Обучение учащихся образовательных учреждений обработке массивов с использованием Visual Basic.


Региональный студенческий конкурс научно-исследовательских проектов
«Наша новая школа»
Направление: Образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы в условиях реализации ФГОС
Название работы: Обучение учащихся образовательных учреждений обработке массивов с использованием Visual Basic
Автор: Абудеева Анна Олеговна, очная форма обучения, 5 курс, физико-математический факультет, специальность «Информатика» с доп. спец. «Математика».Научный руководитель: Сафонов Владимир Иванович, канд. физ.-мат. наук, доцент.
Описание работы
Обучение учащихся образовательных учреждений обработке массивов с использованием Visual Basic.
Образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы в условиях реализации ФГОС.
Образование. Обучение школьников курсу информатики.
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте практические задания к уроку с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением программ. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы по установленным вами критериям. Перед объяснением нового материала предложите учащимся привести примеры преобразований, которые приходится выполнять над множеством однотипных данных: преобразовывать единицы измерения, масштабы и координаты, температуры, градусные и радианные меры углов, валюты разных стран и т. п. Поставьте перед ними проблему: как упростить решение подобных задач. Подведите учащихся к выводу, что эту проблему можно решить путём хранения данных в массивах. Изучение нового материала постройте на рассмотрении примеров, которые иллюстрируют простейшие преобразования элементов массивов. С целью экономии времени на механическую работу по вводу данных исходные массивы целесообразно задавать в шаблонах. Можно провести пошаговый анализ.
Среда Visual Basic for Applications не изучается в школьной программе, но входит в состав Microsoft Office.
Пройдена апробация в ходе прохождения педагогической практики. Дорабатывается дипломная работа по данной теме.
Анализ изученной литературы по теме проекта; Разработка методических рекомендаций; Апробация методических рекомендаций; Доработка методических рекомендаций на основе результатов апробации.
Наличие Microsoft Office и УМК по информатике.
Студенты, учителя информатики.
Взаимодействие с учителями во время прохождения педагогической практики.
Нет.
Разработаны методические рекомендации.
Нет.


Содержание
Введение……..………………………………………………………………...3
Особенности изучения массивов…………………………….…4
Роль и место массивов в обучении программированию………………………………………………………………………….6
Место темы «Массивы» в школьном курсе информатики…………………………………………………………………………...8
Анализ учебных программ по информатике на предмет изучения массивов………………………………….…………………....12
Методические аспекты изучения массивов средствами Visual Basic………………………………………………………………………….14
Методические рекомендации по изучению массивов с применение среды Visual Basic………………………………………...15
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучаемых по изучению массивов с применением среды Visual Basic…………………………………….……………………..18
Заключение…………………………………………………………….……..21
Список использованных источников……………………………………….22

ВведениеОбработка массивов имеет важное прикладное значение не только в программировании, но и в школьном курсе информатике. Массивы позволяют существенно упростить решение ряда задач и сократить время на их решение.
Обработка массивов, как правило, осуществляется средствами языков программирования. Существует множество языков программирования, но в данной работе будет рассмотрен язык Visual Basic, который является эффективным средством быстрой разработки программ, приложений баз данных и вообще для компонентного способа создания программ, работающих под управлением операционных систем семейства Microsoft Windows.
Цель исследования – разработать методические рекомендацию изучению массивов в среде программирования Visual Studio Basic.
Объект исследования – методика преподавания массивов в школьном курсе информатики.
Предмет исследования – методические рекомендации по изучению массивов в среде Visual Studio Basic.
Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи:
Изучить роль и место массивов в обучении программированию;
Определить место темы «Массивы» в школьном курсе информатики;
Проанализировать учебные программы по информатике на предмет изучения массивов;
Разработать методические рекомендации по изучению массивов с применение среды Visual Basic
Разработать методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучаемых по изучению массивов с применением среды Visual Basic
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; изучение материалов и интернет-источников; обобщение изученного материала.
Особенности изучения массивов
В учебнике по информатике за 10 класс, Угринович Н.Д., профильный уровень, на программирование выделяется 66 часов, из них 16 часов отведено теме «Массивы».
Таблица 1 - Часовое планирование темы «Массивы» по учебнику Угриновича Н.Д.
№ Тема Основное содержание
1 Массивы. Заполнение массивов Типы массивов и объявление массивов. Заполнение массива.
2 Проект «Заполнение массива». Создание графического интерфейса. Постановка задачи. Создание графического интерфейса проекта.
