Методическая разработка практического занятия по теме Мышцы верхних конечностей


ГОСУДАРСТВЕННО АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка практического занятия
По дисциплине «Анатомия и физиология человека»
Тема: Применение знаний о месторасположении и функциях мышц верхних конечностей человека при оказании сестринской помощи
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
базовый уровень среднего профессионального образования
Купино
2016
Рассмотрено на заседании ПЦМК
Протокол №__ «___» __2016г
Председатель ЦМК ______
Автор - составитель: преподаватель анатомии и физиологии человека высшей категории Андреева Нина Михайловна.
Пояснительная записка
к методической разработке дисциплины «Анатомия и физиология человека» по теме: Применение знаний о месторасположении и функциях мышц верхних конечностей человека при оказании сестринской помощи. Методическое пособие разработано для преподавателя и студентов с целью формирования знаний и умений по теме практического занятия: Применение знаний о месторасположении и функциях мышц верхних конечностей человека при оказании сестринской помощи. В процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания и формируют умения применять знания о месторасположении и функциях мышц верхних конечностей человека при оказании сестринской помощи.
В ходе занятия используются элементы групповой работы, личностно-ориентированной технологии, здоровья сберегающей технологии.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям ФГОС ΙΙΙ поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен
Знать:
- Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
Уметь:
- Применять знания о строении, и функции органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
ОПОР правильность оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях и травмах.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Тема занятия: Применение знаний о месторасположении и функциях мышц верхних конечностей человека при оказании сестринской помощи
Тип занятия: практическоеМесто проведения: кабинет анатомии и физиологии человека
Цели занятия:
1.Образовательная:
- Формирование знаний о строение и месторасположение мышц верхних конечностей;
- Формирование умений применять знания о строении и месторасположении мышц верхних конечностей человека при оказании сестринской помощи.
2. Развивающая:
- Развивать способности  использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- Развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
3. Воспитательная:
-Развивать готовность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-Воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии.
Методы обучения: Информационно-развивающий, репродуктивный
Анатомия и физиология человека
Биология
Междисциплинарная интеграция:
ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях



Химия




Внутридисциплинарная интеграция
Строение костно-мышечной системы человека, её регуляция и саморегуляция при взаимодействии с внешней средой
Строение нервной системы человека, её регуляция и саморегуляция при взаимодействии с внешней средой
Применение знаний о месторасположении и функциях мышц верхних конечностей человека при оказании сестринской помощи




Строение сердечно-сосудистой системы человека, её регуляция и саморегуляция при взаимодействии с внешней средой


Дидактическое пространство:
I.Таблицы: 1. Мышцы пояса верхних конечностей; 2.Мышцы свободных верхних конечностей.
II. Скелет человека.
III. Муляжи мышц верхних конечностей.
IV.Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран, электронная презентация.
V. Вопросы для входного контроля, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, ситуационные и морфофункциональные задачи.Время и место проведения занятия:
90 минут, кабинет анатомии и физиологии человека.
Рекомендуемая литература:
Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. Анатомия и физиология человека – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Хронологическая карта занятия
№ Основные этапы знания время Методические указания
1. Организационный момент.
Приложение № 1.
Цель: Этап дисциплинирует и
настраивает студентов на учебнуюдеятельность. 2
минуты Преподаватель отмечаетотсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию.
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование ОК 1,4,5,6
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специальности. 2
минуты Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3. Актуализация опорных знаний:
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовленности к занятию студентов.
Письменный опрос с целью активизации внимания студентов. (Тестирование) Приложение №5 5 минут Индивидуальный контроль.
4. Методические указания к проведению самостоятельной работы. Цель: подготовка студентов к самостоятельной работе.
Приложение №2, 3,4 2 минуты Преподаватель разъясняет цели, задачи и этапы выполнения самостоятельной работы (письменная инструкция).
5. -Самостоятельная работа студентов и самоконтроль. ОК1,4,5,6 Приложение №2,3,4
План:
1. Самостоятельная работа с раздаточным материалом, таблицами:
-Изучение с использованием муляжей, таблиц мышц верхних конечностей;
-Демонстрация мышц верхних конечностей на муляжах;
- Демонстрация мест начала и прикрепления мышц на скелете.
2. Работа в альбоме (зарисовка мышц верхних конечностей).
Демонстрация презентации. ОК 5. 
3. Подготовка к индивидуальному ответу по контрольным вопросам. Выполнение заданий в тестовой форме.
Решение морфофункциональных и ситуационных задач.
ПК 2.1. 
ПК 2.2. 
ПК 3.1. 
ПК 3.2. 
ПК 3.3. 
Приложение №6,7, 8,9 45 минут Индивидуально – групповая методика обучения.
Преподаватель организует и контролирует выполнение студентами заданий.
