«Воспитание в системе дополнительного образования через взаимодействие с семьёй»

«Воспитание в системе дополнительного образования через взаимодействие с семьёй»

«Там, где нет мудрости родительского воспитания,
любовь матери и отца к детям уродует их»
(В.А. Сухомлинский)

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка – чтобы его любили.
Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании ребёнка как личности основную, долговременную и важнейшую роль.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Основные функции семьи:
-репродуктивная;
-экономическая;
-воспитательная;
-коммутативная;
-организация досуга и отдыха.
Все перечисленные функции не существуют по отдельности, а тесно связаны между собой.
В семье формирование личности происходит посредством воспитания - это целенаправленный процесс социального научения.
С момента рождения человек начинает развиваться как личность, постепенно входя в социальную среду. Именно по этому ребёнок сначала вступает в контакт с социумом, чтобы удовлетворить свои физиологические потребности, а по прошествии времени - социальные.
В процессе социализации человек проходит ряд стадий: входит в социальные отношения, осваивает социальную деятельность, формирует свойственные для социума качества, усваивает социальный опыт и знания.
Этапы становления личности:
Младенчество
Раннее детство
Дошкольное детство
Школьный возраст
Юношеский возраст
Мы с вами знаем, что в нашей современной жизни в первую очередь на ребёнка влияет улица, т. к. родителям заниматься с детьми нет времени, для них первостепенную роль играет финансовое благополучие семьи. Зачастую они думают, что если ребёнок накормлен, обут, одет, то родитель уже выполнил свой долг. Это глубоко ошибочное мнение. Каждый ребёнок нуждается во внимании, совете, и главное в родительской любви.
Воспитание ребёнка как личности – многоуровневый процесс. Большую роль играет сотрудничество семьи, и учреждения дополнительного образования в котором система дополнительного образования детей выполняет образовательную, развивающую, воспитательную функции: обеспечение детей богатством доступных научных общечеловеческих и культурных ценностей, выработка умения самостоятельно добывать знания и использовать их в жизни, формирование знаний, помогающих ребёнку самоопределиться как личности путём освоения культуры, духовных и нравственных ценностей.
Если родители разделяют интересы детей, умеют увлечься их занятиями, в их руках оказывается одно из самых эффективных средств воспитания.
Семья и образовательное учреждение представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребенка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон. Мир семьи является сильнейшим фактором формирования личности ребенка. И влияние семьи нельзя исключить и не учитывать в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей.
Принимая в объединение одного нового человека – ребенка, мы принимаем в него, как минимум, еще двоих – маму и папу, а за ними нередко бабушек, и дедушек. Но нам никак нельзя не видеть и не знать семью ребенка, иначе мы нанесем большой вред семейному воспитанию и внутрисемейному взаимопониманию. Да и педагогу без помощи и содействия родителей с воспитательными задачами не справиться. Педагоги всегда должны держать родителей в курсе образовательных задач. Чтобы ребенок, не теряя самостоятельности, все же имел поддержку самых близких людей.
Объединения дополнительного образования являются весьма действенной формой воспитания подрастающего поколения.
Увлечение ребёнка каким-либо занятием - будь то моделирование самолёта, ракеты или резьба по дереву - главное, чтобы ребёнок чувствовал важность и значимость своего труда, возможность принести радость своим родным и близким (подарок брату, сестре, маме, отцу), дальнейший профессиональный и творческий рост. Ведь многие воспитанники в будущем связывают свою жизнь с тем, чему они научились в объединениях технической направленности.
Педагогов системы дополнительного образования и родителей их воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, что несомненно является важнейшим фактором формирования личности.
У нас, на Станции юных техников, применяются следующие формы взаимодействия с семьёй:
благодарственное письмо родителям;
сайт учреждения с информацией для родителей;
выставки;
газета;
информационный стенд;
творческий отчёт перед родителями;
консультации для родителей;
мастерские для родителей;
открытые учебные занятия;
праздники.