3 Проект «Заполнение массива». Создание программного кода. Создание программного кода проекта. Запуск проекта.
4 Поиск элемента в массивах Поиск элемента в массиве. Поиск максимального или минимального элемента.
5 Проект «Поиск в массиве». Создание графического интерфейса. Постановка задачи. Создание графического интерфейса проекта.
6 Проект «Поиск в массиве». Создание программного кода. Создание программного кода проекта. Запуск проекта.
7 Сортировка числовых массивов Алгоритмы сортировки числовых массивов.
8 Проект «Сортировка числового массива». Создание графического интерфейса. Постановка задачи. Создание графического интерфейса проекта.
9 Проект «Сортировка числового массива». Создание программного кода. Создание программного кода проекта. Запуск проекта.
10 Сортировка строковых массивов Алгоритмы сортировки строковых массивов.
11 Проект «Сортировка строкового массива». Постановка задачи. Создание графического интерфейса проекта.
12 Проект «Сортировка строкового массива». Создание программного кода проекта. Запуск проекта.
13 Решение задач по разделу «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование» Решение задач на программирование.
14 Решение задач по разделу «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование» Решение задач на программирование.
15 Решение задач по разделу «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование» Решение задач на программирование.
16 Контрольная работа «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование» Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование. Решение задач.
В учебнике по информатике за 10 класс, Семакин И. Г., профильный уровень, на программирование выделяется 66 часов, из них 10 часов отведено теме «Массивы».
Таблица 2 - Часовое планирование темы «Массивы» по учебнику Семакина И.Г.
№ Наименование разделов и тем Всего часов Из них
урока п/п Лаб. и практ. раб. Контрол. раб Самостоят раб.
39 2.2.23 Массивы в языке Паскаль. Одномерные массивы 1 0,5 40 2.2.24 Массивы в языке Паскаль. Одномерные и двумерные массивы 1 0,5 41 2.2.25 Урок-практикум. Массивы в языке Паскаль 1 1 42 2.2.26 Самостоятельная работа на тему «Массивы» 1 1
43 2.2.27 Типовые задачи обработки массивов 1 44 2.2.28 Типовые задачи обработки массивов 1 1 45 2.2.29 Типовые задачи обработки массивов 1 1 46 2.2.30 Типовые задачи обработки массивов 1 1 47 2.2.31 Типовые задачи обработки массивов. Решение задач ЕГЭ 1 1 48 2.2.32 Типовые задачи обработки массивов. Решение задач ЕГЭ 1 1 Роль и место массивов в обучении программированию
Массив - это пронумерованная последовательность величин одинакового типа, обозначаемая одним именем. Элементы массива располагаются в последовательных ячейках памяти, обозначаются именем массива и индексом. Каждое из значений, составляющих массив, называется его компонентой (или элементом массива).
Массив данных в программе рассматривается как переменная структурированного типа. Массиву присваивается имя, посредством которого можно ссылаться как на массив данных в целом, так и на любую из его компонент.
Вообще, массив - однородный, упорядоченный структурированный тип данных с прямым доступом к элементам. Использование массивов позволяет заменить большое количество индивидуальных имен каждого объекта одним групповым именем набора данных, вслед за которым в круглых (QBasic) или квадратных (Си, Паскаль) скобках задаются один или несколько индексов, определяющих местоположение требуемого значения. Естественно, что такая возможность упрощает и массовую обработку данных в соответствующих циклах программы.
В большинстве задач приходится иметь дело с массивами, элементами которых являются числа того или иного типа, символы и строки фиксированной длины. Однако приходится обрабатывать и битовые массивы, каждый элемент которых представлен одним или несколькими двоичными разрядами, соответствующими кодам цветности пикселов графических изображений. Некоторые системы программирования позволяют работать с массивами, состоящими из неоднородных элементов. Например, с одномерными массивами, каждый элемент которых представлен строкой переменной длины.
При решении практических задач часто приходится иметь дело с различными таблицами данных, математическим эквивалентом которых служат матрицы. Такой способ организации данных, при котором каждый элемент определяется номером строки и номером столбца, на пересечении которых он расположен, называется двумерным массивом или таблицей.
Например, данные о планетах Солнечной системы представлены следующей таблицей:
Таблица 3 - Данные о планетах Солнечной системы
Планета Расст. до Солнца Относ. обьемОтнос. масса
Меркурий 57.9 0.06 0.05
Венера 108.2 0.92 0.81
Земля 149.6 1.00 1.00
Марс 227.9 0.15 0.11
Юпитер 978.3 1345.00 318.40
Сатурн 1429.3 767.00 95.20
Их можно занести в память компьютера, используя понятие двумерного массива. Положение элемента в массиве определяется двумя индексами. Они показывают номер строки и номер столбца. Индексы разделяются запятой. 