Вербальный метод:
Визуальный метод:
демонстрация
презентации.
6. Осмысление и систематизация полученных знаний. Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения. Итоговый контроль по контрольным вопросам, ситуационным задачам. ОК 6. 30
минут Индивидуальный устный и письменный контроль
7. Подведение итогов 2
минуты Обобщающее слово преподавателя. Выставка оценок с комментарием
8. Домашнее задание:
Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. стр. 180 - 192 Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович стр. 154-164. Лекция.
Подготовится к практическому занятию; Зарисовать мышцы верхних конечностей. 2
минуты Вербальный контакт
всего 90минут Приложение №2
Методическая разработка к практическому занятию для студента
Тема: Применение знаний о месторасположении и функциях мышц верхних конечностей человека при оказании сестринской помощи.
Цель: Обобщить знания и умения по данной теме изученные на предыдущих занятиях. Формировать умения применять знания о строении и месторасположении мышц верхних конечностей человека при оказании сестринской помощи.
Оснащение занятий:
I. Таблицы: 1. Мышцы пояса верхних конечностей; 2.Мышцы свободных верхних конечностей.
II. Скелет человека.
III. Муляжи мышц верхних конечностей.
IV. Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран, электронная презентация.
V. Вопросы для входного контроля, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, ситуационные и морфофункциональные задачи
Время занятия: 90 минут
Место проведения: кабинет анатомии и физиологии человека
Приложение №3
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ Название этапа Описание работы деятельности Время
1 Организационный момент Студентам раздаются методические рекомендации для самостоятельной работы. Инструктаж преподавателя. 5 мин.
2 Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов и самоконтроль. ОК1, 4,5,6 Приложение №2,3,4
План:
1. Самостоятельная работа с раздаточным материалом, таблицами:
-Изучение с использованием муляжей, таблиц мышц верхних конечностей;
-Демонстрация мышц верхних конечностей на муляжах;
- Демонстрация мест начала и прикрепления мышц на скелете.
2. Работа в альбоме (зарисовка мышц верхних конечностей). Демонстрация презентации. ОК 5. 
3. Подготовка к индивидуальному ответу по контрольным вопросам. Выполнение заданий в тестовой форме.
Решение морфофункциональных и ситуационных задач.
ПК 2.1. 
ПК 2.2. 
ПК 3.1. 
ПК 3.2. 
ПК 3.3. 
Приложение №6,7, 8,9 40 мин.
Приложение№1
Методические рекомендации для преподавателя
Проверить оснащенность кабинета плакатами, таблицами, муляжами, учебниками, учебными пособиями, а также наличие у студентов альбомов (тетрадей) для записей и зарисовок.
Осуществить контроль исходного уровня знаний студентов путемфронтального опроса, решения тестовых заданий, морфофункциональныхи ситуационных задач и т.д.
3. Дать общую характеристику мышц верхней конечностей, которые делятся соответственно на мышцы плечевого пояса и мышцы свободной верхней конечности: плеча, предплечья, кисти. Обратить внимание студентов на функциональное подразделение мышц по группам в зависимости от того, на какие суставы они действуют (сгибатели, разгибатели, приводящие и др.).
Продемонстрировать на муляжах, планшетах и плакатах мышцы плечевого пояса: дельтовидную, надостную, подостную, малую и большую круглые, подлопаточную, их начало на костях плечевого пояса и прикрепление к плечевой кости.
Далее показать мышцы плеча: переднюю группу - сгибатели (двуглавую - бицепс, клювовидно-плечевую и плечевую) и заднюю группу - разгибатели (трехглавую - трицепс и локтевую). Подчеркнуть, что двуглавая и трехглавая мышцы плеча являются двусуставными, действующими противоположно на плечевой и локтевой суставы (мышцы-антагонисты). Затем продемонстрировать мышцы предплечья, их разделение на переднюю группу - 7 сгибателей кисти и пальцев и 2 пронатора и на заднюю группу - 9 разгибателей кисти и пальцев и одну мышцу - супинатор. В поверхностном слое передних мышц предплечья показать 6 мышц: плечелучевую, круглый пронатор, лучевой сгибатель запястья, длинную ладонную мышцу, поверхностный сгибатель пальцев, локтевой сгибатель запястья, в глубоком слое - 3 мышцы: длинный сгибатель большого пальца кисти, глубокий сгибатель пальцев, квадратный пронатор. В поверхностном слое задних мышц предплечья показать 5 мышц: длинный и короткий лучевой разгибатели запястья, разгибатель пальцев, локтевой разгибатель запястья, разгибатель мизинца, в глубоком слое - тоже 5 мышц: супинатор предплечья, длинную мышцу, отводящую большой палец кисти, короткий и длинный разгибатели большого пальца кисти, разгибатель указательного пальца. После этого показать мышцы кисти, подразделяющиеся на 3 группы: латеральную - мышцы возвышения большого пальца (тенар) - 4 короткие мышцы, медиальную - мышцы возвышения мизинца (гипотенар) - тоже 4 короткие мышцы и среднюю группу: червеобразные, мышцы (их 4), межкостные мышцы: ладонные (их 3) и тыльные (их 4).
