Конспект урока по технологии Пряжа и прядение. 5 класс

Сведения об авторе.
Бугрова Татьяна Владимировна
Учитель технологии и черчения
Квалификационная категория - высшая
Педагогический стаж-25 лет
Цели и задачи работы:
Внедрение ЦОР в ИКТ образовательного процесса, научиться выбирать необходимые технологии для разработки урока, научиться работать с компьютером, повышать свой профессиональный уровень.
Основное содержание: 1) конспект урока в программе Microsoft Word.
2) презентация в программе Microsoft PowerPoint.
3) Web- сайт в программе Front Point.
Применяемые методы и технологии: использование ЦОР, работа в программе Microsoft Excel, Microsoft Word, Power Point, Front Page.
Ожидаемые результаты: уметь работать в программах: Microsoft Excel, Microsoft Word, Power Point, Front Page для создания конспектов урока с использованием новых технологий. Создать учебный комплекс в указанных программах.






























Урок с использованием ЦОР в форме презентации.
Технология 5 класс. Урок по учебному плану.
Занятие 2.
Урок №2.
Тема: Пряжа и прядение, ткань и ткачество.
Форма: Рассказ с элементами беседы. Практическая работа на местах.
Цели: Дать понятие о пряже и прядении, формировать представление о ткани как о двух системах нитей, научить определять направление нитей основы и утка; воспитывать уважение к труду старших поколений.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, ЦОР №31, образцы тканей с полотняным переплетением, коллекции образцов поэтапного получения пряжи из хлопка и льна.
Место проведения: кабинет технологии.
Предварительная подготовка: на доске: пряжа, прядение ,ткань, нити основы и утка, полотняное переплетение, ткацкое переплетение
Этапы урока:
Организационный момент. (2 мин.)
Повторение пройденного материала. (7 мин.)
Новые сведения. (21 мин.)
Гимнастика для глаз и тела. (3 мин.)
Закрепление полученных знаний. (9 мин.)
Анализ допущенных отклонений. (1 мин.)
Домашняя работа. (2 мин)
Длительность урока 45 мин.

Ход урока:
Организационный момент. 2 мин.
Здравствуйте, девочки! Проверьте свои рабочие места, всё ли готово к уроку, организуйте своё рабочее место. Спасибо, садитесь.



Повторение пройденного материала. 7 мин.
Собрать тетради для проверки. Раздать листочки. Написать фамилию, имя учащейся.
Проводится тест. Найди правильный ответ к заданному вопросу. На листочках. (В это время учитель проверяет домашнее задание в тетрадях).









Проводится анализ. Девочки поменялись работами и проверяют друг у друга ошибки (простым карандашом). Оценка «4» - одна ошибка, оценка «3» - две ошибки, оценка «2» - три ошибки, оценка «5» - нет ошибок. Листочки собрать проверить самой. Провести устный анализ с разбором распространённых ошибок. Выставить оценки в журнал.
Проанализировать домашнюю работу в тетрадях.
Раздать тетради.
Слайд 1


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415




Слайд 2

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Новые сведения. 21 мин.
На прошлом уроке мы разговаривали о волокнах растительного происхождения . Сегодня мы продолжим наш разговор и узнаем как из волокна получают пряжу, как из пряжи получают нитки, как из ниток получают текстильное волокно.
В тетрадях записываем число и тему урока.




Из волокна на текстильных фабриках получают пряжу и нити, затем из них вырабатывают ткань.

Пряжей называется тонкая нить, выработанная из волокон путём скручивания. Все операции, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа, называется прядением.. Процесс прядения состоит в том, что волокно разрыхляют, очищают от примесей, смешивают волокна и прочёсывают их, затем формируют ленту из волокон. Её называют ровницей.









Полученную ленту-ровницу выравнивают и скручивают для того, чтобы пряжа была прочной.












Нить получают путём очень тугого скручивания несколько лент (обычно две) пряжи.





Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей.












