Конспект урока по информатике на тему Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.


Конспект открытого урока (ФК ГОС)
Предмет: информатика и ИКТ
Класс: 9 «А» (2 подгруппа)
Учитель: Пешнина Елена Леонидовна
Дата: 05.04.2016
Тема: Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Тип урока: урок усвоения нового материала
Место урока в КТП: 2-й урок в разделе «Обработка числовой информации в электронных таблицах»
Цель: формирование у учащихся представления об абсолютных, относительных и смешанных ссылках, выработать навыки работы с ними в табличном процессоре Excel
Задачи:
Образовательная:
научить использовать в формулах адрес клетки (относительный, абсолютный, смешанный);
продолжить совершенствовать навыки работы в программе MS Excel;
повторить операции копирования, изучить особенности этих операций при применении принципа абсолютной адресации;
повторить правила ввода данных в ячейки MS Excel;
Развивающая:
развивать воображение, память, внимание, самостоятельность мышления, навыки работы на ПК;
формировать навыки информационной культуры, потребность в приобретении и применении знаний;
Воспитательная:
воспитывать самостоятельность в учебной деятельности, ответственность за принятие решений, проявление настойчивости в завершении задания, аккуратность, активность, внимание, усидчивость.
Планируемые результаты: знание понятий «абсолютные ссылки», «относительные ссылки», «смешанные ссылки», научиться применять их при решении задач
Оборудование: компьютерный класс, экран, проектор, интерактивная приставка MimioПрограммная поддержка: Microsoft ExcelХод урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
       1.Организационный этап
Форма организации: фронтальная
Метод: слово учителя
   - Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать на уроке вас, а так же наших уважаемых гостей! Присаживайтесь, откройте тетради, запишите в них число
Приветствуют учителя.
Садятся, настраиваются на   работу.
Записывают в тетради
2. Этап актуализации имеющихся знаний
 - Сегодня на уроке продолжаем работать в электронной таблице. Давайте проверим, с какими знаниями вы сегодня пришли на уроrФорма организации: фронтальная
Метод: беседа:
Как обозначаются столбцы и строки электронных таблиц?
Как задается имя ячейки? (Слайд 2)
Назовите имя активной ячейки.
Назовите имена выделенных диапазонов ячеек.
Данные каких типов могут обрабатываться в электронных таблицах? (Слайд 3).
     
   - Для расчетов мы применяем формулы. Формула - это …
(Слайд 4)
-из чего может состоять формула
Метод: упражнение в решении задач
- Предлагаю решить следующую задачу (Приложение 1):Дан первый член арифметической прогрессии, который равен 2, разность арифметической прогрессии равна 5. Вычислите первые десять членов арифметической прогрессии.

-Что значит арифметическая прогрессия?
-Чему равен первый член арифметической прогрессии?

- Какую формулу мы введем в ячейку, чтобы вывести второй член.
-Скопируем её, протягивая за маркер.
Получаем, что второй и все последующие члены арифметической прогрессии равны 7.Ошибка!

Выясним, где же мы допустили ошибку.
Выводим в режиме формул (Формулы-Показать Формулы).
Просмотрим формулы, видим, что при копировании у нас меняются ссылки ячеек.

. А что нам необходимо сделать? У нас должна меняться разность?
Как же это сделать? Чтобы решить данную задачу, необходимы специальные ссылки. Учащиеся отвечают на вопросы
1.столбцы - буквами (A, C, AB ...),строки - числами (1, 2, 3 ...)
2. из заголовка столбца и номера строки н-р: A1, D2 ...
3. В3
4.А2:А3, С4:D4, A6:C8
5. числа, текст, формулы
- Последовательность символов, которая начинается с : "=" и состоящая из констант, арифметических операций, скобок, функций и ссылок на другие ячейки.
Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя
Арифмети́ческая прогре́ссия — числовая последовательность, в которой каждое число, начиная со второго, получается из предыдущего добавлением к нему постоянного числа  (разности)
- Первый член арифметической прогрессии равен 2.
=В11+В7- Нам необходимо чтобы наше значение разности d не менялось при копировании
III. Этап формирования новых знаний и умений.
Форма организации: фронтальная
Метод: лекция с элементами беседы
       - Тема урока: «Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки»
Цель нашего урока – формирование представления об абсолютных, относительных и смешанных ссылках и умение применять их при решении задач. (Слайд 6)
Ссылка— это формализованное обращение к другой ячейке. (Слайд 7)
В первом случаи, когда мы ввели формулу и не получили нужного результата при копировании использовалась относительная ссылка.(Слайд 7)
Принцип относительной ссылки - при перемещении или копировании формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле.
При смещении формулы на одну строку вниз в именах ячеек номер строки увеличивается на единицу: А1 преобразуется в А2, В1 - в В2. При смещении формулы вправо или влево в именах ячеек изменится буквенная часть (Слайд 8).
(Слайд 9) – Что произойдет при копировании вправо?
-Что произойдет при копировании вниз?
В некоторых случаях оказывается необходимым отменить действия относительной ссылки для того, чтобы при переносе формулы адрес ячейки не изменялся (т.е. был бы не относительной, а абсолютной). В таком случае применяется прием, который называется замораживанием ссылки. Для этой цели в имени ячейки применяется символ $. (Слайд 10)
Таким образом, принцип абсолютной ссылки - при перемещении или копировании формулы в другое место таблицы не изменяются имена ячеек в формуле.(Слайд 11).
- Вернемся к нашей задаче. (Слайд 12)