Дать задание для самостоятельной работы студентов и на самоконтроль (самопроверку).
Итоговый контроль по контрольным вопросам, тестовым заданиям, морфофункциональным и ситуационным задачам (по усмотрению преподавателя).
Подведение итогов занятия, оценка достижения поставленной цели и задание на дом.
Приложение №4
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
Задание 1.
Используя муляжи, планшеты, плакаты, скелет человека,учебники Анатомия и физиология человека, Н. И. Федюкович, И. К. Гайнутдинов, Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, Атлас нормальной анатомии человека, лекции по анатомии и физиологии изучите топографию и функции мышц плечевого пояса, плеча и предплечья и объясните, в каких движениях они участвуют.
Для лучшего усвоения большого разнообразия мышц конечностей рассмотрите их по таблице, представленной в лекции. Затем на соответствующих муляжах и планшетах найдите все 6 мышц плечевого пояса: дельтовидную, надостную, подостную, малую и большую круглые, подлопаточную, которые со всех сторон окружают плечевой сустав и обеспечивают ему полный объем движений (с участием некоторых мышц груди и спины). (Рисунок 1, 2)
Некоторые из этих мышц (дельтовидную, надостную, подостную) прощупайте у себя или друг у друга.
Рисунок 1.

Рисунок 2.
Далее рассмотрите мышцы плеча с учетом того, что передние мышцы (3) являются сгибателями (двуглавая - бицепс, клювовидно-плечевая, плечевая), задние (2) - разгибателями (трехглавая - трицепс, локтевая). Найдите начало и прикрепление этих мышц, уясните, на какие суставы они действуют. Прощупайте у себя или друг у друга двуглавую и трехглавую мышцы плеча. (Рисунок 3)

Рисунок 3.
По цифровым обозначениям мышц на планшетах определите мышцы поверхностного слоя (6) передней группы предплечья: плечелучевую, круглый пронатор, лучевой сгибатель запястья, длинную ладонную мышцу, поверхностный сгибатель пальцев, локтевой сгибатель запястья и глубокого слоя (3) - длинный сгибатель большого пальца кисти, глубокий сгибатель пальцев, квадратный пронатор (главный пронатор предплечья - вращает его внутрь). Обратите внимание на то, что мышцы передней группы предплечья сгибают кисть и пальцы, вращают предплечье с кистью внутрь (пронируют его), вместе с мышцами плеча участвуют в сгибании предплечья. Затем аналогичным образом найдите и рассмотрите на планшетах мышцы поверхностного слоя (5) задней группы предплечья: длинный и короткий лучевой разгибатели запястья, разгибатель пальцев, локтевой разгибатель запястья, разгибатель мизинца и глубокого слоя (5) - супинатор предплечья, длинную мышцу, отводящую большой палец кисти, короткий и длинный разгибатели большого пальца кисти, разгибатель указательного пальца. Мышцы задней группы предплечья, наоборот, разгибают кисть и пальцы, вращают предплечье с кистью кнаружи (супинируют его), вместе с мышцами плеча участвуют в разгибании предплечья. Прощупайте у себя или друг у друга плечелучевую мышцу. При отведенной руке рассмотрите подмышечную ямку - углубление между медиальной поверхностью плеча, наружными краями широчайшей мышцы спины и большой грудной мышцы. В ней обычно измеряют температуру тела. В области локтевого сгиба определите локтевую ямку, ограниченную сверху и со стороны дна плечевой мышцей, медиально-круглым пронатором, латерально-плечелучевой мышцей. Под кожей этой ямки расположены поверхностные вены, чаще других используемые для внутривенных вливаний лекарственных средств и переливания крови. Глубже проходят артерии и нервы.(Рисунок 4,5)
Рисунок 4.

Рисунок 5.
Задание 2.
Продемонстрируйте мышцы верхних конечностей на муляжах, и их
места начала и прикрепления мышц на скелете.
Задание 3.
Зарисуйте в альбомы мышцы верхних конечностей. Работу по зарисовке в альбомы внешнего вида костей можно закончить дома.
Задание 4
Проверьте по тестам, терминологическому диктанту, ситуационным и морфофункциональным задачам насколько прочно Вы усвоили знания.
Приготовьтесь к индивидуальному ответу на контрольные вопросы и к тестовому контролю.