При выполнении инженерных и математических расчетов часто используются переменные более чем с двумя индексами. При решении задач на ЭВМ такие переменные представляются как компоненты соответственно трех-, четырехмерных массивов и т.д.
Однако описание массива в виде многомерной структуры делается лишь из соображений удобства программирования как результат стремления наиболее точно воспроизвести в программе объективно существующие связи между элементами данных решаемой задачи. Что же касается образа массива в памяти ЭВМ, то как одномерные, так и многомерные массивы хранятся в виде линейной последовательности своих компонент, и принципиальной разницы между одномерными и многомерными массивами в памяти ЭВМ нет. Однако порядок, в котором запоминаются элементы многомерных массивов, важно себе представлять. В большинстве алгоритмических языков реализуется общее правило, устанавливающее порядок хранения в памяти элементов массивов: элементы многомерных массивов хранятся в памяти в последовательности, соответствующей более частому изменению младших индексов.
Самой распространенной структурой, реализованной практически во всех языках программирования, является массив.
Место темы «Массивы» в школьном курсе информатики
В учебнике по информатике за 10 класс, Угринович Н.Д., профильный уровень, 16 часов отведено теме «Массивы».
Паскаль – язык структурного программирования. Элементы языка и типы данных. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания. Ввод и вывод данных. Структуры алгоритмов. Программирование ветвлений. Программирование циклов. Вспомогательные алгоритмы и программы. Массивы. Типовые задачи обработки массивов. Метод последовательной детализации. Символьный тип данных. Строки символов. Комбинированный тип данных. Рекурсивные подпрограммы. Базовые понятия объектно-ориентированного программирования. Система программирования Delphi. Этапы программирования на Delphi. Программирование метода статистических испытаний. Построение графика функции.
Практикум: Операции, функции, выражения. Структуры алгоритмов и программ. Контрольная работа. Программирование линейных алгоритмов на Паскале. Программирование ветвлений. Отладка программ. Программирование циклов. Контрольная работа. Программирование циклов на Паскале. Разработка программ с использованием подпрограмм. Контрольная работа. Вспомогательные алгоритмы и процедуры. Массивы в языке Паскаль. Самостоятельная работа. Массивы. Типовые задачи обработки массивов. Типовые задачи обработки массивов. Решение задач ЕГЭ. Символьный тип данных. Строковый тип данных. Комбинированный тип данных. Рекурсивные подпрограммы. Создание консольного приложения. Создание оконного приложения. Программирование метода статистических испытаний. Построение графика функции
Учащиеся должны знать/понимать:
логическую символику;
свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции;
тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
основные конструкции языка программирования.
Учащиеся должны уметь:
вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства языка программирования.
Основные термины по разделу: Алгоритм. Вспомогательные алгоритмы. Комбинированный тип данных. Массивы. Метод последовательной детализации. Объектно-ориентированное программирование. Парадигмы программирования. Рекурсивные подпрограммы. Символьный тип данных. Система программирования Delphi. Структурное программирование. Типы данных. Этапы программирования. Язык программирования Паскаль.
В учебнике по информатике за 10 класс, Семакин И.Г., профильный уровень, 10 часов отведено теме «Массивы».
Дискретизация и кодирование (5 час)
Дискретное (цифровое) представление результатов измерений, текстовой, графической, звуковой, видео информации. Цепочки (конечные последовательности символов) и операции над ними. Примеры систем двоичного кодирования различных алфавитов. Сигнал, кодирование, декодирование, сжатие. Скорость передачи информации. Зависимость скорости передачи от используемой полосы частот. Искажение информации при передаче и при сжатии.
Системы, взаимодействие (3 час)
Состояния объекта. Система, компоненты, взаимодействие компонентов. Информационное взаимодействие в системе. Графы, графы переходов, графы взаимодействия.
Управление, обратная связь. (6 час)
Управление в повседневной деятельности человека. Анализ и описание объекта с целью построения схемы управления; системы автоматического управления; задача выбора оптимальной модели управления; математические и компьютерные моделирование систем управления.
Примеры управления в социальных, технических, биологических системах. Команды управления и сигналы датчиков для учебных управляемых устройств, экранных объектов и устройств ИКТ.
