Информационные технологии как способ развития познавательной активности (из опыта работы)


Система работы учителя по подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии.
В настоящее время единый государственный экзамен является одним из важнейших направлений модернизации отечественного образования. Он совмещает в себе функции выпускного экзамена за одиннадцатилетнюю школу и вступительного экзамена в вуз.
Совсем недавно педагогическая общественность бурно обсуждала целесообразность введения единого государственного экзамена. Одни сетовали на то, что введение ЕГЭ разрушает традиции российского школьного образования, другие обращали внимание на то, что реалии сегодняшнего дня – активная интеграция государств в мировое сообщество, затрагивающая и сферу образования, требует некоторой унификации образовательных стандартов. Споры продолжаются, но ЕГЭ уверенно вытесняет другие формы проведения государственной итоговой аттестации, а новый Закон «Об образовании» его проведение закрепляет: «Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена».
Биология занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования как важное средство формирования биологических знаний в прикладных направлениях развития общества и духовно-мировоззренческой сфере людей. В соответствии с этим преподавание биологии в общеобразовательных учреждениях должно быть направлено на овладение обучающимися как умениями и практическими навыками, необходимыми для подготовки к жизни и продолжению образования, так и на овладение системой знаний о живой природе. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» стандартов второго поколения (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные действия обучающихся. В предметах, где ведущую роль играет познавательная деятельность (физика, химия, биология и др.), основные виды учебной деятельности обучающихся на уровне учебных действий, которые необходимы для решения заданий ЕГЭ, включают:
Общеучебные универсальные действия:
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной
и письменной форме;
– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– определение основной и второстепенной информации;
– самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаковосимволические действия:
– моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта ;
– преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
– анализ объектов с целью выделения признаков ;– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
– выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов;
– подведение под понятие, выведение следствий;
– установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
– построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
– доказательство;
– выдвижение гипотез и их обоснование.
Образовательные результаты на предметном уровне, конкретизированные до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания, подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в форме тестов и диагностических заданий ЕГЭ. Следовательно, образовательная деятельность в рамках подготовки к ЕГЭ должна быть направлена как на предметную, так и на метапредметную результативность. Содержание учебного материала регламентируется специальным документом ЕГЭ – кодификатором. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по биологии, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии базового и профильного уровней.
Знакомясь с моделью ЕГЭ по биологии, обращаю внимание на то, что содержание работы подчинено учебным программам по биологии, рекомендованным МО РФ для средней школы и не зависит от учебника, по которому ведется обучение в той или иной школе. Рекомендую использовать разные учебники, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ, пособия, рекомендованные ФИПИ, и рабочие или специальные тетради, предусматривающие различные формы контроля знаний, работу с рисунками, таблицами, схемами.
Методическую помощь мне как учителю и моим обучающимся при подготовке к ЕГЭ оказывают: ̶ материалы сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
– документы, определяющие структуру и содержание КИМов ЕГЭ (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМов);
– открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий;
– аналитические отчеты о результатах ЕГЭ и методические письма прошлых лет.
Для выработки стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ знакомлю их с демоверсией ЕГЭ по биологии, с кодификатором, спецификой предстоящего экзамена, с планом тестовой работы. Результаты государственной аттестации ,считаю, важны для самих учащихся как оценка уровня их учебных достижений, позволяющих не только получить государственный документ об общем образовании, но и претендовать на зачисление в высшее учебное заведение для получения профессионального образования независимо от места получения общего образования, уровня доходов семьи выпускника. Не менее важны результаты ЕГЭ и для оценки самой образовательной системы как информация о состоянии системы и тенденциях ее изменения, как основа для управления качеством образования и сохранения единого образовательного пространства в условиях вариативного образования.