Приложение №5
Задания для входного контроля
Продемонстрируйте знания о месторасположении и функциях мышц верхних конечностей человека при решении тестовых заданий
Найдите один верный ответ:
1) В состав пояса верхних конечностей входит мышц:
А. 2
Б. 5
В. 6
Г. 10
2) Все мышцы плечевого пояса начинаются на костях:
А. плечевого пояса
Б. плечевой
В. локтевой
Г. лопатки
3) Двуглавая мышца находится на:
А. предплечье
Б. плечеВ. кисти
Г. лопатке
4) Задняя группа мышц плеча, включает:
А. двуглавую
Б. трёхглавую
В. супинатор
Г. пронатор
5) Трёхглавая мышца состоит из головок:
А. 1
Б. 3
В. 2
Г. 4
6) Иннервируются соматической нервной системой мышечная ткань:
А. гладкая
Б. скелетная
В. сердечная
7) Сократительным аппаратом мышечной ткани являются:
А. миофибриллы
Б. миоцитыВ. кардиомиоцитыГ. тонофибриллы
8) Поперечно-полосатая мышечная ткань слагает:
А. стенки внутренних органов
Б. скелетные мышцы
В. стенки кровеносных сосудов
9) Вращение предплечья наружу называется:
А. пронацией
Б. разгибанием
В. супинацией
Г. сгибанием
10) Латеральная группа мышц возвышения большого пальца включает:
А. 4 короткие мышцы
Б. 5 мышц
В. 6 мышц
Г. 3 мышцы
Приложение №5
Критерии оценивания:
Точно определены месторасположение и функции мышц верхних конечностей при решении тестовых заданий да/нет.
Система оценивания
Система оценивания применяется дихотомическая, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов -10.
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 -100 9 баллов - 5 отлично
80 - 89 8 баллов - 4 хорошо
70 -79 7 баллов - 3 удовлетворительно
менее 70 6 баллов - 2 не удовлетворительно
Эталоны ответов для задания тестового контроля
1 В
2 А
3 Б
4 Б
5 Б
6 Б
7 А
8 Б
9 В
10 А
Приложение №6
Контрольные вопросы
Тема: Использование знаний о строении мышц верхних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Продемонстрируйте и опишите месторасположение и функции мышц плечевого пояса.
Продемонстрируйте и опишите месторасположение и функции мышц плеча.
Продемонстрируйте и опишите месторасположение и функции передней группы мышц предплечья.
Продемонстрируйте и опишите месторасположение и функции задней группы мышц предплечья.
Продемонстрируйте и опишите месторасположение и функции мышц кисти.
Приложение №6
Критерии оценивания контрольных вопросов
Вопрос 1. Продемонстрируйте и опишите месторасположение и функции мышц плечевого пояса.
Критерии оценивания:
- Перечислено не менее 6 мышц. Да\нет
-Охарактеризовано правильно месторасположение мышц плечевого пояса. Да\нет
-Перечислены правильно функции мышц плечевого пояса
Да\нет
- Продемонстрировано правильно расположение мышц по муляжам, моделям, таблицам. Да\нет
Система оценивания:
Для оценки теоретических знаний применяю дихотомическую систему. При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Оценка:
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если, студент получает 0-1 балл
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если, студент получает 2 балла.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент получает 3 балла.
Оценка «отлично» выставляется, если студент получает 4 балла.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания аудитория
2. Максимальное время выполнения задания:10 мин.
3.Работать самостоятельно, не пользуясь никакими источниками
Эталон ответа:
Мышцы плечевого пояса располагаются вокруг плечевого сустава и обеспечивают ему полный объем движений (с участием некоторых мышц груди и спины). Все 6 мышц этой группы начинаются на костях плечевого пояса и прикрепляются к плечевой кости.
1) Дельтовидная мышца начинается от латеральной трети ключицы, акромиона и ости лопатки. Прикрепляется к дельтовидной бугристости плечевой кости. Передняя часть мышцы сгибает плечо, средняя - отводит, задняя - разгибает плечо.
2) Надостная мышца начинается от одноименной ямки лопатки, прикрепляется к большому бугорку плечевой кости. Отводит плечо, являясь синергистом средних пучков дельтовидной мышцы.
3) Подостная мышца начинается от одноименной ямки лопатки, прикрепляется к большому бугорку плечевой кости. Вращает плечо кнаружи.
4) Малая круглая мышца начинается от латерального края лопатки, прикрепляется к большому бугорку плечевой кости. Синергист подостной мышцы, т.е. вращает плечо кнаружи.
5) Большая круглая мышца начинается от латерального края и нижнего угла лопатки, прикрепляется к гребню малого бугорка плечевой кости. Тянет плечо книзу и кзади, одновременно вращая его внутрь.
6) Подлопаточная мышца начинается от одноименной ямки и прикрепляется к малому бугорку плечевой кости и его гребню. Синергист большой круглой мышцы и широчайшей мышцы спины: поднятую руку опускает, опущенную руку вращает внутрь.
Вопрос 2.Продемонстрируйте и опишите месторасположение и функции мышц плеча.
