Статья на тему Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС



ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ
деятельности в условиях реализации ФГОС


Сегодня вновь, как и более семи десятков лет назад, педагогическая общественность активно обсуждает вопросы о том, что формирование и развитие личности ребёнка идут не столько при помощи изучаемых тем, параграфов, теорем и формул, закономерностей и аксиом, сколько под воздействием культурно-образовательной среды образовательного учреждения и личности самого учителя. Эта тенденция объективно обусловлена повсеместным введением с сентября 2011 года образовательных стандартов нового поколения в школе I ступени. И если концептуальная позиция нового стандарта в целом понятна, то вопросы эффективной организации и содержания внеурочной деятельности в условиях современной школы имеют дискуссионный характер.

Школа после уроков... Какая она? Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего «Я». Что в идее внеурочной деятельности в школе главное? Чтобы ребёнок свободно проявил свою волю и сделал выбор? Раскрылся как личность?.. Что приобретает особое значение? Потребность заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом?..
Сейчас педагоги задумываются над тем, какие наиболее эффективные формы воспитательной работы использовать, чтобы сделать жизнь школьников более интересной, яркой и насыщенной. Как сохранить и укрепить здоровье учащихся, разнообразить их досуг, наполнить его социально значимым содержанием? Как удовлетворить потребности детей в освоении внешкольного образования?
В документах современной государственной образовательной политики вновь в качестве педагогической доминанты ставятся вопросы воспитания и социализации детей.
При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Оно должно осуществляться только в совместной деятельности, как единственно возможном виде деятельности, в котором происходит присвоение детьми ценностей, а не просто узнавание о них.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования о роли и месте внеурочной деятельности учащихся. Именно ей уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе.
Теоретические подходы к обоснованию внеурочной деятельности

Под «внеурочной деятельностью» в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Содержательным дополнением к пониманию сути внеурочной деятельности является определение внеучебной деятельности, сформулированное в методических рекомендациях по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов): это «понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Таким образом, внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеучебное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Сегодня внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся, цель которой создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план , но и новым взглядом на образовательные результаты.
В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность, кроме образовательных, призвана решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; снизить его учебную нагрузку; улучшить условия для развития; учесть возрастные и индивидуальные особенности.
Материалы стандарта целенаправленно подводят педагога и руководителя образовательного учреждения к формированию устойчивых представлений о внеурочной деятельности как:
части основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности; формировании учебной мотивации;
деятельности, способствующей расширению образовательного пространства, создающей дополнительные условия для развития учащихся;
необходимого условия взросления,
в рамках которого происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.





