Доклад на тему:ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТА САМОПОЗНАНИЕ» НА НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТА «САМОПОЗНАНИЕ» НА НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Овсянникова Е.Е., учитель предмета самопознание КГУ «Средняя школа №29» акимата города Усть-Каменогорска
 
В конце 80-х-начале 90-х годов в постсоветском обществе произошло много социальных, экономических, политических и культурных трансформаций. Для постсоветских регионов наступило время рыночных реформ, политической модернизации, государственной независимости. С выбором суверенного пути развития, ориентацией на рыночное хозяйствование Казахстан встал перед проблемой трансформации общественного сознания.
Изменились ценности жизни (например, коллективизм стал заменяться корпоративностью и индивидуализмом, ценности личного плана стали важнее ценностей общественных, групповых), появился новый рыночный общественный уклад. Эти обстоятельства привели к поиску ценностей, которые могли бы способствовать установлению между нашими согражданами отношений добра, справедливости, взаимопомощи, терпимости, а также ценностей, которые бы способствовали раскрытию и реализации творческих возможностей каждой личности. В этих условиях изменились общественные идеалы и стереотипы поведения людей, поэтому потребовалось коренное преобразование содержания знаний, обновление методов и совершенствование технологий обучения и воспитания молодежи.
Таким образом, с начала 90-х годов стал востребован совершенно иной тип личности, чем тот, который воспроизводился системой образования, воспитания и просвещения на протяжении 70 лет в условиях советского социалистического государства. Система образования в РК нуждалась в моделировании принципиально нового подхода в развитии гармоничной личности нового демократического, рыночного общества.
Казахстанская педагогическая наука оказалась перед сложной проблемой поиска, выбора и реализации педагогической доктрины воспитания личности нового типа. Основными чертами такой личности должны были стать: умение выбрать свой индивидуальный путь в условиях разнообразия жизненных условий, творческое и критическое мышление, толерантное отношение к другим, гуманизм, способность к самореализации, самоактивность, ответственность.
Впервые на государственном уровне задача обучения подрастающих поколений универсальным или общечеловеческим ценностям была предложена Первой Леди страны Сарой Алпысовной Назарбаевой – автором проекта «Самопознание».
Проект «Самопознание» является государственной экспериментальной образовательной программой, которая основана на возрождении общечеловеческих нравственно-духовных ценностей и адресована детям, подросткам и юношеству. Этот проект появился в Казахстане в 2001 году и получил полную всестороннюю поддержку со стороны руководства Министерства образования и науки Республики Казахстан.
Суть программы «Самопознание» С.А. Назарбаева видит в том, чтобы Любить и быть Любимым, жить во имя Любви; быть всегда самим собой, не подражать кому-то, а развивать свои собственные возможности, таланты; обязательно различать что такое «хорошо» и что такое «плохо»; быть ответственным за свои мысли, слова, поступки; жить в гармонии с самим собой и окружающим миром; всегда помогать людям, чем только можно; жить по совести, не предавая своего высшего внутреннего «Я», созидать, творить на благо общества; совершенствоваться постоянно. Все это – основные принципы жизни гармонично развитого человека, все это и есть предмет «Самопознание».
«Этот проект мы назвали «Самопознание», - говорит С.А.Назарбаева, - потому что пока человек не познает сам себя, свои возможности, свое предназначение – он будет игрушкой в руках судьбы. Если же мы начинаем задумываться над глубокими философскими вопросами о том, кто мы, откуда мы, для чего пришли в этот мир и куда идем – это уже первый шаг к тому, чтобы осознать свое невежество, а, значит, изменить свое мировоззрение, свое внутреннее «Я» в лучшую сторону».
С 2002 года проект стал государственной экспериментальной образовательной системой, которая основана на возрождении общечеловеческих нравственно-духовных ценностей и адресована детям, подросткам и юношеству. В апробации новой образовательной программы «Самопознание» участвовали 184 организаций образования, получившие статус экспериментальных площадок. Эт о 70 дошкольных организаций образования; 76 общеобразовательных школ; 11 детских домов и учреждений интернатного типа; 1 колледж и 26 вузов. За годы эксперимента общая численность учащихся, воспитанников и студентов, изучавших основы самопознания, составила 37 921 человек. С 2010 года началось массовое внедрение предмета «Самопознание» с 0 по 11 класс в общеобразовательных школах РК.
Самопознание как учебный предмет призвано выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации.
Для отслеживания изменений, происходящих в развитие личности детей начальной школы, была выбрана проективная методика «Моя семья», которая позволила изучить такие личностные особенности ребёнка как самооценка, тревожность, потребность в общении, наличие благоприятной семейной обстановки и проследить динамику изменений по данным параметрам.
При проведении проективной методики «Моя семья» в 1-х классах, учащимся предлагалось нарисовать свою семью. В основу интерпретации полученного материала положено символическое толкование изображенных действий, предметов и отношений. В рисунках, по Л. Корману, анализировалось:
а) его графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность, использование пространства),
б) формальная структура (динамичность рисунка, расположение членов семьи);
в) содержание (анализ смысла рисунка).
Среди показателей, диагностируемых с помощью методики в рамках нашего исследования, мы проанализировали особенности и развитие таких качеств, как:
самооценка,
тревожность,
потребность в общении с окружающими,
наличие благоприятной семейной обстановки.
На наличие тревожности у ребёнка указывали такие элементы рисунка как: преувеличенные глаза, тенденция к штриховке, сильный нажим и т.д. Размеры фигур и их расположение на листе рассматривались как показатели самооценки. О потребности в общении свидетельствовала прорисовка рук и кистей, а так же особенности позы (интро - или экстравертированность). Показателями благоприятной семейной ситуации служили изображения всех членов семьи, включённость их в общую деятельность. Отсутствие автора рисунка указывало на его неприятие в семье.
Для выявления изменений, происходящих в развитие личности детей, изучающих предмет «Самопознание» в 1-х классах, нами было проведено три исследовательских среза:
1 срез – сентябрь
2 срез – декабрь
3 срез – апрель
Первый срез позволил проанализировать актуальное развитие ребенка. Второй и третий срезы показать динамику развития особенностей ребенка, значение и направленность происходящих изменений.
Рассмотрим каждое, из выделенных нами качеств.
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, человек оценивает свои собственные психологические качества и поведение, достижения и неудачи, достоинства и недостатки. Самооценка в дошкольном и младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок взрослого и имеет большое значение для регуляции поведения в целом. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Эта конфликтность может проявляться по-разному. Завышенная самооценка приводит к тому, что ребенок начинает переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и, в конце концов, может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. При заниженной самооценке ребенок принижает свои возможности. А это негативно влияет на его познавательную деятельность и место в системе межличностных отношений.
Результаты исследования.
Таблица 1. Динамика выраженности уровней самооценки (в %).
Уровень самооценки
1 срез
2 срез
3 срез