-Что мы должны изменить? Нам необходимо чтобы наше значение разности d не менялось при копировании.
-Бывают случаи, когда "замораживается" только значения столбца или строки, такие ссылки называют смешанные $C8, $F12. Как вы думаете, при копирование смешанных ссылок как будут меняться формулы? (Слайд 13)
(Слайд 14) – Что изменится при копировании данной формулы?
(Слайд 15) – Что изменится в данном случае?
Физкультминутка (зарядка для глаз под музыку) Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя;  делают необходимые записи в тетрадь.
Записывают в тетрадь:
Ссылка — это формализованное обращение к другой ячейке
Записывают в тетрадь: Принцип относительной ссылки - при перемещении или копировании формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле.
=А1*В1→=В2*С1

=А2*В2
- Изменится буквенная часть, т.к смещение по столбцам
-Изменится числовая часть (номера строк)
Записывают в тетрадь: Принцип абсолютной ссылки - при перемещении или копировании формулы в другое место таблицы не изменяются имена ячеек в формуле
=$А$1*$В$1→=$А$1*$В$1

=$А$1*$В$1
- Поставить знак $ перед буквенной и числовой частью разности, т.е. =В11+$В$7
-Меняется только абсолютная часть, т.е. где стоит знак $.
-Изменится числовая часть (номера строк)
-Изменится буквенная часть (заголовки строк)
IV. Этап закрепления новых знаний
Форма организации: фронтальная
Метод: упражнения в решении задач
Первичное закрепление (Приложение 2) На экран выводится формула, ученики определяют, как она изменится при копировании в другие ячейки.
1. Что будет записано в ячейках А2 и С1, при копировании ячейки А1?

2. Что будет записано в ячейках А2 и С2, при копировании ячейки А1?

3. Что будет записано в ячейках А3 и В2 при копировании в них ячейки А2?

4. При копировании ячейкиА2 в ячейки В2 и А3 в них были занесены формулы =В1+$С1 и =А2+$С2 соответственно. Что было записано в ячейке А2?

Вторичное закрепление.
1. Практическая работа на компьютере (Приложение 3)Форма организации: индивидуальная
Метод: практическая работа
Последовательность действий:
Инструктаж
Получение задания
Выполнение задания
Проверка
Дополнительные вопросы на проверку понимания
Приступим к выполнению практической работы. Рассаживаемся за свои компьютеры.
На локальном диске common - в папке 9 класс - Задание ЭТ.xls (Слайд 20)
-Надо решить три задачи.
-Читаем внимательно задание (в первых двух задачах даны подсказки). В третьей задаче подсказок нет и здесь дано дополнительное задание, попробуйте его выполнить. Если задание выполнено правильно, слово «неверно» меняется на «верно»
Выполняем (звучит музыка)
-Кто сделал «сохраняет как» под своей фамилией на локальном диске, поднимает руку и садится за парту, либо консультирует других учеников.
Время выполнения 10 минут
2.Устное повторение
(Слайд 21)

2. Из ячейки А2 в ячейку В2?
3. Из ячейки А2 в ячейку С3?
(Слайд 22)

3. Какие значения будут получены в ячейки С2, если в неё скопировать формулу из ячейки С1?
(Слайд 23)