2. Организационные подходы к реализации внеурочной деятельности на практике

Время, отводимое на внеурочную деятельность, согласно новому стандарту, составляет до 1350 часов за 4 учебных года и также включает в себя внешкольную занятость ребёнка в других учреждениях (дополнительного образования, культуры, спорта и др.). Согласно рекомендациям недельная нагрузка внеурочными занятиями на ребёнка 7-10 лет должна составлять не менее 5 и не более 10 часов.
Педагогам и руководителям рекомендовано помнить, что личный маршрут занятости каждого ребёнка должен быть зафиксирован документально в рамках общественного договора между родителями и школой и договором о сотрудничестве школы с другими учреждениями.
Практика показала, что для реализации стандарта нового поколения образовательные учреждения по-разному подходят к организации данного времени. Главное, что объединяет все школы всех регионов России это решение поставленной перед школой задачи создания разнонаправленной вариативной образовательной среды, позволяющей учащимся во внеурочное время реализовать право выбора.
В условиях традиционного подхода внеурочная деятельность школьников в большей степени была ориентирована на классные формы организации, которые осуществлял учитель, являющийся одновременно классным руководителем. Сегодня наиболее ценны вариативные и индивидуальные формы организации внеурочной деятельности детей, отличающиеся по содержанию и видам. В этом заключается новый подход к организации внеурочной деятельности учащихся, что возможно при условии разработки каждым образовательным учреждением своей модели на основе сложившейся системы внеурочной деятельности и существующих требований, к которым относятся:
интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся, обеспечивающая достижение общих образовательных целей;
системность организации внеурочной деятельности школьников, обеспечивающая взаимосвязь выделенных направлений в ФГОС
с общепринятыми направлениями в сфере дополнительного образования детей;
вариативность организации внеурочной деятельности учащихся, учитывающая особенности потенциала школы;
оптимальность модели, позволяющая использовать в организации внеурочной деятельности возможности социального партнёрства;
использование норм организации дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей.
При этом вариант модели также определяется режимом работы школы во вторую половину дня.
На примере школы I ступени практика показывает, что сегодня возможно, по крайней мере, три варианта организации внеурочной деятельности. А наиболее распространённая смешанная форма, использующая возможности школы и учреждений социума.
Так, варианты организационной структуры внеурочной деятельности на I ступени общего образования могут быть следующими:
Внутришкольный вариант: школа без ГПД, где основная нагрузка ложится на классное руководство; школа с группой (группами) продленного дня; школа с группами дополнительного образования детей (кружковая, секционная работа).
Вариант на основе социального партнёрства: школа с группами дополнительного образования детей от УДОД на базе школы; школа с группами дополнительного образования детей на базе УДОД.
Смешанный вариант: модель «Школа полного дня»; «Школа культурно-образовательный комплекс»; «Школа социокультурный комплекс (центр)».
В условиях реализации моделей внеурочной деятельности могут быть использованы различные организационные формы: объединения по интересам (кружки, секции, студии др.), действующие на основе разработанных программ дополнительного образования;
объединения по интересам (ДОО, клубы, научные общества и др.), действующие на основе разработанных программ деятельности;
временные объединения по подготовке
и проведению отдельных мероприятий (поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, КТД).
При комплектовании групп детей целесообразно опираться на право выбора учащимися направлений внеурочной деятельности, учитывать их занятость в учреждениях дополнительного образования, состояние здоровья и использовать нормы, применяемые в учреждениях дополнительного образования детей (от 12 до 15 человек).
Для разработки оптимальной модели организации внеурочной деятельности учащихся необходимо предпринять такие последовательные управленческие шаги.
Шаг №1. Изучите основные нормативные и распорядительные документы по организации неаудиторной занятости (внеурочной деятельности) и соотнесите:
насколько избранные направления, формы и виды неаудиторной занятости (внеурочной, деятельности) способствуют реализации целей и задач своего образовательного учреждения;
какие направления, формы и виды неаудиторной занятости учащихся можно осуществлять Непрерывно от начальной школы до старшей.
Шаг № 2. Выявите при помощи анкетирования запросы детей и родителей на образовательные услуги в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Шаг № 3. Проанализируйте:
творческий потенциал учителей, родителей, учащихся;
ресурсы и материально-технические возможности образовательного учреждения и пути их совершенствования;
эффективность и востребованность для учащихся уже имеющихся курсов, спецкурсов, кружков, секций и т.д.; » возможности социума.
Шаг № 4. Изучите дополнительные образовательные услуги, предлагаемые ближайшими учреждениями (соседними образовательными учреждениями, в том числе дополнительного образования), и продувайте возможные варианты совместной заботы с ними:
какие направления внеурочной деятельности можно вывести на базу специализированных учреждений, а какие можно оставить в своей школе; какие направления внеурочной деятельности можно реализовать с помощью учителей, приглашённых специалистов, родителей.
При моделирований организации внеурочной деятельности можно обратиться к опыту Владимирской гимназии № 23, использовавшей блочную систему при разработке модели внеурочной деятельности учащихся (см. рис.).

3. Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей в организации внеурочной деятельности
В условиях внедрения ФГОС необходимость взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей приобретает особую значимость и продиктована общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации и социальной адаптации.
Дополнительное образование как особый самостоятельный тип государственного образования сегодня из всех возможных направлений внеурочной работы максимально разработано нормативно и методологически. Оно может решать самые разные образовательные задачи, опираясь на вариативный, неформальный, нестандартизированный характер.

