Практическое занятие по информатике и ИКТ Относительные, абсолютные и смешанные ссылки Excel


Практическое занятие
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки Exсel
Цели: 1. Научить выполнять операции по копированию, перемещению и автозаполнению отдельных ячеек и диапазонов.
Познакомить и научить применять ссылки на данные: абсолютной, относительной, смешанной.
Учить использовать в расчетах встроенные математические и статистические функции Excel.
Используемые средства:
ПК, проектор
Инструкционная карта к теоретической и практической части занятия
Информационное обеспечение
Техника безопасности:
Запрещается:
Трогать разъёмы соединительных кабелей
Включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя
Прикасаться к экрану и тыльной стороне компьютера
Класть посторонние предметы на ПК
При работе на ПК необходимо соблюдать санитарные нормы:
В случае возникновения у работающего зрительного дискомфорта и других неблагоприятных ощущений целесообразно выполнять комплекс упражнений для глаз и туловища
При появлении запаха гари немедленно прекратить работу, отключить питание ПК и сообщить об этом преподавателю
Не пытаться самостоятельно устранить неисправности в работе аппаратуры
Вы отвечаете за сохранность рабочего места
Актуализация знаний
Повторить основные составляющие табличного процессора Exсel (материал предыдущего урока):
- интерфейс Exсel
- диапазоны (блоки) ячеек
- выделение различных элементов таблицы
- типы данных в таблице
- установка данным нужных типов
- функции.
Новый материал
Ссылка указывает на ячейку или диапазон ячеек, содержащих данные, которые требуется использовать в формуле. Ссылки позволяют:
1) использовать в одной формуле данные, которые находятся в разных частях ЭТ
2) в нескольких формулах использовать значение одной ячейки.
Ссылки бывают:
а) относительные (зависят от положения формулы)
б) абсолютные (не зависят от положения формулы)
На листе1 выполняется задание под руководством преподавателя (используя проектор)
ЛИСТ 1
A B C D
1 2 3 4 5
2 =A1^ 2 =B1^2 =C1^2 =Д1^2
3 =A2^2 4 =A3^2 В А2- относительная ссылка на ячейку А1, содержимое ячейки, находящейся на 1 строку выше, следует возвести в квадрат.
При копировании относительной ссылки:
ПО ГОРИЗОНТАЛИ - изменение буквы в имени столбца;
ПО ВЕРТИКАЛИ - изменение номера строки.
Пример: Численность населения города ежегодно увеличивается на 5%.Текущий год – 40000 чел. Прогноз на 5 лет.
ЛИСТ 2
А В
1 год Численность населения
2 текущий 40000
3 1 =В2+0,05*В2
4 2 =В3+0,05*В3
5 3 =В4+0,05*В4
6 4 =В5+0,05*В5
7 5 =В6+0,05*В6
Абсолютная ссылка указывает на ячейку, расположенную в определенном (фиксированном) месте.
В абсолютной ссылке перед буквами, цифрами ставится знак $ ($A$1). При копировании эта ссылка не меняется.
ЛИСТ 1
А В С D
1 2 3 4 5
2 =$A$1^2 4 =$A$1^2 4 =$A$1^2 4 =$A$1^2 4
3 =$A$1^2 4 4 =$A$1^2 4 Задача 2. Счёт в банке на 100 000 рублей. Ежемесячно сумма вклада увеличивается на 1,2 %. Составим таблицу, позволяющую узнать сумму приращения вклада через 1, 2 …6 месяцев.
А В С
1 начальная сумма вклада 100 000
2 месяц сумма приращение
3 1 =С1+С1*0,012 =В3-$C$1
4 2 =В3+В3*0,012 =В4-$C$1
5 3 =В4+…. =В5-$C$1
6 4 =В5+…. …….
7 5 =В6+…. …….
8 6 =В7+…. =В8-$C$1

Смешанные ссылки $C1 или C$1. При изменении позиции ячейки, содержащей формулу, относительная часть адреса изменяется, абсолютная – нет.
При копировании: абсолютная ссылка не меняется. ЛИСТ 1
А В С D
1 2 3 4 5
2 =A$1^2 =В$1^2 =C$1^2 =D$1^2
3 =A$1^2 4 =A$1^2 Выделить ссылку в строке ввода - F4 (устанавливаются относительная или абсолютная ссылки)
1) А1, F4 1 нажатие: $A$1
2)F4 2 нажатие: A$1(строка)
3)F4 3 нажатие: $A1(столбец)
4)F4 4 нажатие: A1
Составить таблицу сложения 1 десятка.
Столбец – абсолютная ссылка
Строка – меняется – относительная
В2: =$A2+В$1 (формулу в тетрадь).Скопировать на диапазон В2:Y10
Закрепление (самостоятельная работа).
Задания 1,2,3 выполнить с использованием Excel, результаты в виде таблиц показать преподавателю в тетради. Задание 4 выполнить в Excel, показать результат преподавателю.
A B C D E F G H I Y
1 1 2 3 4 5 6 7 8 9
2 1 3 2 4 3 5 4 6 5 7 6 8 7 9 8 Задание 1 Дан фрагмент ЭТ
А В С D
1 110 25 =A1 + B1 2 45 55 =A2 + B2 3 120 60 =A3 + B3 Определите значения в ячейках диапазона D1:D3 после копирования в них формулы из ячейки С3.Задание 2 Дан фрагмент ЭТ
А В С
1 110 25 =$A$1 + B1
2 45 55 3 120 60 Определите значения в ячейках C2 и С3 после копирования в них формулы из ячейки С1.
Задание 3 Дан фрагмент ЭТ
А В С
1 110 25 =$A1 + B$1
2 45 55 3 120 60 Определите значения в ячейках диапазона C1 и D3 после копирования в них формулы из ячейки С1.
Задание 4 Составить таблицу умножения чисел первого десятка (вставить только одну формулу, далее – копировать ее).
Итог занятия: выставить оценки студентам.
Рефлексия
Составить и задать преподавателю 2 вопроса по изученной теме