Благодарственное письмо родителям можно предложить в следующей форме:
Благодарственное письмо
Уважаемые родители!
__________________________________________________________________
Администрация МБОУ ДОД «Станция юных техников» благодарит Вас за то, что Вы активно, ответственно занимаетесь воспитанием Вашего ребёнка.
За период обучения в МБОУ ДОД «Станция юных техников», Ваш(а) сын(дочь) проявил(а) себя только с положительной стороны. Ответственность, доброта, исполнительность, честность – слагаемые его(её) характера!
Спасибо Вам!
Сайт учреждения - это совокупность электронных документов (файлов) организации в компьютерной сети, где представлена информация об учреждении, нормативные документы, информация для педагогов, родителей, основные направления деятельности учреждения, достижения воспитанников, информация о проводимых мероприятиях в учреждении.
Газета, как правило, имеет информационно-просветительский характер, знакомит с особенностями изготовления тех или иных моделей, поделок. В газете могут быть представлены новости объединения за истекший период, достижения воспитанников.
Выставки проводятся с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи. Например, семейная выставка работ декоративно-прикладного творчества «Быт прошлого». Экспонатами выставки являются предметы быта, изготовленные своими руками в настоящее время, а также вещи, сделанные раньше и хранящиеся в семье. Задача выставки - воспитание любви и уважения к национальной культуре.
Праздники, организованные формы совместного досуга родителей и детей. Праздники с участием родителей проводятся с целью активного их вовлечения в жизнь ребёнка. Родители привлекаются и как участники, и как соорганизаторы праздников. Их участие особенно важно для детей младшего школьного возраста, т.к. позволяет создать для ребёнка атмосферу эмоционального комфорта и уюта. Весьма интересно и радостно проходят на Станции юных техников праздники: «Рождественские встречи», «Масленица», «День музея», «Ярмарка талантов» и др.
Мастерская для родителей представляет собой своего рода мастер-класс, организуемый педагогом, возможно с участием детей. Например, мастер-класс «Изготовление букетов из конфет», «Изготовление поделок из вторичного сырья», «Модульное оригами» и др.
Открытые учебные занятия являются укреплением взаимопонимания в триаде «педагог - ребенок - родитель» и позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей, степень их включенности в занятие, методы работы педагога с детьми и уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Традиционно после открытых учебных занятий родителям предлагаются анкеты для получения обратной связи, организуется обмен мнениями и пожеланиями.
Примерная анкета для родителей:
Понравилось ли вам занятие?
Что особенно запомнилось на занятии (мероприятии)?
Какой творческий рост у своего ребёнка вы заметили?
Выполнял ли ваш ребёнок подобное задание дома, в школе?
Считаете ли вы, что задания носят посильный характер для ребёнка?
Что можно изменить или дополнить при проведении занятия?
Чему, по-вашему мнению, ребёнка следует обучать, какие навыки прививать?
Информационный стенд представляет собой памятку, в которой представлена различная информация по вопросам воспитания и развития ребёнка, о проведении различных мероприятиях, сведения о достижениях воспитанников, поздравления.
Консультации для родителей проводят педагоги, методисты, администрация по поводу решения конкретных психолого-педагогических, личностных или административных проблем. По способу организации консультации могут быть групповые и индивидуальные. Групповые консультации сопровождаются разработкой памяток, рекомендаций и других печатных материалов, адресованных родителям. Особого внимания требуют дети осложнённого поведения. Педагогами Станции разработаны консультации для родителей: «Как разрешить семейные конфликты», «Роль семьи в подготовке детей к выбору профессии», «Взрослые и дети: характер общения, динамика взаимоотношений», «Хочу быть взрослым», «Школа здоровья» и др.
Таким образом, от умения грамотно организовать в учреждении совместную деятельность педагогов и родителей зависит духовно-нравственное становление личности ребёнка, его творческий и профессиональный рост.
Именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.



Список литературы:


Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А.Г. Асмолов // Внешкольник. – 1997. - № 9. – С. 6 – 8.
 Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности. / А.В. Золотарева. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.
Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. / З.А. Каргина - М.: Школьная пресса, 2006. – 96с.
Социология семьи под ред. А. И. Антонова. М., 2005. – 212 с.
Социология: Энциклопедия. / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Велькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. – Минск. : Книжный Дом, 2003. – 1312 с.

15