Характер и содержание сотрудничества учреждений дополнительного образования детей с образовательными структурами определяются спецификой социальных запросов.
Взаимодействие общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой) либо с учреждением культуры (библиотекой, театром, музеем и др.) осуществляется на регулярной договорной основе и совместно разработанной программе деятельности, которая определяет содержание дополнительного образования в данном учебном заведении.
Формы сотрудничества могут быть следующими:
- совместная разработка и реализация образовательных, развивающих, досуговых и игровых программ в школах и учреждениях дополнительного образования детей;
- совместная работа школьных учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов психологических и валеологических служб с различными социальными группами детей: одарёнными и талантливыми детьми, «групп риска», с ограниченными возможностями здоровья;
- создание в школах детских общественных организаций с их последующим объединением в межшкольные союзы на базе учреждений дополнительного образования детей;
совместное проведение медико-психолого-педагогического мониторинга динамики развития, воспитанности и обученности детей.
В качестве интегрирующих форм взаимодействия можно выделить проектную деятельность, профильные школы, творческие лаборатории, ассоциации, лагеря и экспедиции, клубы, объединения по интересам, научные общества и т. п.

4. Программное обеспечение внеурочной деятельности
Полнота и качество внеурочной деятельности обуславливаются реализацией дополнительных образовательных программ нового поколения.
Разработка таких программ предполагает учёт следующих принципов:
ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;
развитие познавательной, социальной, творческой активности ребёнка, его нравственных качеств;
обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;
реализация единства образовательного процесса.
Опираясь на нормативные подходы к организации деятельности по воспитанию и социализации школьников, образовательное учреждение и педагог вправе сами формировать программу внеурочной деятельности, исходить из запросов участников образовательного процесса и его индивидуальных особенностей, пользоваться методическими рекомендациями разработчиков стандартов, опытом других педагогов, собственном опытом.
Программы могут быть комплексными, тематическими, индивидуальными.
При разработке программы внеурочной деятельности педагог должен учитывать следующие общие правила разработки программ внеурочной деятельности:
1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно или на основе переработки примерных образовательных программ.
2. Программа разрабатывается на основе я с учётом существующих требований Министерства образования РФ к программам дополнительного образования детей.
5. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы (младшие школьники (1-4-е классы), младшие подростки (5-6-е классы), старшие подростки (7-9-е классы), старшеклассники (10-11-е классы).
В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
Программа содержит:
введение, в котором есть информация э назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;
перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;
характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.

В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.
Содержание программы должно быть ориентировано на организацию культурной и социальной практики.
Культурная практика это организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре. К мероприятиям такой направленности относятся экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д. Они организуются образовательным учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования.
Социальная практика деятельность, направленная на формирование опыта конструктивного гражданского поведения учащихся. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в форму их усвоения через общественно значимую деятельность. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности, например ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. Социальные практики составляют содержание общественно полезной деятельности учащегося.
В программе указывается количество часов теоретических и практических занятий. При этом количество теоретических часов не должно превышать 30% от общего количества часов.
Разрабатываемая программа должна ориентироваться на результаты трёх уровней:
1-й уровень школьник знает и понимает общественную жизнь за счёт
приобретения социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.).
й уровень школьник ценит общественную жизнь за счёт формирования позитивных отношений к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); формирования ценностного отношения к социальной реальности.
й уровень школьник самостоятельно действует в общественной жизни за счёт получения им опыта самостоятельного социального действия.

10. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы (объёмом 340 часов) для каждого класса. Во втором случае школа создаёт модульные программы (объёмом, значительно превышающем 340 часов для каждой возрастной группы учащихся) и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули. Занятия в таком случае проводятся не с классом, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать.
Кроме того, разрабатывая программу, педагогу необходимо помнить, что
разрабатываемая программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утверждённым СанПиН;
приступать к разработке программы необходимо с чётким и внятным представлением о предполагаемом результате;
выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определённого уровня;
при разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
форсирование результатов и форм недопустимо, так как это не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности;
выбор типа программы должен быть обусловлен потребностями учащихся и общества и имеющимися образовательными ресурсами;
процесс разработки и реализации программы должен содержать диагностико-аналитическую составляющую по определению результативности и эффективности внеурочной деятельности.
Обязательным условием разработанной программы внеурочной деятельности является контролируемость и наличие системы диагностики её эффективности.
Таким образом, организация внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС нового поколения представляет собой довольно сложную технологию модернизации условий развития ребёнка во внеурочное время. И задача этой технологии заключается в обеспечении максимально полных условий для реализации культурно-образовательных, спортивно-оздоровительных, социально значимых потребностей личности в самоактуализации и самореализации.
Правильно организованные условия внеурочной деятельности обеспечат создание уникальной среды, направленной на решение задач воспитания высоконравственных, конкурентоспособных, компетентных граждан современного Российского государства.










15