Моделирование и проектирование (13 час)
Описания (информационные модели) объектов, процессов и систем, соответствие описания реальности и целям описания. Фотографии, карты, чертежи, схемы, графы, таблицы, графики, формулы как описания. Использование описания (информационной модели) в процессах: общения, практической деятельности, исследования.
Математические модели, их использование для описания объектов и процессов живой и неживой природы и технологии, в том числе – в физике, биологии, экономике.
Связь между непрерывными моделями, их дискретными приближениями и компьютерными реализациями. Машинные представления целых и действительных чисел. Точность вычислений, интервальная арифметика.
Модели информационных процессов в технических, биологических и социальных системах. Моделирование, прогнозирование, проектирование в человеческой деятельности.
Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности. Использование инструментов автоматизированного проектирования.
Логический язык (5 час)
Имена, логические операции, кванторы, правила построения и семантика. Примеры записи утверждений на логическом языке. Логические формулы при поиске в базе данных. Дизъюнктивная нормальная форма. Логические функции. Схемы из функциональных элементов.
Алгоритмический язык (6 час)
Правила построения и выполнения алгоритмов. Разбиение задачи на подзадачи. Использование имен для алгоритмов и объектов. Примеры записи алгоритмов на алгоритмическом языке для графических и числовых исполнителей.
Вычислимые функции (4 час)
Функции, вычисляемые алгоритмами. Полнота формализации понятия вычислимости. Универсальная вычислимая функция. Диагональные доказательства не существования. Индуктивные определения объектов. Задание вычислимой функции системой функциональных уравнений.
Детерминированные игры с полной информацией (4 час)
Деревья. Выигрышная стратегия в игре. Игровая интерпретация логических формул.
Доказательства правильности (4 час)
Соответствие алгоритма заданию (спецификации), инварианты, индуктивные доказательства.
Построение алгоритмов (4 час)
Системы счисления, арифметические операции и перевод; кодирование с исправлением ошибок; генерация псевдослучайных последовательностей. Алгоритмы решения
задач вычислительной математики (приближенные вычисления площади, значения функции, заданной рядом, моделирования процессов, описываемых дифференциальными уравнениями).Переборные алгоритмы. Обход дерева.
Типы данных (10 час)
Основные конструкции. Матрицы (массивы). Работа с числами, матрицами, строками, списками, использование псевдослучайных чисел. Определяемые (абстрактные) типы данных.
Сложность описания объекта (2 час)
Оптимальный способ описания. Алгоритмическое определение случайности.
Анализ учебных программ по информатике на предмет изучения массивов
В связи с тем, что учебных часов, выделенных на изучение темы «массивы» не хватает, школьникам предлагаются элективные курсы. Например, элективный курс «Информатика для любознательных (основы программирования)» Кравченко Е.В.
Календарно-тематическое планирование занятий элективного курса.
«Информатика для любознательных (основы программирования)»
Класс 11
Массивы (13 часов)
1. Одномерные массивы: описание и задание элементов.
2. Заполнение массива вводом значений элементов с клавиатуры. Вывод одномерного массива
3. Одномерные массивы: поиск и замена элементов.
4. Способы сортировки массива.
5. Практикум по решению задач.
6. Нахождение суммы элементов массива.
7. Нахождение суммы элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию.
8. практикум по решению задач.
9. Зачет «Одномерные массивы»
10. Понятие двумерного массива
11. Обработка элементов двумерного массива.
12. Квадратная матрица. Транспонирование.
13. Обобщающий урок по теме «Массивы»
Объектно-ориентированное программирование на VBA (21 час)
1. Основные понятия языка VBA Excel. Структура редактора VBA.
2. Создание макросов.
3. Редактирование макросов.
4. Практическая работа с применением макросов «Годовая температура».
5. Практическая работа «Протяженность границ».
6. Практическая работа «Количество осадков»
7. Практическая работа «Преступление в сфере высоких технологий»
8. Пользовательские формы.
9. Практическая работа «Вычисления»
10. Рисунки в пользовательских формах.
11. Практическая работа «Внедрение рисунка»
12. Стандартные диалоговые окна.
13. Работа с листом и алгоритмические конструкции.
14. Практическая работа «Сравнение чисел»
15. Решение задач «Выбор оборудования»
16. VBA в приложении Word.
17. Практическая работа «Работа в Word»
18. Слова - палиндромы.
19. VBA в приложениях PowerPoint.
20. Практическая работа «Умеешь ли ты считать?»
