Традиционные и нетрадиционные методы рисование на уроках чтения как средство развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ.


Традиционные и нетрадиционные методы рисование на уроках чтения как средство развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ.
Восточная мудрость гласит: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Считаю, что эта мысль должна стать аксиомой для каждого педагога.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития и обучения детей с ОВЗ – разнообразие и вариативность работы. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз учитель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Мне всегда нравилась возможность передавать свои мысли и эмоции через сочинение стихов и иллюстрации. Поэтому на уроках чтения, когда тема урока позволяет использовать эту возможность, я её использую.
Рисование побуждает детей к активному чтению, вызывая у них интерес к учению. Ещё К. Д. Ушинский отмечал, что «все дети, почти без исключения – страстные рисовальщики, и школа обязана удовлетворить этой законной и полезной страсти». Содержание многих читаемых рассказов позволяет изобразить прочитанное в рисунках. Например, рассказы «Серая Шейка», «Рикки-Тикки-Тави» можно оформить в виде подшивки из рисунков учащихся, а затем воспроизвести по рисункам наиболее понравившиеся моменты.
Рисование на уроках чтения приводит, прежде всего, к тому, что в учебном процессе используются естественные наклонности детей к рисованию, и сам этот вид деятельности согласуется с природой изучаемого предмета – чтения, сообразован с требованиями, вытекающими из сущности процесса обучения: надо суметь представить картины, нарисованные автором, вообразить живых, реальных героев, окружающий мир. Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развёртывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления об окружающем, человеческих отношениях.
Работать можно так: после чтения рассказа учителем учащимся предлагается сделать к нему рисунки. Учитель применяет разные приёмы:
а) рисует на доске героев рассказа, их действия, а ученики делают зарисовки в тетрадях, альбомах. Во время рисования учитель спрашивает детей: «Кого рисуем? Что делает герой? А кого ещё можно нарисовать?» и т. д.
б) устно задаёт ученикам вопросы типа: «Что было сначала? Что было потом?» Учащиеся отвечают на них, учитель пишет ответ на доске. Дети зарисовывают содержание по ответам и подписывают рисунки.
в) пишет на доске два-три вопроса по тексту, предлагает учащимся ответить на них устно. Дети отвечают. Учитель предлагает им зарисовать ответы и подписать рисунки. При выполнении работы разрешается пользоваться книгой.
г) выписывает из текста два-три основных по содержанию предложения и предлагает детям зарисовать их.
После зарисовки и повторного чтения текста учитель переходит к обсуждению рисунков. Учащиеся приобретают умение анализировать, сравнивать, давать объяснения, доказывать, убеждать, обращаться с вопросом. Благодаря такой активной мыслительной деятельности дети могут сознательно усвоить нужные знания и умения. В изображении содержания прочитанного в рисунках учитель получает сильного помощника для обучения учащихся чтению.
Обычно к тексту описательного характера даётся один рисунок, к сюжетному тексту – несколько рисунков. Число рисунков зависит не только от самого содержания текста, но и от того, какую цель ставит перед собой учитель на уроке. Когда общее речевое развитие учащихся позволяет им читать довольно значительные по объёму и богатые по содержанию тексты, учитель может дать задание учащимся изобразить в рисунке то, что им лучше всего запомнилось и понравилось.
Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее, рисование по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские способности, тем легче будет протекать процесс обучения. Н. С. Лейте справедливо подчёркивает, что «чем разнообразнее и содержательнее будет деятельность ребёнка, тем полнее и ярче могут развиваться его способности».
Сначала я прибегала к традиционным методам рисования. Имею в виду карандаши, фломастеры, краски, мелки. А несколько лет назад случайно в Интернете наткнулась на видеоролик «Рисунки на песке». Меня это очень увлекло, и я стала думать, как использовать это в своей работе, что ещё, более доступное по оснащению, можно применить для рисования на уроке. Так появилась идея использовать обычную соль.
Попробовала. Понравилось и мне и детям. Позже обнаружила, что в Интернете много материала по данной теме, и я совсем не первооткрыватель. И всё равно было приятно, что я пришла к этому своим путём. Рисование необычными материалами позволяет ребёнку удовлетворить потребность в созидании красоты, разбудить фантазию.
Условно я выделила три приёма рисования солью:
высыпание соли из пригоршни
рисование пальцем
рисование двумя руками одновременно.
Почему я выбрала соль? Потому что это простой, доступный материал для воплощения творческих идей на уроке. Можно применять соль как мелкого, так и крупного помола. Соль легко сделать разноцветной. Для этого цветной мел можно растолочь в соли. Существую и другие способы раскрашивания соли. Их можно найти в Интернете, но этот самый простой и доступный. Когда я делюсь своим опытом, мне часто задают вопрос: Не опасно ли это? Ведь дети… Скажу, что проблем не возникало никогда. Во-первых, дети прекрасно знают, что такое соль и пробовать на вкус не пытаются. Во-вторых, когда перед учащимися стоит конкретная, да ещё интересная задача, они стараются выполнить её, а не отвлекаются на посторонние действия.
Такой вид работы приемлем для любого ученика, поэтому все они чувствуют себя комфортно в такой обстановке. Это позволяет им почувствовать свою успешность и уверенность в себе. Ведь даже если что-то не получится – всё легко исправить. Любопытство детей ко всему новому, нетрадиционному не позволяет создать пространство для скуки, лени, желания увернуться от задания. А рисование в сопровождении тихой красивой музыки создаёт релаксационную обстановку. В таких условиях дети не только перенимают опыт друг у друга, но и творят сами. Приём рисования солью удобнее применять на заключительных этапах уроков: на подведении итогов урока, для рефлексии, т. к. можно оставить время для уборки рабочего места.
Программы располагают достаточным набором текстов, при чтении которых можно применить рисование солью. Это могут быть и сказки, и басни, и пейзажные зарисовки. Вспомните стихотворение И. Бунина «Лес, точно терем расписной…» - что ни слово, то пейзажный образ: это и «… узорной паутины ткани», это и согретый солнечным теплом, мотылёк, и стройные берёзки, и небесная лазурь и т. д. Всё это дети рисуют с удовольствием. А беседы по «шедеврам» детей являются прекрасной опорой для развития устной речи.
Использовать соль можно и во внеурочной работе. С помощью полиэтилена, проволоки, клея (и наверное, ещё много чего, чего я не знаю) и соли можно творить чудеса. Если кто-то ещё не знаком с этим приёмом – обязательно загляните в Интернет. Уверена, вам понравится!
Литература
1. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
3. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 1998.
4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.
5.Комарова С. Как научить ребёнка рисовать. – М., 1998.
6. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.
7. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.
8. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 1986.
9. Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987.
10. Пластические искусства: краткий терминологический словарь. – М., 1995.
11. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. – М.: Академия, 2005
12. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.
13. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962.
14. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов.- О.: ТИТУЛ, 1996.
15. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.
16. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. – М., 1992.
17. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. – М., 1985.
18. Субботина Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1998.
19. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 2002.
20. Шоргина. Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2003.