Статья Из опыта работы учителя истории в условиях перехода к новым стандартам образования

Из опыта работы учителя истории в условиях перехода к новым стандартам образования
Мухина Ж.Б.
учитель высшей категории ЦО № 1498,
отличник народного просвещения

Стандарт образования ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Чтобы соответствовать требованиям современных международных процессов есть прямая необходимость в подготовке персонала для рабочих мест, где обязанности постоянно изменяются, а вертикальное управление заменено горизонтальными связями за счет использования информационных технологий.
«Глобальная паутина» вместе с доступностью информационных потоков снижают умственную нагрузку учащегося, в результате чего человек постепенно утрачивает способность творчески и рационально мыслить. Данный фактор также снижает качество образования из-за неспособности учащегося применить «полученные» из сети Интернет «знания», которые он теоретически должен сам осмыслить и проанализировать.
Следует отметить, что экранная культура способствует небывалой дивесификации и мультипликации источников образования, поэтому на роль авторитетного источника знаний о мире наряду с учителем претендуют многочисленные представители СМИ. В сущности это и ведет образование к переходу от передачи обучаемому знаний (в виде конечной истины) к представлению ему разнообразной информации, при котором главное изменение происходит в смене ведущего субъекта образования – им становится обучаемый.
Иначе говоря, такой переход функций, следуя каламбуру Ницше, означает от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам». И перед учителем ставится главный вопрос – не чему учить? А как? Роль учителя превращается в роль предметного эксперта и тьютора.
Далее я хочу представить ряд конспектов уроков по истории, где я постаралась эту идею реализовать на практике. Кстати, оба урока связаны тематикой.

«Традиционная культура Московского государства (14 -16 вв)»
Задачи урока:
1. образовательные:
в конце урока учащиеся должны знать, что такое традиционализм как явление, какое оно нашло отражение в культуре Московского государства 14-16вв.;
должны знать памятники культуры (письменности, литературы, архитектуры, живописи, быта) Московского государства;
должны знать, какое значение имела традиционная культура для цивилизационного развития России.
2. развивающие:
уметь анализировать памятники культуры, письменности, исторические документы;
уметь рассматривать общественные явления в развитии и взаимосвязи;
самостоятельно изучать некоторые вопросы темы;
связно и логично излагать исторический материал, применяя свои знания из других курсов истории и мировой художественной культуры.
3. воспитывающие:
чувство гордости за свой народ, создавший бессмертные произведения искусства;
чувство прекрасного, формирование эстетических образцов;
чувство национального самосознания, причастности каждого к великой культуре цивилизации России.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Форма проведения – групповая работа
Методы проведения;
частично-поисковый;
наглядный
описательный
Оборудование урока:
отрывки из литературных произведений «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков», «Домострой», переписка Ивана Грозного;
иллюстрации памятников архитектуры, живописи, быта;
запись колокольного звона;
сообщения учащихся о А.Рублеве, Ф.Греке, Дионисии, А.Чохове, И. Федорове.
План урока.
Традиционализм как явление.
Отражение традиционализма в культуре Московского государства:
- роль семьи
- архитектура
- живопись и музыка
- литература
- наука (военное дело и книгопечатание)
Значение традиционной культуры и ее влияние на:
экономику;
государство, политический строй;
духовные ценности российской цивилизации.
Конспект урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.



Этап
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся

Переход к
изучению
нового материала

Называется тема урока и разбирается название темы: что такое культура? Когда образовалось Московское государство? Какие события стали определяющими в этот период?






Что такое традиционализм? От какого слова?

