощью 3%-ного раствора пероксида  Н2 О2(«перекиси водорода») или водного раствора хлорида железа. Затем следует наложить на рану тампон и забинтовать ее. Если повязка намокает от крови, то поверх нее накладывают еще слой материала. После этого ученика отправляют к врачу.Если ранение сопровождается сильным кровотечением, то выше раны накладывается резиновый жгут. Во избежание омертвления тканей нельзя задерживать кровообращение более чем на 2 ч, поэтому перед отправкой к врачу раненому дают или вкладывают в повязку записку с указанием времени наложения жгута.
№ 4. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОБМОРОКЕ, ТЕПЛОВОМ ИЛИ СОЛНЕЧНОМ УДАРЕ, ОТРАВЛЕНИИ ОКСИДОМ УГЛЕРОДА
При обмороке (внезапном головокружении, тошноте, стеснении в груди, потемнении в глазах) больного надо уложить, приподняв его ноги, и дать ему нюхать нашатырный спирт; «холод» на голову не класть.Тепловой или солнечный удар поражает человека в душную безветренную погоду или когда он находится в жарком помещении, на солнцепеке. При этом он чувствует внезапную слабость, головную боль, головокружение. Его нужно немедленно вывести на свежий воздух в прохладное место. При появившихся признаках недомогания надо без промедления уложить пострадавшего (в прохладном месте), раздеть его и охлаждать тело, лицо, грудь обрызгивая их холодной водой. При остановке же дыхания или резком его расстройстве необходимо делать искусственное дыхание. Отравление оксидом углерода (угарным, а также светильным газом) происходит в большинстве случаев из-за неправильного обращения с отопительными и светильными  приборами. Поскольку угарный газ не имеет запаха, отравление (угарание) наступает постепенно и не заметно. Пахнут угаром другие газы, образующиеся одновременно с ним; они то и предупреждают о том что в воздухе появился ядовитый оксид углерода. Первые признаки отравления угарным газом – головная боль, сердцебиение, общая слабость. Пострадавший начинает жаловаться на «звон в ушах», «стук в висках», головокружение, тошноту. У него может быть рвота, ослабление сердечной деятельности и дыхания, бессознательное состояние. Если в это время ему не будет оказана срочная помощь, может наступить смерть. Угоревшего надо немедленно вывести на свежий воздух. Если можно, то следует срочно достать подушку с кислородом, чтобы он дышал кислородом. Первая помощь при отравлении угарным газом оказывается так же, как при обмороке. При появлении рвоты нужно положить угоревшего на бок или повернуть на бок его голову. Если пострадавший дышит судорожно, редко или совсем не дышит, необходимо до прибытия врача делать искусственное дыхание.Поскольку отравление сопровождается понижением температуры тела в следствии замедления в нем тепла окислительных процессоров, пострадавшему дают пить горячие чай и молоко, а на плечи набрасывают теплую одежду или закрывают теплым одеялом.
№ 5 ОСВОБОЖДЕНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА Прикосновение к токоведущим деталям установок, находящимся под напряжением, в большинстве случаев вызывает судорожное сокращение мышц, которое может быть весьма опасным. Поэтому человеку, случайно попавшему под напряжение, надо немедленно, до прибытия врача, оказать первую помощь, предварительно освободив его от действия электрического тока. Для этого необходимо отключить цепь с помощью ближайшего выключателя (рубильника)или путем вывертывания пробок на щитке. В случае отдаленности выключателя от места происшествия можно перерезать провода или перерубить их (каждый провод в отдельности!) любым режущим инструментом, но с сухой рукояткой из изолирующего материала! Если рукоятка инструмента металлическая, нужно обернуть ее сухой шелковой, шерстяной или прорезиненной тканью.Освобождая человека от электрического тока, необходимо учитывать следующее:- при отключении установки может одновременно погаснуть электроосвещение, поэтому нужно тут же, не задерживая отключения установки, позаботиться о другом источнике освещения;- если установку не удается отключить достаточно быстро, надо отделить пострадавшего от токоведущих частей, к которым он прикасается; для этого (при напряжении до 500 В) можно воспользоваться диэлектрическими материалами (пользоваться металлическими или мокрыми предметами недопустимо) или взяться за одежду пострадавшего, если она сухая и отстает от его тела (например, за полы пиджака). Оттаскивая пострадавшего за ноги, не следует касаться его обуви, так как она может быть сырой, а находящиеся в ней гвозди или крючки для шнуровки – проводники электрического тока;- для лучшей изоляции надо надеть на руки диэлектрические галоши или накинуть на пострадавшего прорезиненную или сухую материю;- отделяя пострадавшего от токоведущих деталей, следует действовать одной рукой.