Статья Методика выполнения заданий ЕГЭ из области расчетных задач по химии

«Методика выполнения заданий ЕГЭ из области расчетных задач по химии»
Заместитель директора школы
по учебно-воспитательной работе
МОАУ СОШ с УИОП №37 г. Кирова,
учитель химии высшей
квалификационной категории
Доронина Нэлли Юрьевна

Планируемые изменения КИМ ЕГЭ по химии в 2016 года:
1. В части 1 работы изменен формат шести заданий базового уровня сложности с кратким ответом (6, 11, 18, 24-26).


2. Изменен формат заданий 34 и 35 части 2: установление соответствия вместо заданий на выбор нескольких верных ответов из предложенного списка.

3. Проведена корректировка в отношении распределения заданий по уровню сложности и видам проверяемых умений и способов деятельности (уменьшено количество заданий на химические свойства органических веществ в части 2, задание на химическое равновесие перенесено из части 1 в часть 2).




4. В части 2 работы сложность вызывает задание (на позиции 33 (В6), которое ориентировано на проверку элементов содержания: «качественные реакции на неорганические вещества и ионы», «качественные реакции органических соединений».

5. Общее количество заданий в каждом варианте КИМ составило 40 (не изменилось)

Количество заданий:
Базовый уровень 26 заданий (включая расчетные задачи 24-26) – 26 баллов
Повышенный уровень 9 заданий - 18 баллов
Высокий уровень 5 заданий – 3+4+5+4+4 =20 баллов
Итого 64 балла – 3,5 часа

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2016 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не охватывают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2016 г.
Полный перечень элементов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2016 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2016 г. по химии.
Распространенная ошибка – подготовка к ЕГЭ только по подобным заданиям ДЕМО варианта.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ составить представление о структуре вариантов КИМ, типах заданий и об уровнях их сложности: базовом, повышенном и высоком. Приведённые критерии оценки выполнения заданий высокого уровня сложности, с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

КИМ ЕГЭ по химии 2016 года содержит пять расчетных задач:
- три задачи в части 1 оцениваются по 1 баллу каждая
- 39 (С4) – комбинированная расчетная задача – 4 балла
- 40 (С5) – задача на вывод формулы органического соединения и доказательства его химических свойств или получения – 4 балла

24 – 24 – 26
Типы расчетных задач, которые могут быть предложены (еще раз акцентирую внимание, что нельзя полностью полагаться на ДЕМО вариант, прорешивая только аналогичные задания, необходимо смотреть кодификатор проверяемых элементов знаний).
Общая позиция по данным задачам – цена 1 балл, т.е. это не комбинированная задача, а задача, где проверяется один элемент знаний – понятие «растворы», «тепловой эффект», «избыток», вычисление массы, объема или количества вещества по уравнению химической реакции.
Ответ необходимо записывать в соответствии с рекомендациями (акцент – внимательно читать рекомендации в скобках и обязательно читать рекомендации в прямоугольнике перед заданиями - единицы измерения писать не надо) – до сотых, до десятых, до целого числа, и учащиеся часто по невнимательности допускают неправильное округление.

Задачи на растворы.
- Научить четко понимать, что такое
«Раствор (вещество + растворитель)», что такое «Вещество».
- Начинать решать задачу с записи формулы:
«массовая доля = масса вещества \ масса раствора»
- вычитывая задачу, «собирать» вещество в числителе, раствор в знаменателе.
- Т.е. решать эту задачу быстро – не по действиям, а осуществляя сразу «сборку» по формуле

Например,
1.Вычислите массу нитрата калия, которую следует растворить в 150 г раствора с массовой долей этой соли 10% для получения раствора с массовой долей 12%
w = mв. / m р-ра
0,12 = х+150 · 0,1 / х + 150
х = 3,4
Прогнозируемая ошибка
0,12 = х+150 · 0,1/ 150
х = 3
2.Вычислите массовая доля серной кислоты в растворе, получившемся при смешивании 120 г 20%-ного и 40г 50%-ного растворов этой же кислоты
w = mв. / m р-ра
w = 120 · 0,2+40·0,5 / 120 + 50
3.Вычислите массовую долю азотной кислоты в растворе, полученном после добавления 20 г воды к 160 г ее 5%-ного раствора
w = mв. / m р-ра
w = 160 · 0,05 / 20 + 160
Распространенная ошибка: 5% переводят в 0,5.