21. Тест на Визуальный Интеллект.
Методические аспекты изучения массивов средствами Visual Basic
При изучении этой темы делаются акценты на два основных приема программирования:
1) создание программных модулей с использованием общепринятых алгоритмических конструкций и типов данных – массивов, файлов и т.д , тем более, что объекты – страницы в книге идентифицируются как элементы массива, а, матрица ячеек страницы наглядно позволяет обрабатывать ее;
2) использование операторов, функций, констант, присущих только конкретному приложению со встроенным языком программирования, а именно электронной таблице MS Excel. При этом методе программный код аналогичен коду, автоматически программируемому макросу, записывающему действия пользователя при обработке выделенного объекта
При подборе практических заданий учитывалось, что к моменту изучения данного раздела студенты знакомы с такими языками программирования как Pascal, Delphi и Visual Basic, сформированы знания и умения самостоятельного программирования, поэтому основное внимание уделяется: формированию технического задания, отладке алгоритма на языке программирования, тестированию и модификации программного кода.
Схема формирования учебных заданий представляет собой набор задач с последовательно достигаемыми учебными целями:
1. Формирование макросов по вводу значений и формул, выделению, копированию и форматированию ячеек. Цель - знакомство с программным кодом макроса, в котором следует проанализировать назначение операторов, функций, констант по произведенным действиям пользователя. Подобный прием построения макроса позволяет в дальнейшем использовать его для получения интегрированной справки по программированию в VBA вторым, указанным выше методом.
2. Установка элементов управления на страницы и запись несложного программного кода (перемещения по листам, вставка констант и формул в ячейки, обработка матриц). Цель этого задания – познакомиться с синтаксисом программного кода и интерфейсом инструментальной среды.
3. Автоматизация подготовки электронных документов с использованием элементов управления формы, связываемых с информационными справочными таблицами и результирующими ячейками табличного процессора, в которые вводятся данные из элементов управления. Здесь студенты знакомятся с аппаратом связывания интерфейсных объектов и ячеек в табличном процессоре.
4. Создание приложения с использованием форм и необходимых элементов управления. В проекте используются модули форм и базовые модули, в основном, для описания переменных. Программный код модулей форм обрабатывает ячейки и страницы, как элементы массива. Кроме этого, используется код, описывающий соответствующие действия пользователя, работающего с таблицей. Цель этого задания – показать процесс проектирования приложения на VBA в табличном процессоре MS Excel.
Все задания профессионально направлены на будущую педагогическую деятельность.
Методические рекомендации по изучению массивов с применение среды Visual Basic
Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке (репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте практические задания к уроку с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением программ. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы по установленным вами критериям. Учащиеся должны уметь: вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний; строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства языка программирования VB.
 Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).
Перед объяснением нового материала предложите учащимся привести примеры преобразований, которые приходится выполнять над множеством однотипных данных: преобразовывать единицы измерения, масштабы и координаты, температуры, градусные и радианные меры углов, валюты разных стран и т. п. Поставьте перед ними проблему: как упростить решение подобных задач. Подведите учащихся к выводу, что эту проблему можно решить путём хранения данных в массивах.
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы).
Изучение нового материала постройте на рассмотрении примеров, которые иллюстрируют простейшие преобразования элементов массивов. С целью экономии времени на механическую работу по вводу данных исходные массивы целесообразно задавать в шаблонах. Можно провести пошаговый анализ. В качестве примера можно рассмотреть задачу:
Урок 2-3 по теме «Объектно-ориентированное программирование» Заполнение массива разными способами.
Цель урока: показать разные способы заполнения массива; повторить поиск и вычисления в массиве.
Минимальный графический интерфейс:

Элементы на форме дополняются в зависимости от задания.
Программный код для заполнения массивов приведен в Приложении 1.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучаемых по изучению массивов с применением среды Visual Basic
На уроках информатики должны рассматриваться такие задачи на массивы, как: поиск максимального/минимального элемента массива, вычисление суммы и произведения элементов массива, подсчет количества элементов, вычисление среднего арифметического и среднего геометрического элементов массива, поиск первого элемента массива, поиск последнего элемента массива, замена одного элемента массива, замена всех элементов массива, перестановка местами двух элементов массива, формирование нового массива из некоторых элементов исходного массива, проверка совпадения всех элементов массива, проверка упорядоченности всех элементов массива, сортировка массива методом «пузырька», линейная сортировка массива (сортировка методом поиска минимума). Но из-за нехватки учебного времени часть задач не рассматривается, поэтому их оставляют для самостоятельного изучения.