Результаты, полученные моими учащимися на ЕГЭ , дают мне возможность судить об их уровне биологической подготовки , овладении ими различными видами учебной деятельности, умениями применять знания на практике, в том числе в новых, нестандартных ситуациях. Анализируя итоги ЕГЭ своих учащихся , а они сдают биологию с 2002 года, хочу отметить ,что они хорошо знают особенности строения биологических объектов, показывают высокий уровень культурного кругозора, экологической, гигиенической, генетической грамотности , умение работать с биологической информацией, что предусмотрено в стандартах второго поколения.
Однако при подготовке к ЕГЭ я замечаю , что учащиеся затрудняются в ответах на вопросы, связанные с взаимосвязью генов, получением гетерозиса, круговоротом веществ в природе. Затрудняются обучающиеся в определении способов выращивания культурных растений и ухода за ними, анализе результатов биологических явлений. Экзамен по биологии является экзаменом по выбору, поэтому ориентируюсь не только на базовый, но и на профильный уровень государственных образовательных стандартов.
Подготовку к ЕГЭ планирую уже с самых первых уроков биологии в 6-м классе, обеспечивая усвоение основного базового уровня содержания курса биологии: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации, разнообразных видов учебной деятельности. В структуру урока ввожу тестовый материал аналогичного содержания, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения. Подготовкой к ЕГЭ занимаюсь постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. А с начала 11 класса необходимо переходить к детальному повторению.
По результатам ЕГЭ прошлых лет при планировании работы, учитываю основные трудности, с которыми встретились выпускники прошлых лет, и сопоставляю их с затруднениями нынешних выпускников, организовываю мероприятия по ликвидации затруднений. С этой целью в старшей школе особое внимание уделяю повторению и закреплению наиболее значимых и плохо усвояемых разделов биологии из основной школы ( по анализу прошлых лет ): об историческом развитии органического мира, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, органов, систем органов человека, его организма.
В старших классах традиционно слабо выполняются задания, контролирующие знания о метаболизме, онтогенезе, путях и направлениях эволюции, способах видообразования. Большие трудности у учащихся вызывают задания на доказательство единства органического мира, на установление взаимосвязи строения и функций молекул нуклеиновых кислот, органоидов клетки, тканей, систем органов. Трудно даются учащимся выработка умений сравнивать процессы мейоза и митоза, фотосинтеза и хемосинтеза, искусственных и естественных экосистем, этапов экологического видообразования, эмбрионального и постэмбрионального развития организма. Вызывают затруднения вопросы о роли дегенерации и идиоадаптаций в развитии видов, процессе формирования приспособленности организмов к среде обитания.
В процессе подготовки к ЕГЭ учу школьников выполнять задания, используемые на экзамене: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия процессов и явлений природы, их последовательности. Задания такого типа систематически использую в учебном процессе: при изучении нового материала, его закреплении, текущей, тематической, итоговой проверке знаний и умений по отдельным разделам курса биологии. Всегда помню о том, что с помощью заданий с выбором ответа контролируются не только фактические, но и теоретические знания, составляющие ядро содержания биологического образования. Например, для проверки усвоения теоретических знаний использую в качестве заданий формулировки законов, определения понятий. Ответами к заданиям этого типа служат названия закона или понятия. Большие затруднения вызывают у учащихся задания на сопоставление и определение последовательности процессов, объектов, явлений.
Как правило, они успешно выполняются сильными учащимися. Поэтому, я их использую в учебном процессе, так как они способствуют развитию мышления школьников, овладению умениями применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях. Большое внимание обращаю на формирование умений работать с текстом, рисунками, схемами, таблицами, графиками и т.д. При организации работы с рисунками учитываю, что задания данного типа, как правило, вызывают интерес у учащихся. В то же время они оказываются сложными, так как требуют применения знаний, усвоения деталей строения, процессов жизнедеятельности.