После освобождения пострадавшего необходимо оказать ему помощь. Поскольку меры первой помощи зависят от его состояния, надо:- немедленно уложить его на спину;- проверить по подъему грудной клетки дышит ли он;- проверить наличие пульса (на лучевой артерии у запястья или на сонной артерии на шее);- посмотреть состояние зрачка – узкий он или широкий (широкий неподвижный зрачок – признак отсутствия мозгового кровообращения).Определение состояния пострадавшего нужно провести быстро, в течение 15 – 20 с.Если пострадавший в сознании, его нужно уложить на ровную поверхность (кушетку, диван, стол) и до прибытия врача обеспечить полный покой и наблюдение за пульсом и дыханием. (При отсутствии возможности вызвать врача пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение при помощи транспортных средств или носилок.) Ни в коем случае нельзя позволять ему двигаться, поскольку отсутствие тяжелых симптомов сразу после поражения током не исключает возможности последующего ухудшения состояния.При отсутствии сознания, но сохранившемся устойчивом дыхании и пульсе нужно срочно вызвать врача, уложить пострадавшего удобно, ровно, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, удалить лишних людей, давать ему нюхать нашатырный спирт, обрызгивать водой, растирать и согревать тело.Если пострадавший дышит плохо – очень редко, поверхностно или наоборот, судорожно, рекомендуется делать искусственное дыхание.При отсутствии признаков жизни (дыхания, сердцебиения, пульса) нельзя пострадавшего считать мертвым. В первые минуты после поражения безжизненное состояние может быть кажущимся; оно обратимо при оказании надлежащей помощи. Пострадавшему немедленно надо делать искусственное дыхание с одновременным массажем сердца, причем не прерывно и на месте происшествия (не перемещая человека) все время до прибытия врача. 
Зав. кабинетом М.А. Сенцова
29
12. График работы кабинета физики на 2013-14 учебный год.
№ урока Расписание звонков Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1. 8.00-8.45 5В 5В 8А 11А 11А 10А(эл)
2. 8.55-9.40 10А 10А 8Б 9А 7Б 9Б
3. 9.55-10.40 8Б 9А 5В 5В 11Б
4. 10.50-11.35 7А 5В 11Б 7Б
5. 11.55-12.40 11Б 7А 11А(эл) 6. 12.50-13.35 9Б Занимательная математика 5А,5В 8А 7. 13.40-14.25 Работа со слабоуспевающими. Классный час
15.00 консультация 11 А,Б 15.00 «Живая инновация» 15.00 консультация 9 А,Б 15.00 образовательный проект 30
13.Цели и задачи обучения физике

Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения курса –выработка компетенций:
общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются
Познавательная деятельность:
-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов : наблюдения , измерения , эксперимента , моделирования ;
-формирование умений различать факты , гипотезы , причины , следствия , доказательства , законы , теории ;
-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно – коммуникативная деятельность:
-владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-использование различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий ;
-организация учебной деятельности : постановка цели , планирование , определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие среднюю школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
33
Норма оценок
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
34
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК
Грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочёты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
36
Мониторинг
Анкета для зав. кабинетом физики
«Оценка работы школьных кабинетов»
Цель: проанализировать состояние учебного кабинета, его подготовку к работе по образовательной программе школы и определить основные направления работы по оформлению кабинета в соответствие с требованиями, предъявляемыми к учебному кабинету.