Критерии оценивания:
- Перечислено не менее 5 мышц плеча. Да\нет
-Охарактеризовано правильно месторасположение мышц плеча. Да\нет
-Перечислены правильно функции мышц плеча.
Да\нет
- Продемонстрировано правильно расположение мышц по муляжам, моделям, таблицам. Да\нет
Система оценивания:
Для оценки теоретических знаний применяю дихотомическую систему. При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Оценка:
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если, студент получает 0-1 балл
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если, студент получает 2 балла.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент получает 3 балла.
Оценка «отлично» выставляется, если студент получает 4 балла.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания аудитория
2. Максимальное время выполнения задания:10 мин.
3.Работать самостоятельно, не пользуясь никакими источниками
Эталон ответа:
Мышцы плеча делятся на переднюю группу - мышцы-сгибатели и заднюю - мышцы-разгибатели.
Переднюю группу составляют 3 мышцы.
1) Двуглавая мышца плеча (бицепс) имеет две головки: длинную и короткую. На уровне середины плеча обе головки соединяются в общее брюшко. Сгибает плечо, предплечье, вращая последнее наружу (супинация предплечья).
2) Клювовидно-плечевая мышца начинается от клювовидного отростка лопатки, прикрепляется к середине плечевой кости с медиальной стороны. Сгибает плечо и приводит его к туловищу.
3) Плечевая мышца лежит под двуглавой мышцей. Начинается от середины плечевой кости, прикрепляется к бугристости локтевой кости. Сгибает предплечье в локтевом суставе.
Заднюю группу мышц плеча составляют 2 мышцы.
1) Трехглавая мышца плеча (трицепс) занимает всю заднюю поверхность плеча на всем протяжении. Имеет 3 головки. Латеральная и медиальная головки начинаются на плечевой кости, а длинная - на подсуставном бугорке лопатки. Прикрепляется к локтевому отростку. Разгибает предплечье, длинная головка разгибает плечо и приводит его к туловищу (двусуставная мышца).
2) Локтевая мышца небольшая. Начинается от латерального надмыщелка плечевой кости, прикрепляется к локтевому отростку и задней поверхности верхнего конца локтевой кости. Участвует в разгибании предплечья.
Вопрос 3. Продемонстрируйте и опишите месторасположение и функции передней группы мышц предплечья.
Критерии оценивания:
- Перечислено не менее 9 мышц предплечья. Да\нет
-Охарактеризовано правильно месторасположение мышц предплечья. Да\нет
-Перечислены правильно функции мышц предплечья.
Да\нет
- Продемонстрировано правильно расположение мышц по муляжам, моделям, таблицам. Да\нет
Система оценивания:
Для оценки теоретических знаний применяю дихотомическую систему. При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Оценка:
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если, студент получает 0-1 балл
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если, студент получает 2 балла.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент получает 3 балла.
Оценка «отлично» выставляется, если студент получает 4 балла.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания аудитория
2. Максимальное время выполнения задания:10 мин.
3.Работать самостоятельно, не пользуясь никакими источниками
Эталон ответа:
Мышцы предплечья многочисленны и отличаются разнообразием функций. Большинство из них относится к многосуставным, поскольку действует на несколько суставов: локтевой, лучелоктевой, лучезапястный и на расположенные дистально суставы кисти и пальцев. По своему положению они делятся на переднюю группу - сгибатели и заднюю - разгибатели.
Переднюю группу образует 7 сгибателей кисти и пальцев и 2 пронатора,
заднюю - 9 разгибателей кисти и пальцев и одна мышца супинатор. Передние мышцы предплечья образуют 2 слоя: поверхностный и глубокий.
Поверхностный слой включает 6 мышц.
1) Плечелучевая мышца начинается от плечевой кости выше латерального надмыщелка, прикрепляется к дистальному концу лучевой кости. Сгибает предплечье, устанавливает его и кисть в среднее положение между супинацией и пронацией.
2) Круглый пронатор начинается, как и все оставшиеся поверхностные мышцы, от медиального надмыщелка плечевой кости. Прикрепляется к средней трети лучевой кости. Пронирует и сгибает предплечье в локтевом суставе.
3) Лучевой сгибатель запястья прикрепляется к основанию II пястной кости. Сгибает и частично пронирует кисть.
4) Длинная ладонная мышца прикрепляется к ладонному апоневрозу. Напрягает ладонный апоневроз, участвует в сгибании кисти.
5) Поверхностный сгибатель пальцев широкий, покрыт спереди описанными мышцами. Делится на 4 длинных сухожилия, которые прикрепляются каждое двумя ножками к основанию средних фаланг II-V пальцев. Сгибает средние фаланги этих пальцев и кисть.
6) Локтевой сгибатель запястья прикрепляется к гороховидной кости. Сгибает кисть и участвует в ее приведении.