Для контроля знаний использую четкие, информативные, понятные учащимся рисунки. Предлагаю найти на рисунке определенный объект или фрагмент схемы и выписать нужную цифру или букву, его обозначающую. Так, на рисунке с изображением пищеварительной системы органов нужно найти печень, выписать букву, которой она обозначена, разъяснить ее роль в организме. На схемах пищевых связей, деления клетки, филогенетических связей растений или животных рекомендую учащимся найти правильно составленную пищевую цепь, ошибку в ее изображении; продуцентов, консументов, редуцентов; фазу деления клетки; верно изображенные филогенетические связи. Выполнение заданий с рисунками заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний.
Особое внимание уделяю выработке навыков по выполнению заданий на установление соответствия и последовательности биологических объектов, процессов, явлений, вызывающие наибольшие затруднения у обучающихся. Эти задания требуют от них не только конкретных знаний, но и умений проводить определенные мыслительные операции (сопоставлять, анализировать, классифицировать).
При подготовке учащихся к выполнению заданий со свободным ответом обращаю внимание на формирование умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. С этой целью, использую задания с четкими, немногословными формулировками, включающими понятную для школьников терминологию. Обучению учащихся самостоятельно излагать свои мысли, выполнять задания с развернутым ответом способствует работа с текстом учебника и составление плана, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в логике рассказов на ту или иную тему.
Результаты выполнения учениками экзаменационной работы зависят от умения учащихся решать разнообразные задачи, например, ситуативные, связанные с повседневной жизнью, способствующие пониманию жизненных ситуаций, контролю умения принимать грамотные решения. Для составления таких задач использую материал экологического содержания, сведения по эволюции органического мира, о многообразии организмов, о метаболизме в клетке.
Для подготовки своих школьников к решению задач по цитологии и генетике, в учебном процессе отрабатываю алгоритмы их решения. В связи с этим, ориентирую школьников на применение теоретических знаний в практической деятельности, на преобразование ранее усвоенного материала, самостоятельное получение научной информации из различных источников.
При подготовке учитываю изменения, произошедшие за годы проведения ЕГЭ по биологии в соотношении заданий разного уровня сложности в разных частях работы. Обращаю внимание на то, что существенно изменились типы заданий: задания, требующие ответа в виде одного-двух слов или предложения, были исключены, введены задания с кратким ответом, на определение соответствия и последовательности биологических объектов, явлений, процессов. Начиная с 2006 года , в части 3(С) выделены отдельные линии, предусматривающие работу с текстом и рисунком, решение задач по экологии, эволюции, цитологии и генетике. Эти задания позволяют проверить умения выпускников применять биологические знания в практических ситуациях, анализировать биологическую информацию и находить в ней ошибки, распознавать биологические объекты на рисунках и раскрывать их особенности. Притом помню всегда, что содержание проверки на едином экзамене составляют знания и умения по всем разделам школьного курса биологии. Особо обращаю внимание на формирование у обучающихся навыков самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования выводов и обобщений.
Задания диагностических работ ЕГЭ предусматривают проверку усвоения выпускниками знаний и умений на разных уровнях: знать, понимать основные положения биологических теорий, закономерностей, воспроизводить знания об особенностях строения биологических систем, процессов и явлений; применять биологические знания и умения для объяснения сущности и особенностей биологических теорий, законов, объектов, процессов и явлений; анализировать биологические процессы и явления, объяснять результаты биологических экспериментов, оценивать изменения в окружающей среде и их воздействия на биосферу. В связи с чем значительное место в моей образовательной деятельности уделяю общебиологическим закономерностям, проявляющимся на разных уровнях организации живой природы. К их числу отношу теории: клеточную, хромосомную, эволюционную, законы наследственности и изменчивости, экологические закономерности развития биосферы.
Экзаменационные работы ЕГЭ содержат также задания практико-ориентированного характера: приемы выращивания растений, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, географическое и экологическое видообразование; обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде, меры профилактики вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек, нарушений осанки, зрения и др.; оказание первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях; умение пользоваться современной биологической терминологией и символикой; решение задач разной сложности по цитологии и генетике; составление схем скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах. В связи с этим, уделяю этим вопросам самое серьезное внимание и при изучении и повторении.
