Методическая разработка Преодоление сценического волнения как фактор становления личности учащегося


Преодоление сценического волнения как фактор становления личности учащегося.
Концерт -праздник, радость. Перед слушателями дети поют лучше, чем в классе ; более артистично и темпераментно. Возможность проявить себя, самоутвердится ,продемонстрировать успехи и услышать похвалу, аплодисменты является потребностью детского возраста.
Анализируя педагогический процесс в вокальном исполнительстве, необходимо определить в психологическом плане детско- подростковый период жизни человека как активно-творческий .Детям свойственно конкретно- чувственное восприятие мира. Жизнь у них состоит из ряда событий. В музыке выступление перед слушателями, выход на сцену-это событие. Эстрада воодушевляет учеников, особенно способных. Ребёнок должен получать знания и навыки, только живя в музыке, воспринимая обучение как живой процесс, состоящий из музыкальных событий.
Ценные советы по психологической подготовке исполнителей можно отыскать в книгах, статьях, методических разработках выдающихся музыкантов и педагогов – Л.А. Баренбойма, Д.Д. Благого, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза, и др.В их работах предлагаются обобщенные результаты поиска наиболее универсальных способов, направленных на снижение уровня сценического волнения учащихся, не зависимо от их специализации.
Человек предназначен для деятельности; ребёнок также стремится к активности ; его самообразования в вокале есть не что иное как деятельность. Благодаря действию развиваются его физические и духовные силы.
Педагогическая работа в сфере искусства в большей мере сложный процесс, чем в других областях обучения, т.к. задач, стоящих здесь перед педагогом, особенно много, эти задачи весьма глубоки и многообразны. Одна из них – подготовка ученика к выступлению на эстраде. Вопрос, как готовить ученика к публичному выступлению, интересует многих педагогов и учащихся. Дать тут общий рецепт очень трудно, учитывая разнообразие характеров, дарований и жизненных обстоятельств учеников.
Педагог обязан «услышать», порой даже «предугадать» зарождающиеся намерения ученика, поощрить, поддержать их. Он должен укреплять веру ученика в свои силы, его готовность добиваться того, чего ему не хватает.  В период обучения в классе эстрадного пения ученику приходится на протяжении всех лет выступать перед аудиторией на зачетах, экзаменах, открытых концертах. И здесь одним из самых существенных моментов является поведение поющего на сцене, его сценическое самочувствие, степень волнения на эстраде. Педагоги-музыканты, профессора Московской консерватории рекомендуют различные приемы и способы само воздействия, которые при умелом использовании помогут ученикам преодолевать сценическое волнение. Очень полезно, занимаясь, силой воображения представить себя на сцене заполненного зрителями концертного зала, внушить себе состояние творческой взволнованности и в этом психологическом состоянии исполнить всю программу. Такую репетицию следует проводить тогда, когда произведение выучено, и ни в коем случае не анализировать своё самочувствие во время исполнения. Всё внимание должно быть сосредоточено на создании художественного образа произведения.
Если же говорить о некоем универсальном приеме подготовки к выступлению, то это добросовестность предварительной работы, когда исполнитель делает на сцене все, что ему нужно, даже находясь не в очень хорошем состоянии духа и плоти. Ошибка, которую допускают многие, состоит в попытках «бороться» с волнением, старание подавить страх только ухудшает положение. Вместо того, чтобы зацикливаться на неприятных воспоминаниях о неудаче, лучше вспомнить те случаи, когда ученик выступал с особым успехом. Только приятные эмоции вытеснят страхи.
Какие условия необходимы для создания стабильности при выступлении на сцене? Хорошо помогают учащимся в преодолении сценического волнения игровые технологии.
Игра «Надуй шарик». Чтобы снять волнение перед выступлением или усталость на уроке, можно сделать простую дыхательную гимнастику. Ребенку нужно представить себе «цвет шарика». Если детей несколько, то можно вспомнить о цветах радуги. Мысленно «шарик надувается» медленно, через нос, как насосом. Руки положить на живот, чтобы почувствовать, как он «надувается». А затем медленно, можно со счетом глубоко вдохнуть («надуть шарик, который находится внутри»). При этом представить, как меняется вид и цвет шарика, задержать дыхание, а затем медленно выдыхать воздух со звуком «Ш-ш-ш-ш». Повторить 2-3 раза. Обсудить, какие появились ощущения. После упражнения нужно представить характер произведения, глубоко вздохнуть и можно выходить на сцену.
Упражнение «Погружение». Нужно представить, что ты нырнул в воду. Находясь в воде, подумать о чем-нибудь еще? (Например, о сладком мороженом…). Задача заключается в том, чтобы научиться, точно так же погружаться в исполняемое произведение, контролировать каждый звук. Все мысли должны быть направлены только на качество исполнения. Не позволять, себе думать ни о чем другом. К каждому звуку нужно относиться так, словно ты несешь чашу с водой и стараешься, не проронив ни капли, донести эту воду людям, которые в ней очень нуждаются.
Упражнение «Прислушайся к себе». В процессе работы над музыкальным произведением, при создании музыкального образа, нам часто приходится фантазировать. В течение 30 секунд нужно представить, что вокруг вас абсолютно никого нет и полностью сосредоточиться на своих ощущениях. Прислушайтесь к своему дыханию, к тому, как бьется ваше сердце, какое у вас настроение, при этом необходимо закрыть глаза. Как только вы почувствуете, что полностью справились с заданием, не открывая глаз, нужно поднять руку. Теперь откройте глаза. Запомните ваши ощущения. Если возникли трудности, значит нужно потренироваться. Выполнив упражнение несколько раз, вы обязательно научитесь хорошо чувствовать свое внутреннее состояние.
Для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения можно предложить следующие дополнительные меры.
Вышеуказанные способы и меры способствуют формированию положительного отношения учащихся к музыкально-сценической деятельности, что уже само по себе является барьером для стрессовых ситуаций. Но все они требуют присутствия и участия в них педагога.
Итак, универсальных «рецептов» для преодоления негативных форм сценического волнения не существует. Успех достигается легче, если педагог знает и учитывает структуру сторон личности ребенка, формирующих сценическое состояние. Конечно, существует немалое количество рекомендаций к подготовке сценического выступления от многих выдающихся педагогов и исполнителей. Главное, что должен понять начинающий музыкант: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой; творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем чаще выходишь на сцену – тем больше проявляется уверенности, ибо: сцена – лучшее лекарство от волнения
Список используемой литературы
1.Аарон С. Страх сцены; его роль в выступлении. Чикаго: Изд-во Чикаг. ун-та 2006
2Литвиненко Ю.А. «Роль публичных выступлений в процессе обучения музыке» М.; «Педагогика искусства» №1, 2010
3Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988
4.ХамманД.Л. Чувство страха во время вокальных и инструментальных выступлений. Нью-Йорк, 2002