Высокая самооценка
15%
13%
10%

Адекватная самооценка
58%
62%
67%

Низкая самооценка
27%
25%
23%






Мы видим, что в первом срезе заниженная самооценка встречается у 27% детей исследуемой группы, завышенная – у 15%. От первого к третьему срезу происходит уменьшение количества детей, имеющих высокую или низкую самооценку, за счёт увеличения учащихся с адекватной самооценкой. Так, количество испытуемых с высокой самооценкой уменьшилось с 15% до 10%, а с низкой с 27% до 23%.
Следующее рассматриваемое нами качество–тревожность.
Тревожность - это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. У ребенка тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличение их могущества и угрожающего характера. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность и не уверен в себе.
Таблица 2. Изменение значения уровней тревожности (в %)

Уровень тревожности
1 срез
2 срез
3 срез

Высокий
39%
31%
23%

Средний
59%
69%
75%

Низкий
2%
0%
2%


39% детей исследуемой группы, как показал первый срез, испытывали в начале учебного года волнение, повышенное беспокойство, находились в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны взрослых и сверстников. Мы считаем большим достижением тот факт, что к третьему срезу показатели по тревожности улучшились, и снизилось количество детей с высоким уровнем до 23%. (рис. 1.):











Рис. 1. Количество детей с высоким уровнем тревожности (в %)

Следующее качество – потребность в общении с окружающими. Общение, как его определяют психологи, - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общительность как черта личности, говорит о стремление поддерживать отношения с людьми, ориентацию на совместную деятельность и потребность в эмоциональных отношениях с людьми. Общительность напрямую связана с коммуникативными способностями, умениями и навыками общения с людьми, от которых зависит его успешность. Е.И. Рогов предполагает, что общительность проявляется в любознательности, умении слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, быть терпеливым в общении с другими. Потребность в общении с окружающими может быть высокой, средней или низкой.
Таблица 3. Изменение значения уровней потребности в общение (в %)

