План — конспект урока 5 кл. материаловедение.Прядение и ткачество

Тема: Прядение и ткачество.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма: рассказ, беседа.
Цели:
Познакомить учащихся с понятиями: прядение, ткачество, пряжа, ткань, переплетение нитей.
Научить различать нить основы и утка.
Развивать память, мышление, воображение.
Воспитать интерес к изучению предмета технология.
Структура урока.
Этапы работы
Содержание работы
Материально-техническая база

Организационно-подготовительный
Приветствие, проверка явки учащихся. Активизация учащихся. Формулировка темы и целей. Постановка учебной задачи.
 

Формирование новых знаний
Теоретические сведения.
Презентация, пособия с тканями

Применение знаний
Практическая работа «Изготовление макета полотняного переплетения»
Учебник, тетрадь, цветная бумага, клей, ножницы.

Контроль и рефлексия.
Ответы на вопросы
Презентация

Подведение итогов.
Домашнее задание.
 

 
ХОД УРОКА
1. Сообщение учителя. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел «Материаловедение». Тема урока «прядение и ткачество». Сегодня вы познакомитесь с процессами прядения и ткачества, научитесь определять нити основы и утка. Так же новым для вас будет такое понятие: переплетение нитей, и самое простое – полотняное.
Пряжа – скрученная нить из любого сырья. Предназначена для производства тканей, трикотажа, швейных ниток. (Слайд 2) Прядение – процесс получения из волокнистой массы пряжи. Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи. (Слайд 3) Раньше процесс прядения занимал много времени, потому что выполнялся вручную. Делали это с помощью веретена или прялки. (Слайд 4). Ткань – материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи (Слайд 5) Ткачество – процесс получения ткани из пряжи. (Слайд 6) Ручные станки для ткачества могут быть горизонтальные и вертикальные. (Слайд 7) На фабриках стоят станки, в которые заправляют нитки, а он сам ткет ткань. (Слайд 8) Ткань состоит из нитей основы (долевые) и утка (поперечные) Основные нити длинные, прочные, не тянутся, проходят вдоль кромки Уточные нити короткие, тянутся, проходят поперёк ткани. (Слайд 9) Следующее понятие – ткацкое переплетение. Это переплетение нитей основы и утка.  Самое простое переплетение – полотняное, в нём одна нить основы переплетается с одной нитью утка. (Слайд 10)
2. Применение знаний
Практическая работа «Изготовление макета полотняного переплетения» Выполнение работы по инструкционным картам на стр.13 учебника.
3. Контроль и рефлексия
– Что такое пряжа? (Тонкая нить, выработанная из коротких волокон) – Пряжа получается в процессе (Прядения) – Что такое ткань? (Материал, полученный путем переплетения нитей) – Вдоль кромки проходят нити (Основы) – Поперек ткани проходят нити (Утка) – Ткацкое переплетение – это (Переплетение нитей основы и утка) (Слайд 11)
4. Подведение итогов
– На сегодняшнем занятии вы познакомились с новыми понятиями: прядение, ткачество, переплетение нитей, основа, уток. Попробовали «сделать» ткань.
5. Домашнее задание: Доделать макет полотняного переплетения.