5.Какие значения будут получены в ячейки В3, если в неё скопировать формулу из ячейки А1?
(Слайд 24)

7. Какие значения будут получены в ячейки С3, если в неё скопировать формулу из ячейки С2?   Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя
Ответ: =В2+С2 и =D1+E1
1 ученик выполняет копирование на интерактивной доске
Ответ: =B2*$C$1, =D2*$C$1
1 ученик выполняет копирование на интерактивной доске
Ответ: =$А1+С1, =$А2+В2
1 ученик выполняет копирование на интерактивной доске
Ответ: =А1+$С1
Выполняют практическую работу на компьютере.
Выполнившие учащиеся консультируют других.
Рассаживаются за парты
Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя




                 
V. Этап подведения итогов урока
Форма организации: фронтальная
Метод: беседа
(Слайд 25)
- Что нового узнали? (С какими ссылками мы с Вами сегодня познакомились?)
- В чем заключаются принципы относительной и абсолютной ссылок?
- Что получилось?
- Что не получилось и почему?
 Заключительное слово учителя:
1. Выводы по теме урока: Сегодня на уроке мы рассмотрели использование абсолютной и относительной адресации при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении вычислительных задач экономит наше время при расчетах, и форма представления результатов удобна для восприятия.
2. Комментарий деятельности учащихся на уроке
Итак, на этом уроке мы с Вами довольно плодотворно и активно поработали. Оценки будут выставлены после проверки Ваших практических заданий.
VI. Этап выдачи домашнего задания (инструктаж)
Форма организации: фронтальная
Метод: инструктаж
-Домашнее задание (Слайд 26)
1)§5.2.1
Повторить все ссылки
2)Подумать, где в жизни мы можем применить сегодняшние полученные знания?
3)Индивидуальное задание по карточке
Построить таблицы в тетради, проверить решения в ЭТ на компьютере
HYPERLINK "Домашнее%20задание.docx" Варианты заданийВариант 1
Построить таблицу расчёта оплаты за электроэнергию по показаниям счетчика. Стоимость одного 1 кВТ-часа 1,92 руб; показания счётчика выбрать самостоятельно. Таблицу заполнить на10 значений. В качестве абсолютного адреса ячейки использовать ячейку со стоимостью 1 кВт – часа. Найти сумму затраченных средств за указанный период.
Вариант 2
Построить таблицу расчёта оплаты труда по количеству изготавливаемых деталей. За изготовление одной детали рабочий получает 2,75 руб. Таблицу заполнить для 10 рабочих. В качестве абсолютного адреса ячейки использовать ячейку со стоимостью изготовления одной детали. Найти сумму выплаты для всех 10 рабочих.
Вариант 3
Построить таблицу расчёта оплаты за водоснабжение по значениям показаний счётчика. Стоимость воды 21,87 руб; показания счётчика выбрать самостоятельно. Таблицу заполнить для 10 значений. В качестве абсолютного адреса использовать ячейку со стоимостью воды. Найти сумму затраченных средств за указанный период.
Вариант 4
На предприятии почасовая оплата труда. 1 час работы оценивается в 127,87 руб. Сколько заработает работник предприятия за отработанные дни? Таблицу заполнить для 10 работников. Кол-во отработанных дней и часов выбрать самостоятельно. В качестве
абсолютного адреса использовать ячейку с оплатой 1 часа работы. Найти сумму выплаты для всех 10 рабочих.
Вариант 5
Построить таблицу расчёта выручки за день от продажи капусты на торговых точках. Стоимость капусты 11,34 руб. Таблицу заполнить для 10 торговых точек. Кол-во поставленных овощей и остаток на конец дня выбрать самостоятельно. В качестве абсолютного адреса использовать ячейку со стоимостью капусты. Найти суммарную выручку за весь день.
Пожелание.
Думаю, что вы в дальнейшем будете совершенствовать навыки по организации вычислений в электронных таблицах, кстати, и самостоятельно тоже, ведь
«Человек образованный – тот, кто знает, где найти, то, чего не знает»
Георг ЗиммельОтвечают на вопросы.
-О существовании относительных и абсолютных ссылках. Научились их применять на практике. (Относительными, абсолютными и смешанными ссылками)
-Принцип относительной ссылки - при перемещении или копировании формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле
- Принцип абсолютной ссылки - при перемещении или копировании формулы в другое место таблицы не изменяются имена ячеек в формуле
Внимательно слушают.
Записывают д/з