Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС по направлению «Математика»


Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС по направлению «Математика»
Центром всех учебно-воспитательных воздействий является конкретный ученик. Все способы, формы организации школьной жизни должны быть подчинены конечной цели учебно-воспитательного процесса: ученик, всестороннее развитие его личности, способности к самосовершенствованию, самоутверждению, самоопределению. Главной причиной дискомфорта в жизнедеятельности школы становятся дети с низким уровнем интеллектуального развития, у которых нет возможности развиваться в условиях системы основного образования, поэтому преобразования касаются не только учебного труда школьника, но практически изменяется весь учебно-воспитательный процесс. Выходом из условий закомплексованности, замкнутости, отчужденности является создание системы дополнительного образования в школе. Деятельность кружков, факультативов, клубов, студий, работа классных коллективов, детских объединений, ученическое самоуправление, работа с родителями, с общественностью подчинены единой цели – развитию личности учащихся.
Школьная жизнь – это тоже сложная система, механизм, успех работы которой зависит от многих факторов.
Задача школы – построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы естественные потребности ребенка в движении, подражании, игре удовлетворялись и развивали его. Создать разнообразную образовательную среду во внеурочное время – задача учителя
Новый Федеральный Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. «Союз» учебной и внеучебной частей основной образовательной программы опирается на Программу воспитания и социализации обучающихся. От единства обязательной и необязательной программы  зависит интеллектуальное воспитание подростков.
В материалах ФГОС используется понятие «внеурочная деятельность», которая стала рассматриваться как неотъемлемая частью образовательного процесса, но ее четкого и внятного определения в стандарте не дается. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она осуществляется в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по математике.
В системе дополнительного образования деятельность учащихся отличается личностно-деятельностным характером. Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого. Внеурочная работа должна быть направлена на развитие общего кругозора, общих способностей и интереса к занятиям математикой, которая в значительной степени способствует этому развитию.
Задача школы – построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы естественные потребности ребенка в движении, подражании, игре удовлетворялись и развивали его. Создать разнообразную образовательную среду во внеурочное время – задача учителя. Для решения данной проблемы в школах особое внимание уделяется внеклассной работе по математике. Эта работа должна быть направлена на развитие общего кругозора, общих способностей и интереса к занятиям математикой, которая в значительной степени способствует этому развитию. Цель всей этой совместной работы – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
В основу организации интеграции основного образования и внеурочной деятельности по математике положены следующие принципы:
Принцип развития личности, основой которого является преемственность между базовыми компонентами учебного плана и внеурочной деятельности.
Принцип преемственности в расширении знаний.
Принцип взаимосвязи базового компонента и системы дополнительного образования по математике
Данная работа осуществляется по двум направлениям:
1-е направление – спецкурсы развивающего и исследовательского характера. На занятиях данных спецкурсов происходит углубление полученных учащимися знаний на уроке с выходом на решение задач творческого и исследовательского характера
2-е направление – продолжением спецкурсов, кружков являются научные математические общества учащихся. В основу их работы положены следующие принципы:
развитие творческого мышления и творческих способностей,
учет индивидуальных особенностей и профессиональной направленности.         
Опора на содержание основного образования является специфической чертой дополнительного образования.
Задачи внеурочной деятельности:
Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ по математике общего образования.
Снижение учебной нагрузки обучающихся
Обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе.
Улучшение условий для развития ребенка.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Для решения поставленных задач предлагается использовать следующие методы:
креативный (творческий);
проблемно-поисковый
эвристический (изложение педагога + творчество детей);
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
Методы стимулирования:
поощрение;
одобрение;
награждение;
предоставление привилегий;
вручение свидетельств.
Диагностика
Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов и способностей по математике.
Наблюдение за поведением детей во время занятий и мероприятий, позволяющие выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.
Анкетирование детей в конце срока реализации проекта, позволяющее выявить личностный рост участников, оправдание ожиданий.
Интеграция даёт следующие положительные результаты:
1. Наблюдается положительная динамика в изменении качества знаний учащихся.
2. Уменьшается число учащихся, состоящих на внешкольном учёте и на учёте в инспекции по ДН.
3. Уменьшается также количество “трудных” детей.
4. Увеличивается количество победителей творческих конкурсов.
5. Действительно, комфортная психологическая среда способствуют изменению количества неврологических заболеваний.
6. Изменяется к лучшему и состояние здоровья учащихся.
7. Занятия в кружках помогают им лучше учиться, а также находить общий язык со сверстниками и с учителями.
Формы работы учащихся.
Коллективная и групповая, индивидуальная форма работы.
Игра-моделирование, создание и исследование воображаемой реальности.
Взаимодействие замыслов (или версий) и рождение на их основе нового.
Занятия кружка
Для получения результата используются следующие виды деятельности ребенка:
Репродуктивная – приобретение, расширение знаний, запоминание и воспроизведение;
Поисковая – анализ, сравнение, обобщение полученных знаний;
Исследовательская – решение поставленных (найденных) проблем, построение гипотез;
Творческая – самостоятельная, инициативная деятельность, импровизация.