Глубокий слой передних мышц предплечья включает 3 мышцы.
1) Длинный сгибатель большого пальца кисти начинается от лучевой кости, прикрепляется к дистальной фаланге большого пальца. Сгибает дистальную фалангу большого пальца, участвует в сгибании кисти.
2) Глубокий сгибатель пальцев начинается от локтевой кости, прикрепляется к основаниям дистальных фаланг II-V пальцев. Сгибает дистальные фаланги II-V пальцев и всю кисть.
3) Квадратный пронатор располагается в области дистальных концов
костей предплечья. Начинается от медиального края тела локтевой кости,
прикрепляется к латеральному краю и передней поверхности лучевой кости. Главный пронатор предплечья (вращает предплечье внутрь).
Вопрос 4. Продемонстрируйте и опишите месторасположение и функции задней группы мышц предплечья.
Критерии оценивания:
- Перечислено не менее 8 мышц предплечья. Да\нет
-Охарактеризовано правильно месторасположение мышц предплечья задней группы. Да\нет
-Перечислены правильно функции мышц предплечья.
Да\нет
- Продемонстрировано правильно расположение мышц по муляжам, моделям, таблицам. Да\нет
Система оценивания:
Для оценки теоретических знаний применяю дихотомическую систему. При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Оценка:
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если, студент получает 0-1 балл
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если, студент получает 2 балла.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент получает 3 балла.
Оценка «отлично» выставляется, если студент получает 4 балла.
Эталон ответа:
Мышцы задней группы предплечья разгибают кисть и пальцы, вращают предплечье кнаружи (супинируют его), вместе с мышцами плеча участвуют в разгибании предплечья. Они образуют также 2 слоя - поверхностный и глубокий.
Поверхностные мышцы начинаются от латерального надмыщелка плечевой кости, глубокие - от костей предплечья, преимущественно от локтевой.
Поверхностный слой задней группы предплечья включает 5 мышц.
1) Длинный и короткий лучевые разгибатели запястья прикрепляются: длинный - ко II пястной кости, короткий - к III пястной кости. Разгибают кисть.
2) Разгибатель пальцев прикрепляется четырьмя сухожилиями к фалангам II-V пальцев. Разгибает пальцы и кисть.
3) Локтевой разгибатель запястья прикрепляется к основанию V пястной кости. Разгибает и приводит кисть.
4) Разгибатель мизинца прикрепляется к фалангам V пальца. Разгибает мизинец.
Глубокий слой задней группы предплечья включает также 5 мышц.
1) Супинатор предплечья прикрепляется к лучевой кости. Вращает предплечье наружу.
2) Длинная мышца, отводящая большой палец кисти, прикрепляется к основанию пястной кости. Отводит большой палец и всю кисть.
3) Короткий и длинный разгибатели большого пальца кисти прикрепляются соответственно к основанию I и II фаланг большого пальца. Разгибают большой палец кисти, отводя его.
4) Разгибатель указательного пальца прикрепляется к проксимальной фаланге указательного пальца. Разгибает указательный палец («указывающая» мышца).
Вопрос 5. Продемонстрируйте и опишите месторасположение и функции мышц кисти.
Критерии оценивания:
- Перечислено не менее 10 мышц кисти. Да\нет
-Охарактеризовано правильно месторасположение мышц кисти. Да\нет
-Перечислены правильно функции мышц кисти.
Да\нет
- Продемонстрировано правильно расположение мышц по муляжам, моделям, таблицам. Да\нет
Система оценивания:
Для оценки теоретических знаний применяю дихотомическую систему. При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Оценка:
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если, студент получает 0-1 балл
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если, студент получает 2 балла.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент получает 3 балла.
Оценка «отлично» выставляется, если студент получает 4 балла.
Эталон ответа:
Мышцы кисти расположены в основном на ладонной стороне. Они делятся на 3 группы: латеральную, среднюю и медиальную.
Латеральная группа - мышцы возвышения большого пальца (тенар)
включает 4 короткие мышцы:
1) короткий сгибатель большого пальца кисти;
2) короткая мышца, отводящая большой палец кисти;
3) мышца, приводящая большой палец кисти;
4) мышца, противопоставляющая большой палец кисти.
Медиальная группа - мышцы возвышения мизинца (гипотенар)
включает также 4 короткие мышцы:
1) короткая ладонная мышца;
2) мышца, отводящая мизинец;
3) короткий сгибатель мизинца;
4) мышца, противопоставляющая мизинец.
Средняя группа мышц включает:
1) червеобразные мышцы (их четыре), сгибают основные фаланги и разгибают средние и дистальные фаланги II-V пальцев;
2) межкостные мышцы: ладонные (их 3) - приводят II, IV и V пальцы к среднему (III) и тыльные (их 4) - отводят I, II, IV пальцы от среднего пальца.
