Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы.


Организация проектно-исследовательской
деятельности учащихся начальной школы.
Из опыта работы Федониной Ольги Александровны, учителя высшей категории, Почетного работника общего образования Российской Федерации ГБОУ СОШ № 69 имени Б.Ш. Окуджавы.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Успешность этого процесса зависит от многих факторов, ведущими среди которых являются семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя обратить внимание на способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, решать задачи воспитания детей в сложных современных условиях надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в их обучении и воспитании.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Вот уже десять лет я, вместе со своими учениками занимаюсь организацией проектно-исследовательской деятельности. Хочу на примере проекта «Книга памяти» рассказать об этой трудной, но интересной работе. Мы посвятили свою работу 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг. Выбор темы был не случаен: он связан с тем, что единственная связь, соединяющая нас с эпохой Великой Отечественной войны – ветераны, именно им мы посвятили свою работу по созданию КНИГИ ПАМЯТИ.
Работа по сбору материала велась в течение двух лет и по итогам этой работы мы решили создать методическое пособие к урокам. На классном часе мы вместе с детьми выбрали тему и разбились на группы:
1 группа собирала информацию о своих прадедушках и прабабушках, воевавших на фронтах, ковавших победу в тылу;
2 группа изучала боевую технику времен Великой Отечественной войны;
3 группа изучала этапы фронтовой биографии участника войны Б.Ш. Окуджавы, чье имя носит наша школа;
4 группа провела конкурсы рисунков и стихов о войне;
5 группа готовила вместе со мной презентацию.
Мы поставили перед собой цели:
1. Дать представление об основных вехах Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. на примере биографий своих родственников и Б.Ш.Окуджавы.
2. Показать героизм, стойкость и мужество многонациональной Советской армии, всего народа в борьбе с фашистскими захватчиками, вклад работников тыла в победу над врагом.
3. Воспитывать ненависть к фашизму, войнам, уносящим миллионы человеческих жизней.
4. Воспитывать чувство уважения и признательности к людям, выстоявшим в страшной войне, к памяти павших, памятникам и могилам воинов.
Всем классом мы посетили музеи: Мемориальный комплекс на Поклонной горе, Музей Вооруженных сил, Мемориальный комплекс на 42 километре Волоколамского шоссе, Музей танка Т-34, памятные комплексы на улице Народного Ополчения, на улице Героев-панфиловцев, в Строгине на улице Исаковского. Кроме того мы провели встречи с ветеранами войны 69-й Арбатской школы, в которой учился Б.Ш. Окуджава – с Колосовым С.Н., Окуневым И.С., Высотским Н.Г.
После завершения работы ребята прошли по всем классам начальной школы и продемонстрировали ее результаты – рассказали и показали, что узнали и увидели сами.
Эта работа сплотила не только учащихся, но и их родителей. Ребята получили урок любви к Родине, стойкости в испытаниях, готовности прийти на помощь друг другу.
Отныне проектная деятельность младших школьников стала для нас неотъемлемой, можно сказать, ведущей частью всего учебно-воспитательного процесса в начальной школе, ибо не только дает прекрасные возможности для развития творческих способностей учащихся, но и является эффективным средством воспитания детей. Теперь мы ежегодно принимаем участие в окружном конкурсе «Совята» и общегородском конкурсе проектных работ «Экология и мир», занимая призовые места.
Мы твёрдо убеждены в преимуществе проектной деятельности учащихся перед другими средствами организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Слагаемые этой убеждённости в том, что именно в проектной деятельности учащиеся видят перед собой конечный результат своей работы. Выполняя проекты, каждый ученик развивает свои творческие возможности и способности. При выборе проекта и разносторонней работы над ним учитываются индивидуальные интересы, склонности и способности учащихся. И, что немаловажно для будущей социализации детей происходит их начальное профессиональное самоопределение.