Ф.И.О. Сенцова Марина Альбертовна
Предмет : физика
№ вопросы да нет
1 Обеспечен ли Ваш учебный предмет кабинетом? 2 Имеется ли паспорт Вашего кабинета? 3 Оформлен ли паспорт кабинета к началу учебного года в полном соответствии с требованиями? 4 Оборудован и обеспечен ли Ваш кабинет: В соответствии с противопожарными требованиями В соответствии с аудиовизуальными и техническими требованиями Необходимыми ТСО Мебелью 5 Проводите ли вы подготовку кабинета к работе по образовательной программе школы? 6 Обеспечен ли кабинет следующими комплектами: Учебной литературы Методической литературы Дидактическими материалами Измерителями выполнения образовательного стандарта Итоговым контролем 7 Используете ли Вы в своей работе требования общеобразовательных стандартов; если используете, то, каким образом: Вы взяли за основу, рекомендуемую МО РФ общеобразовательную программу и используете ее без изменений как стандарт Вы выделили в общеобразовательной программе МО РФ минимальное и продвинутое содержание Вы выделили в общеобразовательной программе МО РФ расширенное содержание Вы выделили в общеобразовательной программе МО РФ углубленное содержание Вы подготовили индивидуальную программу с учетом стандарта
Вы подготовили спрофилированную на ВУЗ программу Другие варианты(укажите какие) 8 Владеете ли Вы методикой уровневой дифференциации обучения, если владеете, то обеспечены ли Вы необходимыми учебно-методическими материалами для ее внедрения? 9 Предъявляете ли Вы учащимся Содержание обязательного минимума (мин. стандарта) по Вашему предмету Образцы измерителей выполнения стандарта? 10 Имеются ли в кабинете образцы выполнения учащимися образовательного стандарта? 11 Знакомите ли Вы всех учащихся с: Требованиями к выполнению стандарта С образцами их выполнения? 12 Обеспечены ли специальные педагогические условия для достижения необходимого педагогического и учебного эффекта по выполнению стандарта на базе Вашего учебного кабинета: Организация ориентационно-консультативной помощи учащимся Проводится обработка общеучебных умений и навыков Проводится обработка предметных умений дополнительно во внеурочное время Организация дополнительных учебных занятий Организация индивидуальной помощи во внеурочное время Укажите дополнительные меры 13. Ваша самооценка готовности кабинета к работе Полностью готов Готов частично Не готов 14 Соблюдение правил техники безопасности санитарно-гигиенических норм 15 Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета 38

16. Оценка деятельности кабинета № 25 за 2012-2013 учебный год
Самоанализ работы зав кабинетом, самооценка .
В кабинете физики организованы рабочие места для учащихся, которые соответствуют нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии. Кабинет обеспечен необходимыми техническими средствами обучения, наглядными пособиями, дидактическим материалом, научной и методической литературой, измерителями выполнения образовательного стандарта. Но лабораторное оборудование не соответствует перечню комплектов оборудования для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов.
Оценка учащихся (по результатам анкетирования):
По результатам анкетирования кабинет признан одним из лучших т.к. в нем имеется достаточное количество учебного оборудования и наглядных пособий, широкий выбор учебной литературы . Оформление кабинета способствует повышению эффективности учебного процесса .
Оценка методического объединения учителей :
В кабинете имеются нормативные документы, необходимые для организации учебной деятельности. Ведутся документы по инструктажу по ТБ для учащихся. Проводятся лабораторные работы в соответствии с рабочей программой. Мебель соответствует возрасту учащихся.
Оценка методического совета:
При работе в кабинете соблюдаются здоровье сберегающий аспект , в кабинете регулярно проводится проветривание, освещенность соответствует нормам САНПиН. Имеется противопожарное оборудование. Оформлен стенд с инструкциями по ТБ. Все оборудование находится в лаборатории и хранится в шкафах, классифицировано по разделам курса.
Выводы и предложения по дальнейшей работе кабинета:
Продолжить работу по оформлению кабинета, совершенствовать базу лабораторного оборудования, внедрять инновации в преподавание физики.
Аттестация учебного кабинета: кабинет аттестован.
40
План развития кабинета физики.
на 2013-2014 учебный год.
№ п/п Что планируется Сроки Выполнение
1 Замена устаревших дидактических пособий.
В течении года 2 Обновить стенд « Готовимся к ЕГЭ»
ноябрь 3 Оформить папки :
«ЕГЭ 2014»
«Творческие работы учащихся, проекты»
«ГИА по физике»
и накапливать материал В течении года 4 Приобрести оборудование для лабораторных работ и практикумов: мензурки, барометр, реостаты ползунковые, подставки для низковольтных ламп В течении года 5 Создать видеотеку учебных, научно-популярных фильмов январь 6 Создать картотеку Интернет-ресурсов В течении года 7 Косметический ремонт кабинета.
июнь 41
18.Акт приемки кабинета физики на готовность к новому учебному году.
centercenter42