Таким образом, мы можем проследить все этапы изготовления ткани: 1.Производство волокна (получение, очистка от примесей, прессование, транспортировка в прядильный цех); 2. производство ровницы и пряжи; 3. ткачество; 4. суровая ткань; 5. отделка; 6. готовая ткань. Смотри слайд.10.



Нити, идущие вдоль ткани, называются основой. Они прочные, так как их предварительно пропитывают специальным раствором. Поперечные нити в ткани называют утком.
Ткацкое переплетение – это переплетение нитей основы и утка.
Нити в ткани переплетаются в определённом порядке. Рассмотрим самый простой вид переплетения – полотняное.. В полотняном переплетении основные и уточные нити чередуются через одну. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани – ситец, бязь, батист, а также льняные и некоторые шёлковые ткани.

Нить основы в ткани можно определить по следующим признакам:
По кромке.
По степени растяжения - нить основы меньше тянется.
Основная нить прямая, а уточная извитая.
( раздать образцы тканей и рассмотреть её на определение нити основы и нити утка).

Ткани имеют лицевую и изнаночную стороны. Лицевую сторону ткани можно определить по следующим признакам:
На лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной.
На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более чёткий.
Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.

Сообщение ученицы об истории ткацкого станка.
Когда появился первый ткацкий станок в виде простейшей рамы – горизонтальной или вертикальной – неизвестно. В одном из трудов по истории текстильной техники рассказывается о племени бакаири, где применяли вертикальную ткацкую раму.Это были два столба, врытые в землю. От одного к другому протягивали толстые хлопковые нити –основу. Уток был намотан на палочку и с её помощью продевался через основу. Ткань получалась похожей на циновку.
В древнем Египте предпочитали горизонтальную раму. Человек у такой рамы работал стоя. От слов «стоять» и «стан» произошло слово «станок».
Любопытно, что ткачество считалось в Древней Греции высшим из ремесленных искусств. Им занимались даже знаменитые дамы. В известном произведении «Илиада» Гомера, например, жена царя Спарты Менелая, из-за которой, по преданию вспыхнула война, получила в подарок золотое пряслице – грузик для веретена, придававший ему большую инерцию вращения. На последнем фото королева Виктория у своей прялки. 19 век.

Сообщение учителя:
Многие садятся за старинные станки устроенные, как и тысячу лет назад. Что интересного в том, чтобы долгие часы сложным способом готовить нити основы и заправлять их в станок, терпеливо сидеть перебирая педали, и в лад этому движению продёргивать нить сквозь определённое число нитей.



Тонкие нити связывают нас с тем, очень древним ремеслом, когда из просто полезного ремесла ткачество превратилось художественное и стало называться бранным, ремизным, закладным, узорным.




Слайд 3

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415




слайд 4
получение пряжи ручным способом.


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415












Слайд 5
Получение ровницы на производстве.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 6. Получение пряжи из ровницы.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Слайд 7
Нить.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

слайд 8.
Ткань.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
слайд 9
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Слайд 10.
Схема изготовления ткани.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Слайд 11.
Переплетение.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

















Слайд 12.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415






Слайд 13.
Работа на ткацком станке.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415












Слайд 14.
ремесло живёт.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

слайд 15.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

гимнастика для тела и глаз. 3 мин.
Упражнения смотри с предыдущего урока.


Закрепление полученных знаний. 9 мин.
Давайте вспомним, о чём говорили сегодня на уроке.
Что такое пряжа? (ответы детей) – запись в тетрадь.
Прядение? - запись.
Нить?
Ткань?
Ткацкое переплетение?
Нить утка?
Нить основы?

(Устно). Как определить нить основы?
Как определить лицевую сторону у ткани?


Слайд 16.
Новые термины.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Анализ допущенных отклонений. 1-2 мин.
Разбираем совместно допущенные ошибки при ответах на последние два вопроса. Анализируем ответы. Выставляю оценки в дневники за работу на уроке (тест) по домашнему заданию и за сообщение ученице.


7. Домашняя работа. 1-2 мин.
Слайд 17.


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415




прядение 215