Уровень потребности в общении с окружающими
1 срез
2 срез
3 срез

Высокий
18%
20%
24%

Средний
47%
50%
53%

Низкий
35%
30%
23%


Результаты проведённого исследования показывают, что для 65% детей в начале учебного года был характерен высокий и средний уровень потребности в общении. 35% учащихся имели низкую потребность в общении, что говорит о закрытости ребенка, предпочтении им одиночества, нежелании допускать в свой личный мир кого бы то ни было, замкнутости и отгороженности. К концу учебного года произошло уменьшение количества детей с низким уровнем (с 35% до 23%) и увеличение числа учащихся с высоким уровнем (с 18% до 24%), что свидетельствует о развитии коммуникативных способностей и умений.
Последняя, рассматриваемая нами при интерпретации категория – это семейная ситуация.
Семья – это первый институт социализации, в котором формируется личность ребенка и определяется его дальнейшие взаимоотношения в социуме. По мнению М.И. Лисиной, общение ребенка со взрослым является необходимым условием его психического и личностного развития. Оно выполняет специфические функции в процессе формирования личности на каждом возрастном этапе. В общении со взрослым, как отмечает Дубровина И.В., формируются потребность общения с другими людьми, эмоциональное отношение к ним, развиваются психические процессы, предметно - манипулятивная деятельность, а к 7-8 годам у ребенка выделяется «собственно коммуникативная деятельность».
Семейная ситуация относительно развития ребёнка может быть благоприятной или неблагоприятной. Анализ полученных данных показывает, что от первого к третьему срезу произошло увеличение количества семей с благоприятной обстановкой в отношении развития ребёнка с 73% до 82% (рис. 2):









Рис. 2. Семейная ситуация относительно развития ребёнка (в %)
Анализ рисунков также позволил нам определить количество детей испытывающих неприятие в семье: в первом срезе их оказалось 18%, во втором – показатель снизился до 10%, в третьем – 9%, следовательно, увеличилось количество родителей принимающих ребёнка. Мы считаем, что в этом проявилась особенность предмета «Самопознание», где большинство заданий направлено на совместное сотрудничество родителей и детей.
Таким образом, от 1 к 3 срезу в течение учебного года наблюдается положительная динамика в формировании у учащихся первых классов следующих личностных качеств: самооценки, тревожности, потребности в общении. Произошло увеличение количества семей с благоприятной обстановкой в отношении развития ребёнка с 73% до 82%, увеличилось количество родителей принимающих ребёнка.
Мы считаем, что в этом проявилась особенность предмета «Самопознание», направленного на обучение детей духовным ценностям, на формирование у них навыков конструктивного общения, на самораскрытие личностного потенциала, на поиск и обретение себя в многогранном мире человеческих взаимодействий, на позитивное выстраивание личной судьбы, определение жизненного пути в соответствии со своими интересами, склонностями, возможностями.
Особенностью организации учебного процесса по самопознанию является создание на уроках здоровьесберегающей среды с помощью методических приемов, благотворно влияющих на настроение и самочувствие учащихся, способствующих релаксации, снижению напряженности тела, преодолению усталости, утомляемости, лучшему осознанию и стимулированию своих чувств и эмоций, рефлексии.
К процессу развивающего обучения подключаются родители, другие члены семьи, представители общественности. Все это делает предмет «Самопознание» практически ориентированным, позволяет устанавливать связи между разными поколениями и группами людей.

Список литературы
1) Государственный общеобязательный стандарт по предмету «Самопознание». - Алматы: ННПООЦ «Б™бек», 2010. – 48 с.
2) Самопознание: Учебная программа для 1-11 классов общеобразовательных школ. - Алматы: ННПООЦ «Б™бек», 2010. - 74 с.
3) Даутова А.К. Чистое слово: Рекомендации к занятиям по нравственно-духовному развитию личности. - Алматы, 2001.- 76 с.
4) Джадрина М.Ж. Потенциал самопознания в условиях ценностного смысла образования// Білім беру мекемесі басшыларыныS аныKтамасы. Справочник руководителя образовательного учреждения.-2009.-№1 .-с.60
5) Джадрина М.Ж., Райымбекова Т.К. Анкетирование как способ диагностирования учебных достижений учащихся по самопознанию // Открытая школа.- 2008.-№9.- с. 16-21
6) Медунцова Л.В. Познание через самопознание// Открытая школа.- 2009.-№2.- с.36-39
7) Сарсенбаева Б.Г. Роль самопознания в развитии личности// Открытая школа.- 2008.-№7.- с.40-41








13PAGE 15


13PAGE 14615



13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Root Entry