При подготовке обучающихся к ЕГЭ по биологии всегда вызывают затруднения у учащихся (анализ многих лет ):
• по блоку «Клетка как биологическая система» задания по сравнению разных типов клеток, определению роли химических соединений в клетке.
• по блоку «Организм как биологическая система» мейоз и поведение хромосом в мейозе; определение хромосомного набора соматических и половых клеток растений и животных, классификация мутаций, определение генотипов родителей по потомству.
• по блоку «Человек и его здоровье» Строение центральной нервной системы, нейрогуморальная регуляция, функции форменных элементов крови.
Поэтому, при повторении делаю акцент не на механическое запоминание функций органов, а на формирование у выпускников умений анализировать и делать выводы.
•Акцентирую внимание обучающихся на рассмотрение вопросов эволюции. Вопросы эволюции из года в год являются наиболее трудными . Это можно объяснить сложностью материала, который носит теоретический характер и требует умений применять знания о закономерностях эволюции органического мира для объяснения видообразования, многообразия организмов, результатов и доказательств эволюции. Лишь немногие выпускники раскрывают значение изоляции в отсутствии скрещивания особей разных популяций, в накоплении мутаций в популяции.
• При изучении вопросов общей биологии уделяю внимание таким вопросам, как связь дыхания и фотосинтеза.
•При изучении раздела «Цитология» - выполнению заданий с рисунками, где требуется определить органоиды клетки, их строение и функции, объяснить по рисунку процесс фагоцитоза, установить фазы гаметогенеза. Задания с рисунками по цитологии из года в год оказываются самыми сложными для выпускников, хотя в учебниках имеются рисунки органоидов клетки и дано подробное описание их строения и функций.
• Особые затруднения вызвали у выпускников вопросы, связанные с выявлением причин приспособленности организмов к окружающей среде, обоснованием общности происхождения органического мира, родства объектов живой природы.
Серьезные ошибки допускают в ответе об относительном характере приспособленности: организмы приспосабливаются при изменении условий среды, приспособленность отождествляется с модификационной изменчивостью.
При объяснении решения биологических задач по цитологии и молекулярной биологии даю задачи двух типов: расчетные задачи с применением знаний о генетическом коде и задачи, требующие рассуждений, обоснования и доказательств. При решении этих задач проверяются не только знания , но и умения выполнять определенные действия, анализировать и обосновывать полученные результаты. Хочу отметить, что более половины учащихся при подготовке к ЕГЭ полностью с ними справляются. Они правильно определяют число нуклеотидов в гене, кодонов на иРНК и молекул тРНК по количеству аминокислот во фрагменте полипептида. Хорошо выполняют задания по определению количества всех типов нуклеотидов по процентному содержанию одного нуклеотида в молекуле ДНК. • Вызывают затруднения генетические задачи на анализ родословной.
При подготовке к ЕГЭ (и я считаю это главным) у обучающихся формировать умение адекватно понимать и выполнять инструкции, осмысливать задание и находить оптимальные пути его выполнения, четко формулировать свой ответ и записывать его с учетом норм русского языка, организовывать свою деятельность в условиях ограниченного времени, контролировать результаты своей работы.
В календарно-тематическое планирование включаю специальную колонку «Подготовка к ЕГЭ», где указываю темы и коды контролируемых элементов, к которым буду обращаться в рамках урока на этапах актуализации, системного повторения или обобщения материала.
Очень хорошо, если в 11-м классе будет выделен 1 ч групповых занятий для подготовки к ЕГЭ. Повторение материала следует проводить тщательно. Его можно давать и блочно-модульно, и детально. Блочно-модульная технология предполагает, что для успешного запоминания необходимо разбивать учебный материал на смысловые блоки, связанные единой темой, и переходить к изучению следующего такого блока только после усвоения предыдущего. Каждый блок необходимо структурировать, раскладывая материал «по полочкам», составляя опорные блоки, таблицы, схемы. В каждом блоке использую методы «погружения», ситуативные, деятельностные формы изучения нового материала и обобщения изученного, диагностические работы, приближенные к ЕГЭ. Данная технология помогает обучающимся укрепить и систематизировать знания по предмету, полученные в основной и средней школе, подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена.