Приложение №7
Задания для тестового контроля
Продемонстрируйте знания о месторасположении и функциях мышц верхних конечностей человека при решении тестовых заданий
Найдите один верный ответ:
1) Мышца сгибающая плечо в плечевом суставе:
А. плечевая
Б. трёхглавая
В. клювовидно - плечевая
Г. локтевая
2) Мышца сгибающая предплечье в локтевом суставе:
А. плечевая
Б. трёхглавая
В. клювовидно - плечевая
Г. локтевая
3) Мышца отводящая руку от туловища до горизонтального уровня:
А. трёхглавая
Б. дельтовидная
В. клювовидно - плечевая
Г. плечевая
4) Мышца плеча, имеющая две головки:
А. трицепс
Б. бицепс
В. дельтовидная
Г. плечевая
5) Мышца, сгибающая и супинирующая предплечье в локтевом суставе:
А. трёхглавая
Б. двуглавая
В. дельтовидная
Г. плечевая
6) Мышца отводящая мизинец:
А. короткая ладонная
Б. короткий сгибатель мизинца
В. мышца противопоставляющая мизинец
Г. червеобразная
7) Ладонные мышцы кисти делятся на группы:
А. 3
Б. 4
В. 7
Г. 5
8) Фасция, охватывающая мышцы предплечья:
А. надостная и подостнаяБ. предплечья
В. плеча
Г. подмышечная
9) Мышцы плеча делятся на группы:
А. 3
Б. 4
В. 2
Г. 5
10) Мышца разгибающая предплечье в локтевом суставе:
А. трёхглавая
Б. дельтовидная
В. клювовидно - плечевая
Г. плечевая
Приложение №7
Критерии оценивания:
Точно определены месторасположение и функции мышц верхних конечностей человека при решении тестовых заданий да/нет.
Система оценивания
Система оценивания применяется дихотомическая, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов -10.
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 -100 9 баллов - 5 отлично
80 - 89 8 баллов - 4 хорошо
70 -79 7 баллов - 3 удовлетворительно
менее 70 6 баллов - 2 не удовлетворительно
Эталоны ответов для задания тестового контроля
1 В
2 А
3 Б
4 Б
5 Б
6 Б
7 А
8 Б
9 В
10 А
Приложение №8
Тема: Применение знаний о месторасположении и функциях мышц верхних конечностей человека при оказании сестринской помощи.
Морфофункциональные и ситуационные задачи квазипрофессиональной направленности
Текст задания: Уважаемые студенты, найдите решение ситуационной задачи с использованием знаний о строении, и функции органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи.
Задача№1
Во время производственной аварии в результате падения бетонной арматуры правую верхнюю конечность строителя придавило тяжелым обломком бетонного перекрытия, под которой пострадавший находился около 4 часов.
Объективно: больной заторможен, резкая бледность кожных покровов, жалуется на интенсивные боли, озноб, пульс слабый, частый, 118 ударов в минуту, АД 80/60 мм рт. ст. После освобождения из-под завала кожа на месте сдавливания резко бледная, с синюшными пятнами и вдавлениями. На коже появились пузыри, наполненные серозной и серозно-геморрагической жидкостью. Мягкие ткани имеют деревянистую плотность, чувствительность утрачена; движения в конечности отсутствуют, пульс на сосудах не определяется.
Задание:
1. Определите неотложное состояние.
2. Какую первую медицинскую помощь необходимо ему оказать?
Задача№2
В драке мужчине нанесли ножевое ранение в левую руку в области медиальной борозды двуглавой мышцы, приблизительно на границе средней и верхней трети.
Объективно: Состояние пострадавшего тяжелое, бледен, заторможен, на руке имеется глубокая рана, длиной около 2 см, из которой ритмично выбрасывается кровь алого цвета. Выраженная тахикардия. Пульс слабого наполнения. Дыхание поверхностное, частое.
Задание:
Определите состояние мужчины.
Какую первую медицинскую помощь необходимо ему оказать?
Задача № 3
К медицинской сестре летнего оздоровительного лагеря обратился мальчик с травмой первого пальца кисти. В области дистальной фаланги возник воспалительный процесс, который получил тенденцию к распространению.
Задание:
Куда может распространиться гнойный процесс при отсутствии соответствующей быстрой помощи. Укажите проксимальную и дистальную границы влагалища сухожилия длинного сгибателя большого пальца.
Какую первую медицинскую помощь необходимо ему оказать?
Морфофункциональные и ситуационные задачи когнитивной направленности
Текст задания: Уважаемые студенты, найдите решение ситуационной задачи с использованием знаний о строении, и функции органов и систем организма человека.
Задача№4
Хирург отметил у мужчины, воспаление в области синовиального влагалища сухожилия второго пальца кисти на уровне дистальной фаланги.
Задание:
Вероятно ли, что при отсутствии лечения воспаление распространится в область запястья и предплечья.