Например, задача на сортировку массива методом «пузырька».
Метод «пузырька» предлагает сравнивать каждый элемент с соседним. Если два элемента стоят неправильно, нарушая условие сортировки, то их меняют местами. Процесс перестановки продолжается до тех пор, пока все элементы не окажутся на своих местах. Тогда для всех пар элементов массива будет выполняться условие упорядоченности, и массив будет отсортирован.
Задача 1. Дан целочисленный массив. Количество элементов и их значения вводятся с клавиатуры. Отсортировать элементы массива по возрастанию методом «пузырька». Массив до и после преобразования вывести в окно списка.
Dim a() As Integer
Dim n, i As Integer
Dim sort As Boolean
Dim z As Integer
lstA.Items.Clear()Do
n = Val(InputBox("Введите количество элементов"))
Loop Until n > 0
n -= 1
ReDim a(n)
For i = 0 To n
a(i) = Val(InputBox("Введите " + Str(i) + _ "n-й элемент массива"))
Next
lstA.Items.Add("Исходный массив")
lstA.Items.Add("Номер" + vbTab + "Значение")
For i = 0 To n
lstA.Items.Add(Str(i) + vbTab + Str(a(i)))
Next
Do
sort = True
For i = 0 To n - 1
If a(i) > a(i + 1) Then
z = a(i)
a(i) = a(i + 1)
a(i + 1) = z
sort = False
End If
Next
Loop Until sort
lstA.Items.Add("-------------------------------")
lstA.Items.Add("Массив после сортировки")
For i = 0 To n
lstA.Items.Add(Str(i) + vbTab + Str(a(i)))
NextЗадача 2. Дан целочисленный массив [17, 93, 2, 20, 56]. Отсортировать элементы массива по возрастанию методом «пузырька». Массив до и после преобразования вывести в окно списка.
Задача 3. Дан целочисленный массив [6, 16, 15, 85]. Отсортировать элементы массива по возрастанию методом «пузырька». Массив до и после преобразования вывести в окно списка.
Задача 4. Дан целочисленный массив [365, 10, 21, 5, 100, 8]. Отсортировать элементы массива по возрастанию методом «пузырька». Массив до и после преобразования вывести в окно списка.
Дополнительный материал по данной теме учащиеся могут брать из учебников: «Исследование информационных моделей. Элективный курс: Учебное пособие»  Угринович Н.Д., «Основы программирования» И. Г. Семакин, А. П. Шестаков.

Заключение
В своей работе я оценила роль и место массивов в программировании и в школьном курсе. Я считаю, что такой важной теме, как «массивы», нужно выделять больше часов на изучение, ведь она потребуется не только в школе. Сейчас разработано множество элективных курсов по программированию в среде Visual Baisic и конкретно по работе с массивами. По моему мнению лучшие курсы разработаны Угриновичем Н. Д. и Семакиным И. Г. В своей работе я рассмотрела методики по изучению массивов с применением среды VB, предложила задачи для самостоятельного рассмотрения.
Список использованных источников:
Информатика в школе: приложение к журналу "Информатика и образование". № 1 - 2007. - М.: Образование и Информатика, 2007. - 112 с.: ил.
Культин Н.Б., Visual Basic. Освой на примерах. – СПб: БХВ-Петербург, 2004. – 288 с.
Основы Visual Basic школьникам Сетевые уроки преподавателя МОУ "Куракинская СОШ" Шакурова З. З.
Вильям Дж. Орвис. Visual Basic for Application на примерах: пер.с англ. – М.Бином-2001 г.512 с
Пятифан. Создание графического редактора в среде Visual Basic [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://5fan.ru/wievjob.php?id=7166
Издательство БИНОМ. Электронные приложения[Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.lbz.ru/
Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 1,2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Программирование на Visual Basic 6.0, С.В. Глушаков, А.С. Сурядный, Москва 2005.
Visual Basic 6.0, серия таблиц-плакатов, Рекомендовано министерством образования РК
Компьютерные технологии обработки информации. Под ред. С.В. Назарова – М.: Финансы и статистика, 1995.
Жигарев А.Н. Основы компьютерной грамоты – Л. Машиностроение. Ленинг. отд-ие, 1987 г. – 255 с.
Кузнецов Е.Ю., Осман В.М. Персональные компьютеры и программируемые микрокалькуляторы: Учеб. пособие для ВТУЗов – М.: Высш. шк. -1991 г. 160 с