Доклад по предмету самопознание:ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТА НА НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Урок самопознания. 8 класс. Учитель Юшкова Е.М.

Тема: Любовью согреты сердца
Цель: углублять и расширять представления учащихся о любви к другим людям через любовь к себе.
Задачи:
- углубление знаний об истоках любви к себе, другим;
- развитие чувства собственного достоинства, умения самореализоваться для достижения самоуважения;
- воспитание чувства любви к себе, другим людям через проявление доброго отношения к людям, любви к себе.
Каждый по-настоящему влюбленный человек, даже если он никогда не брал карандаша в
руки и не написал ни одной строчки, - художник.
Пока люди любят друг друга, жизнь торжествует.
Ведь жизнь и любовь – синонимы.
И это, как в зеркале, отражено в поэзии.
Светлана Магидсон.

Круг радости.
Учитель предлагает прочитать стихотворение одному из учащихся:
Любовь.
Что есть любовь? Несвязный сон.
Сцепление очарований!
И ты в объятиях мечтаний
То издаешь унылый стон,
То дремлешь в сладком упоенье,
Кидаешь руки за мечтой
И оставляешь сновиденье с больной, тяжелой головой.
Антон Дельвиг

Беседа.
Что значит проявлять любовь к человеку?
За что можно любить человека?
Что значит любить себя?
Кто из литературных героев заслуживает вашего уважения и вашей любви? Почему?
Кого из известных людей вы любите? Расскажите об этом человеке.
Вопросы 1,2,3, дают учителю возможность выявить уровень представлений учащихся о любви. Следует подвести детей к выводу, что, работая над собой, развивая чувство собственного достоинства, достигая намеченных позитивных целей можно добиться уважения и любви к себе, научиться ценить, уважать и любить самого себя. Вопросы 4,5 составлены с целью развития умения учащихся аргументировать, обосновывать свое понимание, представление о любви.

Любовь – это самое главное чувство на Земле. Она делает жизнь человека радостной и счастливой.


Чтение.
В представленном тексте показан процесс пробуждения и развития в человеке уважения к себе, укрепления веры в свои силы. Вдумчивое чтение поможет учащимся также осмыслить пути обретения человеком уважения к себе окружающих.

Необходимо обратить внимание учащихся на второй вопрос к тексту. Самолюбие можно рассматривать как уважение к себе, любовь к себе, если оно не основано на эгоизме, превознесении себя над другими во имя достижения каких-либо меркантильных целей, а только если оно выражается в умении ставить позитивные цели и добиваться их, ощущая глубокое удовлетворение от возможности самореализации.
Чтение текста Марии Прилежаевой.
- Вызывает ли поступок Наташи уважение? Почему?
- Можно ли сказать, что самолюбие – это самоуважение? Обоснуйте ответ.

Беседа.
- Является ли проявлением любви к близким, когда человек:
- скучает по ним;
- дарит им подарки;
- говорит, что любит их;
- не слушает, капризничает, закатывает истерики;
- интересуется их делами;
- советуется с ними;
- помогает по хозяйству в доме;
- забывает выполнять поручения?


Цитата.
Кто людей любит, тот долго живет.
Японская пословица.


Задание.
Представленные изречения можно рассматривать как советы известных людей своим современникам и потомкам. Критический взгляд на них даст возможность понять глубину и сложность изучаемой темы.

Прочитайте изречения известных людей. Согласны ли вы с мнением каждого автора? Обоснуйте ответ. Сгруппируйте изречения по смыслу и по каждой группе сделайте вывод.
Если нас не уважают, мы жестоко оскорблены; а ведь в глубине души никто по-настоящему себя не уважает.
Марк Твен.
К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.
Конфуций.
Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.
Александр Пушкин.
Порядочные люди уважают нас за наши достоинства, а толпа – за благосклонность судьбы.
Франсуа де Ларошфуко

Трудно любить тех, кого мы совсем не уважаем, но еще труднее любить тех, кого уважаем больше, чем самих себя.
Франсуа де Ларошфуко


Размышления над ситуацией.
Девочка и роза.
Жила-была девочка, которая очень любила розы. Она посадила их в своем саду и заботливо ухаживала за ними.
Пришло лето, ярко засветило солнце, и все розы распустили свои бутоны. И только одна из них, посаженная в глубине сада возле забора, стояла бледная и поникшая.
Сколько бы девочка ни поливала ее, цветок не оживал.
Опечаленная, она пришла к родителям и рассказала им о бедном цветке. Посмотрев на розу, мать с отцом сразу поняли, что роза не может распуститься, потому что лишена солнечного света и тепла в тени забора. Тогда вся семья дружно перенесла забор. Солнечные лучи ласково обняли прекрасный цветок.
Какое чудо! Лепестки розы распустились, и прекрасный аромат наполнил сад.
Солнце – это любовь! И свет любви способен оживить все на свете.

Как вы думаете, что помогло розе расцвести?

Добрые дела – друзья любви.
Русская поговорка.
Помните, что любовь в сердце – это добрые мысли, слова и дела.

Любить – значит относиться с теплотой к тому, кого любишь, быть внимательным, заботиться о нем.


Ребята, проявляйте внимание к близким и друзьям, заботитесь о них.
- Берегите тех, кого вы любите.
- Помните, что в жизни человека нет ничего важнее любви.



Задание.

Вам нужно объяснить своему знакомому, что такое любовь. Как вы это сделаете?

Цитата урока.
Б.Паскаль связывает состояние счастья с осознанием уважения к себе. Учитель может предложить учащимся подумать и найти подтверждение данному утверждению в повседневной жизни или литературных героев.

Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.
Блез Паскаль.

Резюме.
Обобщая изученное на уроке, учитель особое внимание обращает на то, что любовь и уважение к человеку начинается с уважения и любви к себе, проявления таких качеств, как честность, принципиальность, добросовестность и предлагает учащимся дополнить этот вывод своими мыслями.
В сердце каждого человека живет любовь к близкому человеку, родной стране, природе.



Домашнее задание.
Предлагается выполнить упражнение 1, представленное в тетради:
Прочитайте следующее размышление о человеке, заслуживающем уважение и любовь. Согласны ли вы с ним? Сформулируйте свое определение.
Человек, которого уважают и любят окружающие люди, есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.



Круг «От сердца к сердцу»
Учитель приглашает учащихся в круг и предлагает каждому закончить предложение: «Человека любят и уважают за то, что», например, «Человека уважают за то, что он много знает».

Учитель читает стихотворение Бахыта Искакова.
Нам вместе жить, учиться вместе,
Нам вместе петь, играть, творить.
А значит, не годится ссориться,
Ведь важно всех вокруг любить!