Укажите границы канала запястья.
Приложение №8
Тема: Применение знаний о месторасположении и функциях мышц верхних конечностей человека при оказании сестринской помощи.
Ответы на морфофункциональные и ситуационные задачи:
Задача №1
Эталон ответа:
1. Диагноз: синдром длительного сдавливания (СДР; краш-синдром; травматический токсикоз).
Диагноз основан на наличии факта травмы и ее обстоятельств, а также данных объективного исследования: больной заторможен, резкая бледность кожных покровов, пульс слабый, частый 118 уд/мин., АД 80/60 мм рт.ст. При осмотре освобожденной из-под завала конечности кожа резко бледная, с синюшными пятнами и вдавлениями, появились пузыри с серозной и серозно-геморрагической жидкостью. Деревянистая плотность мягких тканей, потеря чувствительности, отсутствие движений в конечности и исчезновение пульса на сосудах являются абсолютными признаками СДС.
2. Алгоритм оказания неотложной медицинской помощи:
- освобождение конечности от сдавливания и наложение жгута выше места сдавливания;
- при необходимости проведение мероприятий по устранению асфиксии, включая и ИВЛ;
- наложение асептических повязок на раны;
- тугое бинтование конечности от периферии эластическими бинтами;
- транспортная иммобилизация;
- обкладывание конечности пузырями со льдом, грелками с холодной водой;
- теплое питье (чай, кофе), щелочно-солевой раствор;
- немедленная госпитализация больного в лечебное учреждение в положении лежа на носилках.
Задача №2
Эталон ответа:
1. Диагноз: Ножевое ранение левой плечевой артерии. Артериальное кровотечение.
Ставится на основании:
а) анамнеза: со слов, окружающих, получена информация о факте ножевого ранения;
б) объективного исследования: в проекции плечевой артерии имеется глубокая рана, из которой ритмично выбрасывается кровь алого цвета, состояние пострадавшего тяжелое.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи
- Должен выполняться четко, высоко профессионально, т.к. ранение плечевой артерии – одно из самых опасных для жизни.
- Быстро остановить кровотечение пальцевым прижатием артерии выше раны.
- Если до ближайшего неотложного травматологического или хирургического отделения более 10-15 минут пути, наложить кровоостанавливающий жгут. Категорически запрещается закрывать жгут повязкой или одеждой. Жгут должен бросаться в глаза!
Задача №3
Эталон ответа:
Гнойный процесс может распространиться во влагалище сухожилия длинного сгибателя большого пальца начинающееся на 2-2,5 см проксимальнее удерживателей сгибателей, а заканчивающееся на уровне основания дистальной фаланги большого пальца.
Обработка антисептиком. Наложение асептической повязки.
Задача №4
Эталон ответа:
1. Маловероятно, т.к. синовиальное влагалище указательного пальца (как и I,III,IV) обособлено от общего синовиального влагалища и друг от друга.
2. Канал запястья представляет собой пространство между костями запястья, образующими борозду запястья, и удерживателем сгибателей который перекидывается от гороховидной и крючковидной костей до ладьевидной кости и кости-трапеции.
Приложение №9
Критерии оценки задач квазипрофессиональной направленности
-Определено правильное решение предложенных ситуационных задач.
-Самостоятельно сформулированы выводы с верным анатомо-физиологическим обоснование при оказании сестринской помощи.
- Применены правильно знания о строении и функциях органов и системорганизма человека при решении задач.
- Выполнены все задания в полном объёме.
- Правильность оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях и травмах. ОПОР
Система оценивания применяется дихотомическая, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Процент результативности (правильных ответов) Балл, оценивающий критерий Качественная оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 -100 5 5 отлично
80 - 89 4 4 хорошо
70 -79 3 3 удовлетворительно
менее 70 2 и менее 2 не удовлетворительно
Приложение №9
Критерии оценки задач когнитивной направленности
-Определено правильное решение предложенных ситуационных задач.
-Самостоятельно сформулированы выводы с верным анатомо-физиологическим обоснование.
- Применены знания анатомии и физиологии человека при решении задач.
- Выполнены все задания в полном объёме.
- Охарактеризовано правильно строение органа и системы органов в организме человека.
Система оценивания применяется дихотомическая, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Процент результативности (правильных ответов) Балл, оценивающий критерий Качественная оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 -100 5 5 отлично
80 - 89 4 4 хорошо
70 -79 3 3 удовлетворительно
менее 70 2 и менее 2 не удовлетворительно
Приложение №10
Задание на дом к следующему занятию
Тема: Применение знаний о месторасположении и функциях мышц нижних конечностей человека при оказании сестринской помощи.
Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. стр. 180 - 192 Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович стр. 154-164. Лекция.
Подготовится к практическому занятию; Зарисовать мышцы верхних конечностей.