Так, весь курс биологии при повторении можно разбить на 10 модулей:
Модуль 1. Основные свойства и уровни организации живой природы.
Модуль 2. Системность и организованность жизни.
Модуль 3. Происхождение и основные этапы развития жизни на Земле.
Модуль 4. Царства Вирусы, Бактерии и Грибы.
Модуль 5. Царство Растения.
Модуль 6. Царство Животные.
Модуль 7. Анатомия, физиология и гигиена человека.
Модуль 8. Антропогенез. Социальная эволюция. Расы.
Модуль 9. Взаимоотношения организма и среды.
Модуль 10. Основные концепции, законы и перспективы развития биологии.
Порядок изучения каждого модуля предполагает классно-урочную и самостоятельную работу с теоретическим материалом курса, электронные консультации и тестирование. В модуле также предусматриваю семинары, индивидуальные задания. В процессе учебы каждый обучающийся имеет возможность дополнительно консультироваться по электронной почте по возникающим проблемам .Промежуточный контроль знаний провожу посредством тестирования по каждому из модулей.
При организации текущего и тематического контроля знаний обучающихся использую задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ (мини ЕГЭ): с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия и последовательности процессов и явлений природы.
И так, всю работу по подготовке к ЕГЭ можно разделить на несколько этапов:
1.Знакомство с документами, рекомендациями по сдаче ЕГЭ.
На первой консультации знакомлю учащихся с основными документами - спецификацией экзаменационной работы, кодификатором, структурой экзаменационной работы, распределением заданий по содержанию и видам деятельности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условиями проведения и проверки результатов экзамена.
Далее рекомендую справочную и учебную литературу, пособия для поступающих в ВУЗы,  СD-диски и  интернет- сайты, где можно получить информацию по подготовке к экзамену, где можно провести on-line тестирование, скачать демоверсии разных лет, тренировочные тесты по биологии, записаться на дистанционные подготовительные курсы, которые предлагают ВУЗы России.
2.Изучение содержания КИМов по биологии.
Знакомлю учащихся с особенностями  выполнения заданий «части 1 и части 2».
3.Техническая подготовка к ЕГЭ.
На данном этапе подготовки учу школьников «технике выполнения теста». Эта техника включает следующие моменты:
Обучение приему «спирального движения по тексту». Данный прием состоит в следующем – ученик сразу просматривает текст от начала до конца и отмечает про себя задания, которые кажутся ему наиболее простыми, понятными. Именно эти задания школьник выполняет первыми.
Обучение объективной и субъективной трудности заданий. Обычно дети знают свои слабые места, пробелы в знаниях. Если попался такой вопрос – пропустить его и делать те задания, в которых ученик наиболее силен. А после, когда останется время для проверки еще раз подумать над проблемным вопросом.
Обращать внимание на скрытые подсказки в вопросе или в ответах.
Обучение постоянному жесткому самоконтролю времени. Вся работа должна быть выполнена за 2 часа. Остальное время на проверку  и переписывание из черновика в бланки ответов.
Не оставлять вопросы тестов, которые не знает без ответа, в худшем случае ставить  интуитивно или наугад.
4.Повторение.
Залогом успеха подготовки ученика к успешной сдаче единого государственного экзамена по биологии является системное повторение, которое провожу на уроках в химико-биологическом профильном классе, элективных курсах и консультациях групповых и индивидуальных.
Роль элективных курсов при подготовке к ЕГЭ.