Задачи с участием газообразных веществ
Объёмы реагирующих и образующихся газов, измеренные при одинаковых условиях, относятся как небольшие целые числа (коэффициенты в уравнении реакции)
Например,
1. Какой объём (н.у.) аммиака может теоретически образоваться при взаимодействии 50 л (н.у.) азота с необходимым объёмом водорода?
N2 + 3H2 =2NH3
n(NH3) = 2n(N2)
50·2=100

- Задачи, где вопрос «найти объем воздуха» при обжиге часто ведет к ошибочным ответам:
1 причина – ошибки в уравнении химической реакции (до одного оксида)
2 причина – ошибки в коэффициентах
3 причина – ассоциация «Кислород = Воздух»

Например,
Какой объем воздуха потребуется для обжига 0,3 моль сульфида меди (II)?

Задачи на тепловой эффект химической реакции
Акцент - ТЭХР - теплота, выделенная или поглощенная термодинамической системой при протекании в ней химической реакции, что это именно та цифра, которая прописывается в ТХУР.
Задачи несложные, забываются учащимся и, поэтому, перед экзаменом необходимо напомнить, как они решаются.

Кроме данных типов наиболее распространенными являются задачи на нахождение массы осадка, объема или количества вещества.

39 (С4)
Задания 39 (С4) – это комбинированные расчетные задачи. Их выполнение требует знания химических свойств веществ и предполагает осуществление некоторой совокупности действий, обеспечивающих получение правильного ответа. В числе таких действий назовем следующие:
– составление уравнений химических реакций (согласно данным условиям задачи), необходимых для выполнения стехиометрических расчетов;
– выполнение расчетов, необходимых для нахождения ответов на поставленные в условии задачи вопросы;
– формулирование логически обоснованного ответа на все поставленные в условии задачи вопросы.
Условия заданий 39 (С4) наиболее разнообразны по содержанию и алгоритму их выполнения по сравнению с другими заданиями части 3.
Несмотря на то, что в процессе выполнения этих заданий выпускники используют почти одни и те же понятия и формулы для расчетов, все же каждая задача предусматривает использование своего алгоритма решения.

Задачи чаще всего бывают 2 типов:
- комбинированная задача с участием растворов,
- комбинированная задача с участием смеси веществ.

Например,

В избытке кислорода сожгли 8 г серы. Полученный газ пропустили через 200 г 85%-ного раствора гидроксида натрия. Определите массовые доли солей в полученном растворе.

Рассуждение о химических процессах, описанных в задаче.

1. Внимательно прочитать задачу.

2.Определить, какие химические процессы описаны в задаче.
Например,
-сожгли серу в кислороде;
- полученный газ пропустили через раствор гидроксида натрия.

Написать уравнения реакций всех химических процессов (чаще всего учащиеся сначала останавливаются в данной задаче на двух химических процессах)
S + O2 = SO2
SO2 + NaOH =NaHSO3 или SO2 + 2NaOH = Na2SO3 + H2O

Извлечь из текста максимум информации. Например, в данной задаче фраза «Определите массовые доли солей в полученном растворе», говорит о том, что в результате получится не одна, а несколько солей.

Сформулировать проблему: «Какие соли могли еще получиться в результате данных химических процессов» - сформулировать ответ: соли образованные однокислотным основанием и двухосновной кислотой могут быть только кислые или средние.

Выполнение расчетов и формулировка выводов по расчетам.

Провести химические расчеты и
- определить количество вещества серы и, затем, сернистого газа (0,25 моль)
- определить количество гидроксида натрия (0,4моль)

На основании уравнений химических реакций сформулировать выводы:
- Если бы соотношение было 1:1, то получилась бы только кислая соль
- Если бы соотношение было 1:2, то получилась бы только средняя соль.

Но, ни количественное соотношение, рассчитанное по данным задачи, ни само условие, где говорится о нескольких солях, не удовлетворяют данным выводам.

Возникшее противоречие должно привести к рациональной мысли, что оставшееся в избытке вещество продолжает реагировать с образовавшейся солью.