Организация и проведение опытно-поисковой исследовательской деятельности учащихся начальной школы



Смирнова Светлана Валерьевна, учитель МОУ «Шарапово- Охотская ООШ» Серпуховский район.

Организация и проведение опытно-поисковой исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Введение.
При выборе форм организации исследовательской работы необходимо учитывать следующие моменты:
-содержание курса данного предмета;
-уровень развития и подготовленности учащихся;
-интерес учащихся к определённым разделам данного предмета
1 из главных требований к формам и методам в том, чтобы они стимулировали активную работу мысли ребят, развивали самостоятельность их мышления, способствовали творческой разносторонней деятельности. Многолетний опыт свидетельствует о том, что чем раньше учащиеся постигают азы исследовательской работы, её технологию и методологию, тем скорее они станут юными исследователями; состоятся как творческие личности, умеющие самостоятельно мыслить, обобщать материал в ходе исследований, составлять по данным научно-исследовательской работы рефераты и выступать с ними на научно-практических конференциях.

С чего начинать исследование.
Правильно выбрать тему, которая должна отвечать условиям:
-основываться на пройденном или текущем материале;
-соответствовать тому направлению, в котором работает объединение;
-вызывать интерес учащихся.
2. Опираясь на формы и методы обучения, можно предложить несколько направлений исследовательской работы с учащимися:
а) Наблюдения:
- за домашними питомцами;
- за зимующими птицами;
-за животными;
- за растениями в парках, скверах, на улицах города;
- за комнатными растениями.
б) Проведение и дальнейшее описание экспериментов, опытов:
- на комнатных растениях;
-растениях учебно-опытных участков;
-животных живого уголка;
- животных вивариумов или экзотариумов и т.д.
в) Проведение опроса населения в форме анкетирования и по результатам сделать вывод.
г) Самостоятельная работа практического характера:
- описание объекта ( например, муравейников ):
-исследовательская работа как 1 из видов самостоятельной работы.
Направления исследовательской деятельности могут быть разные:
- по заданию вузов:
-по коммуникационным проектам:
-по методикам, описанным в литературе;
-по международным, региональным, областным и городским проектам

Что можно исследовать.
Исследовать можно все, то есть любые объекты живой и неживой природы, используя при исследовании различные методы биологических или физико-химических анализов. Проводить исследования желательно в комплексе.
Что даёт реализация научно- исследовательской деятельности учащимся?
Она позволяет, кроме образовательных, решить ряд следующих проблем:
-ознакомить учащихся с методологией и методикой объективного научного исследования;
-привить навыки по сбору, анализу и обработке информации;
-получить конкретные данные о состоянии местных экосистем и использовать их в дальнейшей работе на основании полученных результатов;
-взаимодействовать с заинтересованными лицами, средствами массовой информации, расширять компетенцию в сфере деятельности объединений УДО.

Правила оформления результатов исследовательской работы учащихся.

Оформление результатов работы должно показать умение учащихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивая их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы.

Раздел «Введение»

В этом разделе даётся краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполнения работы, её научное и практическое значения.

Раздел «Основная часть» состоит из подразделов:
-«Цели и задачи»;
-«Материал и методики»;
-«Характеристика района исследования»;
-«Результаты исследования»

Раздел «Литература».

В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные работы. Работы , изданные за рубежом записываются также в алфавитном порядке после работ, изданных на русском языке. Все работы нумеруются в сквозном порядке.

Исследовательская работа выполняется на белых стандартных листах писчей бумаги, расположенных вертикально. На каждом листе оставляются поля: справа 1 см, слева 3 см, сверху и снизу по 2 см. Поля не обводятся!
Текст может быть напечатан на машинке или компьютере с межстрочным интервалом 1,5 знака или, в крайнем случае, написан от руки синей или чёрной пастой. Текст на каждом листе пишется только с одной стороны.
Страницы нумеруются, начиная с 4. Первой страницей считается титульный лист. При первом упоминании животного, растения или микроорганизма в скобках указать видовое название на латинском языке.
К ботанической работе обязательно прилагается гербарий.

Структура исследовательской работы и оформление

Строение работы:
1-й лист- титульный;
2-й лист-содержание работы;
3-й лист – введение
с 4-го листа начинается основная часть и т.д. по тексту.

Каждый подраздел должен иметь заглавие , писать его следует с нового листа.
Таблицы имеют сквозную нумерацию и могут располагаться на листе вертикально или горизонтально. Справа или посередине пишется «Таблица №», ниже – название таблицы. При необходимости под таблицей даются примечания.
Если таблица не вмещается на 1 лист, то переносится на следующий и т. д.
Рисунки, графики, диаграммы, фотографии , схемы и т. д. имеют сквозную нумерацию

При участии в научной конференции участнику даётся положение по оформлению работы.

Вот какую исследовательскую работу готовила ученица 4 Б класса Леонидова Кристина.

Литература:
М.В. Суворова «Опыт экологической работы со школьниками» , «Учитель» 2009.
Домошенко Т.М. «Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы».
Панина И.В. «Организация исследовательской деятельности учащихся», сообщение для кафедры учителей начальных классов МОУ ЛСОШ № 1
15