Запись темы в тетради и ответы: культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, бывает материальная и духовная. Определяющими являются – после монголо-татарского нашествия возвышение Москвы, освобождение от ига, объединение земель вокруг Москвы при Иване 3 и формирование самодержавия при Иване Грозном.
Традиция – опыт поколений, прошлого.
Запись в тетради
Традиционализм как явление в культуре:
- ориентация на прошлое, а не на будущее;
- на незыблемые ценности, образцы, а не на удовлетворение потребностей;
- на веру и подражание, а не на доказательства;
- на коллектив и внешний контроль поведения, а не на личность и внутренний контроль

Постановка целей и задач урока
К16 веку в России сложилась ярко выраженная традиционная культура в отличие от Западной Европы, которая переживала Эпоху Возрождения, отказа от традиций средневековья
Задача урока – выяснить, какое отражение явление традиционализма нашло в культуре Московского государства, какое значение оно имело для формирования российской цивилизации.
Для выполнения этой задачи мы должны познакомиться с памятниками культуры России. Работать будем по направлениям: семья, архитектура, живопись и музыка, литература, наука
Уяснение задач и форм работы в группах над анализом исторических источников.

Ход изучения нового материала
Культура Московского государства.
Быт и семья. Основой незыблемости традиционной культуры была большая семья, во главе которой стоял дед, вместе с ним жили его сыновья со своими семьями. Авторитет деда был непререкаем. Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, поведению в быту стал «Домострой», написанный протопопом Сильвестром в 16в.
Какие признаки традиционализма мы здесь наблюдаем?



Архитектура. После Батыева разорения только со второй половины 14 века возобновляется каменное строительство. С 15 века в процессе объединения страны масштабы строительства значительно выросли. Начал формироваться единый русский стиль, закрепленный как образец в «Стоглаве»1551.
Почему такое большое значение придавалось форме храма? В чем традиционализм?
Какая форма являлась отступлением от нормы и почему с ней боролась церковь?

Живопись. Икона – окно, через которое молящийся смотрит в лучший мир, где царствует святость и духовность. Это земное отображение небесной реальности, отсюда задача – воплотить духовную сущность людей и событий.
В чем традиционализм иконописи?


Духовная музыка должна была пробудить человека к молитве и объединить молящихся.
Какие мысли и чувства рождаются в вашей душе?
В чем своеобразие музыки?
Литература. Какие события нашли отражение в произведениях литературы данного периода?
Какие идеи становятся главными в общественном мнении?




Наука.
Каково отношение в обществе к теоретическим научным познаниям?


Анализ 1 группой отрывка из «Домостроя» по вопросам отношения жены и мужа, детей и родителей, занятий и распорядка дня; иллюстраций одежды, предметов быта.



Быт являлся традиционным, не менялся столетиями, одинаковым для «низов» и «верхов» общества, образцы и контроль за поведением со стороны коллектива- семьи.
Анализ 2 группой иллюстраций памятников архитектуры, поиск характерных черт (откуда образцы?)




Луковичная форма купола – Иерусалимский храм Гроба Господня. Русь – святая земля. Связь Бога и русского народа. Шатровый стиль.

Анализ 3 группой иллюстраций иконы и краткая справка о творчестве знаменитых русских иконописцев.
Стоглав – образец иконописи творчество А. Рублева

Слушают колокольные звоны.
Духовная музыка создает гипнотический эффект погружения в неземной мир, очищения, порождала мечту о высшей гармонии, святом царстве, уводит от действительности.
Анализ 4 группой отрывков из произведений «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о прихождении Стефане Баториия на град Псков», «Великие Четьи-Минеи», переписка Ивана Грозного. Идеи служения Родине, славным ее традициям и нравственным образцам, служение царю.
Краткая справка о деятельности А.Чохова и И.Федорова.
«Многознание уму не научает», познание мира – низкая задача, самопознание – обретение божественного света в душе.

Закрепление нового материала
Значение традиционной культуры и ее влияние на формирование российской цивилизации.
Как она могла повлиять на развитие экономики?
Какое отношение в обществе могло вызвать получение прибыли, обогащение?
Какое влияние культура оказывала на политический строй?

Каково ее влияние на духовные ценности?


Где удобнее, безопаснее чувствовал себя человек в России или на Западе?


Основные приемы хозяйствования, орудия труда оставались неизменными.
Неправедное, греховное, отсюда щедрая раздача ми
·лостыни, завещания монастырям. Самодержавие в России как большая патриархальная семья, где царь старший Идеал нищенства, юродивые (Василий Блаженный)
коллективный идеал покаяния и духовной «младости», совершеннолетние только царь и патриарх
непрестанный труд
поиски духовного идеала – Христос – мученик и страдалец.

Домашнее задание
Вспомнить события Смутного времени. Какие альтернативы развития открывались перед Россией в начале 17 века?
Подумайте, как повлияла русская традиционная культура на цивилизационный выбор России?
Запись в тетради. Подготовить сообщение о выдающихся людях и героях Смутного времени.



Тема урока «Европеизация культуры России и кризис традиционализма»
Задачи урока:
1. образовательные:
в конце урока учащиеся должны знать, что такое европеизация как явление, какое оно нашло отражение в культуре Российского государства 17в.;
должны знать памятники культуры (письменности, литературы, архитектуры, живописи, быта) Российского государства;
должны знать, какое значение имела европеизация для цивилизационного развития России.
2. развивающие:
уметь анализировать памятники культуры, письменности, исторические документы;
уметь рассматривать общественные явления в развитии и взаимосвязи;
самостоятельно изучать некоторые вопросы темы;
связно и логично излагать исторический материал, применяя свои знания из других курсов истории и мировой художественной культуры.
3. воспитывающие:
чувство гордости за свой народ, создавший бессмертные произведения искусства;
чувство прекрасного, формирование эстетических образцов;
чувство национального самосознания, причастности каждого к великой культуре цивилизации России.
Тип урока – урок изучения нового материала
Форма проведения – групповая работа
Методы проведения;
частично-поисковый;
наглядный
описательный
Оборудование урока:
И.Н. Ионов «Российская цивилизация, 9 начало 20 вв.» Учебник для 10-11 классов. М Просвещение, 1998
Ю.С. Рябцев, С.И. Козленко «История Русской культуры 18-19вв». Пособие для уч-ся 8 класс, М. Владос, 2006
иллюстрации памятников архитектуры, живописи, быта;
План урока.
Европеизация России как ценность и кризис традиционализма.
Отражение европеизации в культуре Российского государства:
Мода 18 века
Придворная жизнь и развлечения
просвещение и образование
архитектура
живопись
Значение европеизации и ее влияние на:
духовные ценности
культуру российской цивилизации
Конспект урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.

Этап
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся

Переход к
изучению
нового материала

Называется тема урока и разбирается название темы:
что такое культура?

Какие события стали определяющими в этот период?
Что такое традиционализм? От какого слова?









Могла ли такая система ценностей способствовать переменам? Тому чтобы Россия могла войти в круг европейских держав?
Запись темы в тетради и ответы: культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, бывает материальная и духовная. Определяющими являются борьба за выход к Балтийскому морю и связанное с ней реформирование политической, финансовой и военной системы.
Традиция – опыт поколений, прошлого.
См . учебник §4 гл.5
Традиционализм как явление в культуре:
- ориентация на прошлое, а не на будущее;
- на незыблемые ценности, образцы, а не на удовлетворение потребностей;
- на веру и подражание, а не на доказательства;
- на коллектив и внешний контроль поведения, а не на личность и внутренний контроль
Нет, необходимо было сделать европейскую экономику и культуру, европейский образ жизни особой ценностью, поставив ее выше традиционных ценностей русской культуры.
Запись в тетради

Постановка целей и задач урока
В начале 18 века в результате деятельности Петра 1 началось проведение европеизации культуры. Идеалом Петра 1, усвоенным им еще в Немецкой слободе, были европейские образ жизни, экономика и культура. Возвратившись из «великого посольства» из-за нового бунта стрельцов. Петр со всей силой обрушился на проявления традиционализма в жизни России Задача урока – выяснить, какое отражение явление европеизации нашло в культуре Российского государства, какое значение оно имело для формирования российской цивилизации.
Для выполнения этой задачи мы должны познакомиться с памятниками культуры России. Работать будем по направлениям: мода 18 века, архитектура, живопись, просвещение и образование, придворная жизнь и развлечения
Уяснение задач и форм работы в группах над анализом исторических источников.

Ход изучения нового материала
Культура Российского государства.
1.Быт и семья.
Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, поведению в быту стал «Домострой», написанный протопопом Сильвестром в 16 в., а в 18 века появилось новое наставление для молодых дворян «Юности честное зерцало», отредактированное самим Петром 1








2. Просвещение и образование
Каково отношение в обществе к теоретическим научным познаниям в 16-17 веках и как оно изменилось в 18 веке? Какие нововведения появились при Петре1. почему?

3. Архитектура. Сформировался единый русский стиль, закрепленный как образец в «Стоглаве»1551.
Почему такое большое значение придавалось форме храма? В чем традиционализм?
Какая форма являлась отступлением от нормы и почему с ней боролась церковь?
Как изменилась архитектура в 18 веке и ее назначение?

4. Живопись. Каковы были особенности языка древнерусской живописи?
Какой смысл придавался иконе? В чем традиционализм иконописи?






5. Мода18 века.
Из каких предметов одежды состоял костюм боярина?
Как одевалась и чем украшала себя в старину русская женщина?
Необходимо провести анализ и сравнение 1 группой отрывка из «Домостроя» по вопросам отношения жены и мужа, детей и родителей, занятий и распорядка дня; и материала §15 п. 1,2 Основой незыблемости традиционной культуры была большая семья, во главе которой стоял дед, вместе с ним жили его сыновья со своими семьями. Авторитет деда был непререкаем. Быт являлся традиционным, не менялся столетиями, одинаковым для «низов» и «верхов» общества, образцы и контроль за поведением со стороны коллектива- семьи. Новые обычаи позволили в отличие от обычаев московского двора соблюдать достоинство личности, быть приятным в общении. У дворян формировалась новая система ценностей, понятий, часто не имевших эквивалента в русском языке. Это усугублялось разницей в одежде, потребностях и языке – раскол культуры.
Анализ и сравнение 2 группе §4 гл 5, а также § 1 «Многознание уму не научает», познание мира – низкая задача, самопознание – обретение божественного света в душе. Летоисчисление, газеты, музеи библиотеки, светские школы, Академия наук.
Анализ 2 группой иллюстраций памятников архитектуры, поиск характерных черт (откуда образцы?) по §2
Луковичная форма купола – Иерусалимский храм Гроба Господня. Русь – святая земля. Связь Бога и русского народа. Шатровый стиль
Новые типы зданий: адмиралтейство, театр, музей. Использование нового архитектурного ордера.
Анализ 3 группой иллюстраций иконы и
§3 Икона – окно, через которое молящийся смотрит в лучший мир, где царствует святость и духовность. Это земное отображение небесной реальности, отсюда задача – воплотить духовную сущность людей и событий. Стоглав – образец иконописи творчество А. Рублева. Перспектива и объем, светотень, новые жанры, портретный жанр 18 века – изображение человека и окружающий его мир, светский характер живописи. Новые материалы живописи, методы работы художника
Анализ и сравнение 5 группой одежды и внешнего облика дворян по § 10
Дворянина, одетого в европейский костюм, невозможно было спутать с человеком из народа

Закрепление нового материала
Значение европеизации и ее влияние на российскую культуру. К каким результатам привела попытка внешнего воспроизведения форм европейской жизни в России в 18 веке?Как она могла повлиять на русскую культуру, на ее традиционный характер? Каково ее влияние на духовные ценности?
Внешнее изменение форм коснулось только лишь дворянства.
Это усугубило культурный раскол в российском обществе, окончательно разорвало его традиционное культурное единство.

Домашнее задание
Какие альтернативы развития открывались перед Россией 18 века после реформ Петра? Подумайте, как повлияла ценности европеизации на цивилизационный выбор России?
Запись в тетради. Подготовить сообщение о выдающихся людях и героях петровского времени.


Ханин, Г. И. Высшее российское образование и российское общество / Г. И. Ханин // ЭКО. – 2008. – № 8. – С.77.











15