Среди множества курсов я выбрала курсы на повторение учебного материала, но на более высоком уровне: в 10 классе « Биология растений, грибов и лишайников»,  в 11 классе «Человек и его здоровье». В программу включила исследовательские, проектные работы учащихся, работу с дополнительными источниками информации, включая ресурсы Интернет. На элективах даю лекции профильного уровня, а также провожу срезы знаний в различных формах: семинары, зачеты, тестирование, отчеты по творческим заданиям.
Повторение на уроках.
В течение 2-х лет обучения в профильном классе учащиеся выполняют  тематические зачеты в формате ЕГЭ  разного уровня сложности  по всем разделам общей биологии.
  .
Консультации.
 Особое внимание уделяю вопросам, на которых по анализу предыдущих лет было больше затруднений .А также вопросам практического применения знаний.
Индивидуальная работа.
Учащиеся имеют разную подготовку, способности, поэтому подготовка к экзаменам требует дифференцированного  подхода. Учащиеся индивидуально получают задания, провожу индивидуальные консультации, разъяснения сложных тем, в которых имеются пробелы в знаниях у отдельных учеников.
Информационная поддержка.
В кабинете имеется уголок «Как готовиться к экзаменам»,  где создана папка с нормативными документами, образцами заданий с развернутым ответом и их оценка с комментариями, тексты тестов ЕГЭ, список пособий, электронных изданий, сайтов,  которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ,  рекомендации  психологов по подготовке к экзамену и др.     На полке размещены  материалы исследовательских, проектных работ учащихся, дополнительная литература, справочники. Все вышеперечисленные методические приемы позволяют добиться хороших результатов выполнения ЕГЭ по биологии.                                                                                                                            
При подготовке учащихся к экзамену стоит сделать их соучастниками работы, для чего можно порекомендовать следующий план самостоятельной подготовки к ЕГЭ:
Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы прошлых лет.
Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения.
Подумайте над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.
Выберите не более трёх учебных пособий, по которым вы будете заниматься.
Определите наиболее простые и наиболее сложные разделы курса.
Работайте с курсом последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы.
Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чём говорится в тексте.
Составьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста.
Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал.
Сначала работайте с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, и только затем переходите к тренировочным тестам ЕГЭ.
Желательно проработать 10-15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет.
На уровне районных методических объединений работу по подготовке к ЕГЭ можно организовать следующим образом:
Тренировочные, диагностические, контрольные работы по текстам методического кабинета.
По анализам контрольных работ в школы направляются методические рекомендации.
Работа консультативных пунктов . Каждое ОУ даёт заявку на работу в этих пунктах. По заявкам распределяется консультанты. Это учителя с богатым опытом, высшей квалификационной категории, эксперты. Программа занятий определяется также по заявкам учителя. Обычно рассматриваются самые сложные темы курсов биологии.
Работа семинара, круглого стола. На них рассматриваются наиболее актуальные вопросы преподавания и содержания курса.
Проведение мастер-классов.
Литература для учителя
1. Занин М.В. Изучение глобальных экологических проблем на междисциплинарных занятиях в общеобразовательной школе //Образование в области окружающей среды / Тез. докл. 6-й Всес.конф. – Т.2.– Казань, 2011г
2.Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 2012
3.Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология // Биология в школе. – № 5. 2012
4.Тихонова А.Е., Диденко Т.Н., Нащочина М.М. Региональный материал по биологии в обучающих модулях. – Хабаровск: НИМЦ, 2011
5.Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека /Уч. пос. Ростов н/Д: Феникс, 2013.
6.Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии ,2013
7.Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, 2012 год
8.Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2012
9.Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2012
10.Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2012
11.Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10,11 классы. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2012.
ГАУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕМА РАБОТЫ «СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ».
АВТОР:СОКОЛОВА
НАДЕЖДА ИВАНОВНА,
УЧИТЕЛЬ МОУ «СОШ №1
Р.П.ДЕРГАЧИ»
ДЕРГАЧЕВСКОГО РАЙОНА
СЛУШАТЕЛЬ КПК
УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ
2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД 2014 год