Существуют различные формы проведения внеклассной работы:
математические викторины,
Конкурсы
олимпиады 
математические вечера,
математические экскурсии,
внеклассное чтение математической литературы,
математические рефераты,
математические сочинения,
школьная математическая печать ,
математические регаты
математический турнир математических боев HYPERLINK "http://olympiads.mccm
турнир имени М.В.Ломоносова
Взаимосвязь видов внеурочной деятельности по математике, образовательных форм, уровней результатов и преимущественных форм достижения представлена в следующей таблице:
Вид внеурочной
деятельности по математике Образовательные
формы Уровень результатов
внеурочной деятельности Преимущественные формы
достижения результата
1. Игровая Ролевая игра
Деловая игра
Социально-моделирующая игра 1. Приобретение школьником социальных знаний Ролевая игра
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Деловая игра
3. Получение опыта самостоятельного социального действия Социально-моделирующая игра
2. Познавательная Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.
Дидактический театр, общественный смотр знаний.
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) 1. Приобретение школьником социальных знаний Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Дидактический театр, общественный смотр знаний.
3. Получение опыта самостоятельного социального действия Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
3. Проблемно-ценностное общение Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия 1. Приобретение школьником социальных знаний
Этическая беседа
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Дебаты, тематический диспут
3. Получение опыта самостоятельного социального действия Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность состоит из следующих направлений.
Направление внеурочной деятельности
Художественно-эстетическое
Спортивно-оздоровительное
Гражданско-патриотическое
Научно-познавательное
Проектная деятельность
В нашем лицее в неурочной деятельности по математике используются такие направления , как :
1. Художественно-эстетическое направление осуществляет свою работу в форме игровых мероприятий, конкурсов, выставок.
Их целью является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека
 2.Научно-познавательное направление. Формы организации занятий разнообразны: логические игры, решение головоломок, тематические праздники
3. Проектная деятельность осуществляется при проведении математических слушаний.
Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.
При внеклассной работе по математике используются различные формы работы:
математические кружки
факультативы
математические олимпиады
проектная деятельность
недели математики и т.д.
На повышение учебной мотивации по математике часто используют следующие виды внеклассной работы:
математические игры:
викторины
конкурсы
КВН
Эстафеты
Математические бои
Математические недели
Математические вечера
Математические сказки
Выпуск математических газет.
И всегда основой ставится цель – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие форм и видов деятельности внеклассной работы.
Одно из эффективных средств развития интереса к внеклассной деятельности является игра. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность. Развитие математических способностей через интерес, путем активных игр, игр - путешествий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, использование шарад, анаграмм - все это помогает активизировать познавательную деятельность детей и улучшает качество знаний. 
Одной из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий с учащимися, проявляющими повышенный интерес к математике является математический кружок. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Занятия в кружке создают условия для раскрытия и развития внутреннего потенциала, способностей учащихся и детей с признаками одаренности, удовлетворения их познавательных потребностей, позволяют применять знания в нестандартной обстановке, расширяют и углубляют их, повышают успеваемость и интерес к учению.
Известно, что в содержание образования входят не только знания, но и опыт осуществления известных способов деятельности (умений, навыков, творчества), отношения к людям, к миру, к себе. Математические экскурсии позволяют ученикам получать и накапливать подобный опыт, а значит, полнее овладевать знаниями. Экскурсия как форма внеурочной деятельности может поддерживать любознательность у всех школьников. Известно, что школьники проявляют особый интерес ко всему, что связано с окружающим миром. Таким образом, экскурсия особенно на природу, как вид деятельности соответствует их мотивационной сфере. обеспечивает здоровьесохраняющее обучение, поскольку позволяет устранить некоторые факторы школьной жизни, негативно воздействующие на здоровье детей. К таким факторам относятся:
– неподвижность за партой во время урока;
– длительная работа в закрытом помещении без свежего воздуха и с искусственным освещением, подавление эмоций;
– преобладание аудиального канала восприятия и переработки информации в ущерб возрастным особенностям школьников.
Экскурсии позволяют осуществлять образование многосенсорно по принципу: вижу+слышу+осязаю+обоняю+трогаю+двигаюсь+чувствую. Если рассматривать экскурсию как средство наглядности образовательного процесса, то ее главная цель – расширение чувственного опыта детей и поиск, например, математики за пределами школьного учебника и классного кабинета. Уроки-экскурсии позволяют ученикам получать и накапливать подобный опыт, а значит, полнее овладевать знаниями.
“Математическое сочинение” – это не литературная обработка изученного математического материала, а составление именно математического сочинения. Например сочинение по готовому чертежу, например “Опиши чертеж”, это может быть детектив или басня, стихи. Тогда работы будут отличаться разнообразием форм, выдумкой, фантазией, юмором, богатым воображением. Глубина изложения, строгость обоснования у всех будет разной, но в любом случае, ученик, выполняя задание, проявит самостоятельность, находчивость, оригинальность, а иногда и изобретательность. Если ребенок может написать сказку, например, в стихах, пусть он это сделает. Это будет необычно и интересно.
В последнее время в России проводится много различных математических олимпиад. Кроме традиционных олимпиад проводятся дистанционные, устные, заочные, нестандартные и другие виды олимпиад. Школьные математические олимпиады представляют собой более массовые соревнования, поскольку они охватывают учеников не одного, а всех параллельных классов школы.
Олимпиады в школе проводятся несколько раз в год с целью повышения интереса учеников к математике, расширения их мировоззрения, выявления наиболее
способных учеников, подведения итогов работы математических кружков или клуба юных математиков, повышение общего уровня преподавания математики в средних и старших классах.
Заключение Внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитию умений применять полученные на уроках знания к решению –нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей.