Программa развития проектной деятельности учащихся по внеурочной работе по предмету «Математика»Основы проектирования по математике во внеурочное время


Аттестационное задание № 18
Каким образом учитель может использовать возможности организации проектной деятельности учащихся в образовательном процессе? Предложите программу развития проектной деятельности учащихся в процессе внеурочной работы по предмету (на материале своего учебного предмета)».
Выполнила:
Миллер Марина Алексеевна
(ФИО)
учитель начальных классов
(должность)
МБОУ «СОШ№40»
(место работы)
Пояснительная записка
к Программе развития проектной деятельности учащихся по внеурочной работе по предмету «Математика».
«Основы проектирования по математике во внеурочное время»
Данная программа рассчитана на 2 года (3-4 классы), 3-4 класс - 18 часов в год. Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом примерной программы курса математики для 3-4 классов начальной общеобразовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов начального общего образования Министерства образования Российской Федерации.
Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по математике, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данных возрастов.
С 1 сентября 2011 года начальная школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Их введение во многом изменит жизнь учащихся. Речь идет не только о совершенно другом подходе к организации обучения и использовании новых образовательных технологий, но и о создании открытой, дружелюбной информационно-образовательной среды, доступной школьникам и во внеурочное время. Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход. Именно поэтому развитие творческих способностей, формирование учебно - познавательных компетенций учащихся на уроках математики и во внеурочное время становится актуальной и основополагающей.
Проектно-исследовательская деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Актуальность данного вопроса определяется наличием противоречия: между существующими требованиями к результатам образования в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и отсутствием практических, методических рекомендаций в адрес учителя по технологическому обеспечению процесса обучения.
Программа составлена с учетом региональных нормативных документов:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Приказ №481 от 30.06.2010 "О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".
Муниципальная программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012–2014 годы».
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
Федерального компонента государственныхобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации 2004г.
Примерной программы начального общего образования по математике, просвещение, -2011 (Стандарты второго поколения).
Стандарт основного общего образования по математике //Сборник нормативно - правовых документов и методических материалов, Москва: «Вентана - Граф», 2008.
Программы общеобразовательных учреждений. Математика 1-4 классы / Сост. Т.А. Бурмистрова - Москва: «Просвещение», 2009.
Учебные планы школы.
Данная программа относится к методическому комплекту «Планета Знаний». УМК «Планета Знаний» под общей редакцией И.А. Петровой.
Цель курса: создание условий для проектной деятельности во внеурочное время и формирование исследовательской компетентности учащихся для успешной самореализации и последующей социализации обучаемых.
Задачи:
Теоретические:
Ознакомление учащихся с основами проектной деятельности;
освоение теоретических сведений о типах проектов этапах работы над проектами по математике.
Практические:
Совершенствование навыков проектной деятельности по математике;
совершенствование способности у учащихся занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов: математика;
моделирование актантов проектной деятельности с целью совершенствования общепредметных умений;
формирование общих, исследовательских, ключевых компетенций.
Развивающие:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
развитие рефлексивных способностей, в конечном счете - становление субъектности учащихся;
развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний;
развитие личностных качеств.
Воспитательные:
Воспитание самостоятельности, активной жизненной позиции;
воспитание духовно-нравственных качеств, патриотических чувств;
формирование личностной, социальной культуры, осознанного отношения к семейным и национальным ценностям через проектную деятельность по математике.
Предполагаемые результаты
Исходя из задач преподавания курса «Основы проектирования по математике во внеурочное время», предусматриваем формирование следующих умений и навыков:
овладение навыками проектирования, исследования;
создание собственного проекта;
овладение умением организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
овладение общеучебными компетенциями (устной речи, навыка работы с информацией);
овладение умениями анализа, синтеза, рефлексии и . т. д.
Методы, формы обучения, режим занятий
Навыки успешной проектной деятельности отрабатываются в основном на заданиях продуктивного, творческого характера, предполагающих самостоятельный поиск путей и вариантов решения проектной задачи. Это ролевые и деловые игры, ситуативные задания, включающие анализ структуры речевого общения, создание проблемных ситуаций, практикумы, мозговой штурм.
Режим занятий: урочный.
Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта, так как оно побуждает учащихся проявлять способность
к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода: социального, личностного, связанного с познавательным интересом, с жизненными и профессиональными планами;
к самообразованию и самоорганизации;
к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;
видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать свои умения;
делать выбор и принимать решения.
Проект способствует интеграции предметов. Работая над проектом, ученик показывает ряд ценных качеств: самостоятельность, целеустремленность, коммуникабельность. Ученик выбирает оформление, следит за стилем и грамотностью, находит важные материалы и выписывает нужные цитаты, принимает обоснованные решения. Одно из достоинств проектно-исследовательской деятельности – это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения:
реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
принимать самостоятельные решения;
поверить в свои силы.
Задача учителя – направлять самостоятельную работу ученика, указывать ему приемы умственных действий. Программой предусматривается для каждого учебного года достижение определенных результатов: овладение определенными знаниями и навыками, общеучебными компетенциями.
Структура программы для 3-4 классов:
теоретическая часть – 10 часов,
практическая часть – 8 часов.
Содержание образования
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учеником комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающейся созданием продукта. Проектная деятельность применяется, как правило, для освоения учащимися наиболее сложных тем. Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реально практический результат.
Метод проектов нашел применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерировать при этом новые идеи.
Учащиеся на занятиях дополнительного курса «Основы проектирования по математике во внеурочное время»» будут выбирать тему, обсуждать источники информации и методы ее сбора, составлять совместный план дальнейших действий, анализировать и обобщать полученную информацию.
Наиболее эффективное средство активизации учащихся на уроке - межпредметные связи, использование в ходе совместного исследования методов: «мозговой штурм», «круглый стол», «творческий отчет», «защита проекта» и др. Больше всего учащихся в проектной деятельности привлекает то обстоятельство, что никто, даже руководитель, не знает, каковы же будут результаты совместной работы. Учащиеся в ходе проектной деятельности приобщаются к миру науки, овладевают навыками исследовательской работы, получают возможность публиковаться в печати или участвовать в научно-практических конференциях.
Благодаря проектной деятельности ученики оказываются более приспособленными к жизни, умеющими адаптироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Проектная деятельность позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над проектом может быть отведено следующее время:
любое время, отводимое для внеурочной деятельности школьников.
Строгая добровольность участия школьников в проектной деятельности решает проблему опасений о перегрузке школьников.
Создание проектов повышает интерес к предмету и знаниям, вырабатывает самостоятельность и самооценку собственного труда.
Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским молодежным организациям с фиксированным распределением социальных ролей.
Обучение проектированию позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает индивидуальность, творческие начала и умственные способности детей.
Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимся суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
Данная программа призвана обеспечить поступательное развитие одного из направлений деятельности школы как инновационного образовательного учреждения – работы по организации проектной деятельности обучающихся по математике с младшими школьниками.
Программа ориентирована на основные положения и содержание программы развития школы, традиции, сложившиеся в работе с детьми, включенными в проектную деятельность, достижения психолого-педагогической науки и практики.
Программа предназначена педагогам, реализующим развивающие технологии обучения, родителям, заинтересованным в развитии индивидуальности своих детей, а также обучающимся, которые ощущают потребности саморазвития, самореализации.
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определяемых программой, предлагается система показателей результативности:
рост численности школьников, вовлеченных в проектную деятельность;
положительная динамика состояния здоровья обучающихся;
повышение качества знаний обучающихся;
рост объема проектных работ;
количество программ, авторских методических разработок, курсов, методических рекомендаций по проблеме;
рост числа педагогов-координаторов школьных проектов;
количество публикаций, отражающих результаты проектной деятельности;
рост оснащенности образовательного процесса.
Принципы построения программы:
принцип гуманизма;
принцип демократизма;
принцип научности;
принцип интегративности;
принцип индивидуализации и дифференциации;
принцип самореализации;
принцип мотивации.
Проектная деятельность учащихся реализуется в опыте автономного поведения (автономность) и опыте межсубъектного взаимодействия (совместность).
При этом формируются умения и навыки проектирования.
Направления работы:
1. Организация проектной деятельности учащихся.
2. Обучение школьников умениям и навыкам проектирования.
3. Организация методической работы с педагогами по проблеме.
4. Участие в конкурсах, фестивалях, творческих проектах различного уровня.
5. Диагностика формирования и развития умений и навыков проектирования.
В осуществлении программы участвуют администрация школы, методические объединения, педагоги, библиотека, школьные детские объединения, классные руководители, социально - психолого -педагогическая служба школы. Привлекаются социальные партнеры: городская детская библиотека, родители.
Участники проектного процесса находятся во взаимодействии, их функциональные обязанности разграничены.
Для обеспечения проектной деятельности в школе создаются оптимальные условия: нормативно-правовые, материально-технические, учебно-методические, информационные, кадровые, организационные.
Прогнозируемые результаты реализации программы
Реализация программы позволит:
усовершенствовать существующую в школе систему по организации проектной деятельности по математике;
повысить количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня, повышение качеств знаний);
улучшить качественные показатели по удовлетворению спроса обучающихся и родителей на образовательные услуги, позволяющие развивать индивидуальность и творческий потенциал школьников;
обобщить результаты работы по применению метода проектов в образовательном процессе;
повысить качество образования.
В результате осуществления программы у обучающихся должны:
сформироваться умения и навыки проектирования; умения работать в автономном режиме (автономность) и умения коммуникативного характера (совместность);
появиться опыт социального взаимодействия, сотрудничества, сотворчества;
повысится интерес к учебным предметам, и сформироваться внутренняя познавательная мотивация;
повысится уровень активности, самостоятельности школьников и качество знаний;
сформироваться умения пользоваться информационными ресурсами и средствами коммуникации.
Предполагается, что программа будет способствовать росту удовлетворенности всех участников образовательного процесса.
План действий по реализации программы
№ п/п Направление работы Действия Сроки Ответственные
1 Организация проектной деятельности обучающихся Прохождение курсов по теме. Сентябрь Миллер М.А.
Диагностика, анкетирование обучающихся. Сентябрь. Школьный психолог
Определение и выбор форм, средств, способов выполнения проектов, распределение обязанностей. Октябрь-ноябрь Миллер М.А.
Организация работы над проектами в свободной самостоятельной работе;
во внеурочное время;
на рефлексивных кругах. В течение года Миллер М.А.
2 Обучение школьников умениям и навыкам проектирования Организация консультативной помощи, направленной на их творческую самореализацию в проектной деятельности В течение года Миллер М.А.
Проведение курса практических занятий по формированию умений и навыков проектирования «Основы проектирования по математике» Октябрь-декабрь Миллер М.А.
Организация работы курса по проектной деятельности в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения В течение года Миллер М.А.
Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности, информационной культуры и использование информационно-коммуникационных технологий на различных учебных предметах В течение года Миллер М.А.
4 Участие в конкурсах, фестивалях, творческих проектах различного уровня Участие обучающихся в школьной научно- практической конференции Ежегодно, февраль Миллер М.А.
Участие обучающихся в городских фестивалях и конференциях. По приказу школы Обучающиеся
Миллер М.А.
Участие обучающихся во Всероссийской акции «Я – гражданин России» Ежегодно Обучающиеся
Миллер М.А.
Участие обучающихся с проектами во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио» Ежегодно Обучающиеся
Родители.
Миллер М.А.
5 Диагностика формирования и развития умений и навыков проектирования Анкетирование обучающихся и их родителей Март Психолог школы.
Миллер М.А.
Проведение диагностики затруднений при выполнении проектов В течение года Миллер М.А
Использование диагностических методик на занятиях по курсу «Основы проектирования по математике во внеурочное время» В течение года Миллер М.А.
Проведение диагностики формирования проектных умений обучающихся
( входной, промежуточный, итоговые контрольные работы) В течение года Миллер М.А.
2. Календарно- тематическое планирование
3 класс
№ Тема Количество
часов Форма проведения Образовательный
продукт Сроки
проведения
Теория 1 Что такое проект? 1 Урок-игра Кластер 2 Что такое учебный проект? 1 Практикум Схема. 3 Типы проектов 1 Работа в группах Кластер 4 Основные этапы проектной деятельности 1 Круглый стол Таблица 5 Подготовительный этап 1 Работа в группах Информационный бюллетень 6-7 Основной этап 2 Работа в группах «Журнал научного исследования» 8 Заключительный этап 1 Работа в группах Мини-исследование 9 Критерии оценки проектной деятельности 1 Практикум Тезисы 10 Публичное представление проекта 1 Индивидуальная работа Буклет Практика 11 Выбор темы 1 Работа в группах Листовки 12-13 Разработка проекта. Планирование работы. 2 Работа в группах Таблица.
Индивидуальный план работы над проектом. 14 Проведение опроса по теме проекта.
Подведение итогов опроса. 1 Индивидуальная работа с группой людей. Или разработка опроса в сети Интернет. Результаты опроса.
Графики. 15 Оформление проекта. 1 Работа с компьютером. Проект. 16-17 Итоговые занятия. Защита проектов. 2 Защита проектов Учебный проект 18 Рефлексия. 1 Отчет о проделанной работе. Защита отчета. Интересные темы проектов. 2. Календарно- тематическое планирование
4 класс
№ Тема Количество
часов Форма проведения Образовательный
продукт Сроки проведения
Теория 1 Типы проектов. Творческий проект. 1 Работа с презентацией Кластер 2 Типы проектов. Социальный проект. 1 Защита сообщений. Кластер 3 Этапы работы над проектом. 1 Работа в группах Детонантный граф. 4 Проблематизация в проектировании. 1 Круглый стол Конспект,
тезисы 5-6 Целеполагание в проектной деятельности. 2 Работа в группах Кластер 7 Планирование. 1 Работа в группах Таблица. 8 Реализация плана. 1 Работа в группах Отчет о проделанной работе. 9 Критерии оценки проектной деятельности 1 Практикум 10 Защита проекта. 1 Индивидуальная работа Буклет Практика 11 Выбор темы творческого или социального проекта. 1 Работа в группах Кластер. 12-
13 Разработка проекта. Планирование работы. 2 Работа в группах Таблица.
Индивидуальный план работы над проектом. 14 Проведение опроса по теме проекта.
Подведение итогов опроса. 1 Индивидуальная работа с группой людей. Или разработка опроса в сети Интернет. Результаты опроса.
Графики. 15 Оформление проекта. 1 Работа с компьютером. Проект. 16-17 Итоговые занятия. Защита проектов. 2 Защита проектов Учебный проект 18 Рефлексия. 1 Сочинение «Мой проект». Презентация своего сочинения. В рамках реализации проекта мною разработаны критерии оценивания проектных работ учащихся и индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта учащегося. Рейтинговая оценка для индивидуальных проектов. Подобная анкета заполняется в ходе защиты самим проектантом, его одноклассниками.
Критерии оценки Самооценка Оценка
педагога Оценка одноклассников
1. Достигнутый результат
(из 15 баллов) 2. Оформление проекта
(из 15 баллов) Защита проекта 3.Представление
(из 15 баллов) 4. Ответы на вопросы
(из 15 баллов) Процесс проектирования 5. Интеллектуальная активность
(из 10 баллов) Список источников
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., О.В. Чуракова Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования.// Учебная литература, 2006. – 167с.
Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
Маркус Н. Сущность, задачи и этапы организации работы над исследовательскими проектами учащихся. – В журнале «Воспитание школьников» №2, 2009 г., с. 31-34
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся.- Нижневартовск: МБУ «Центр развития образования», 2012г.
Полот Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. – 1989.
Интернет-ресурсы:
http://www.openworld.ru/school/m.cgi - Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа".
http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа".
 http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
http://www.pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского.
http://www.freepuzzles.com - Сайт, содержащий математические головоломки.
 http://suhin.narod.ru - Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат». И многие другие.

____________________ ______________
подпись расшифровка «___»_____________________20__г.