Конспект урока по русскому языку 5 класс Простые и сложные предложения

Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования





Конспект урока - проблемного диалога
«Простые и сложные предложения» (5 класс)
(по программе Р.Н.Бунеева)


Работу выполнили:
Горина В.В., МБОУ «Сидорская сош»,
Леонова В. И., МБОУ «Сидорская сош»,
Цыбизова И.М., МОУ «Нижнедобринская СОШ»,
Василенко Н. В., МБОУ гимназия г. Урюпинск,
Беляева Т. И. , МБОУ «Отрадненская сош»








Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты:
- отличать простые предложения от сложных, выделять в них грамматические основы;
- характеризовать предложения по количеству грамматических основ, определять средства связи в сложном предложении;
- находить сложные предложения в тексте, расставлять знаки препинания в сложных предложениях;
- строить схемы сложных предложений, составлять предложения по схемам.
Метапредметные результаты:
- владеть различными видами монолога и диалога;
-доказательно отвечать на вопросы учителя;
- создавать письменное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей и целью.
Личностные результаты:
- стремиться к речевому самосовершенствованию;
- оценивать собственную речь с точки зрения соблюдения норм общения и речевого поведения;
- уметь самостоятельно мотивировать предметную деятельность;
- быть способным к рефлексии .








1 этап урока: открытие новых знаний
Основное средство – модель «чистой» («слепой») таблицы, которая будет заполняться поэтапно в процессе эвристической беседы. Модель таблицы вычерчивается на доске до начала урока.





Данный этап целесообразно начать с создания проблемной ситуации.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Восход солнца радует меня.
Когда встает солнце, я невольно улыбаюсь от радости.
Ответьте на вопрос: в чем сходство и различие данных предложений?
Сходство: одинаковая информация
Различие: первое предложение – простое, второе – сложное.

Сформулируйте, чем простое предложение отличается от сложного?
В простом – одна грамматическая основа; в сложном – две и более.

Запишите в верхней части схемы предложение, а ниже – простое и сложное











Как вы думаете, почему под сложным предложением остались пустые ячейки?
Сложные предложения делятся на две группы

А теперь выясним, на какие группы делятся сложные предложения. Сравните, например, такие схемы:

,

, и
В первой схеме нет союза, а во второй – союз и

Как называются такие предложения?
Союзные и бессоюзные

Правильно, вы уже сами разделили сложные предложения на союзные и бессоюзные. Заполните нужные ячейки в таблице



















Подумайте, по какому признаку должны быть заполнены эти две ячейки? Посмотрите, как связаны

слова снег и лед? Докажите это. А

как связаны слова ледяной дождь?
В первом примере слова равноправные, они связаны союзом и, т.е. сочинительной связью.
Во втором примере одно слово подчиняется другому, следовательно, это подчинительная связь.

Вы догадались, как будут называться виды сложных предложений, части которых связаны сочинительной и подчинительной связью?
ССП
СПП

А теперь докажите, что части ССП равноправные, а СПП – неравноправные.
Возьмем такие предложения:
Наступила осень, и птицы улетели в теплые края.
Когда наступила осень, птицы улетели в теплые края.
В первом случае простые предложения могут быть самостоятельными:
1 Наступила осень.
2 Птицы улетели в теплые края.
Во втором примере мы не можем поставить точку между предложениями. Нарушается смысл. Одна часть предложения не может существовать без другой, она зависит от другой, подчиняется ей. Значит, есть предложение главное и есть – зависимое.

Заполним таблицу.

















Схема почти заполнена. Ответьте на вопрос: чем еще, кроме интонации, связываются части сложного предложения?

[ ], а [ ] [ ], (когда )
[ ],но[ ] [ ], (чтобы )
[ ], и [ ] (Когда ), [ ]

[ ], [ ]


ССП – интонация, союзы : и, а, но
СПП – интонация, союзы: когда, чтобы, когда
БП – интонация, смысл

Вы сами составили структурную схему простого и сложного предложения. Думаю, это для вас оказалось несложной задачей.



















2 этап: развиваем умения
Упражнение №1
Прочитайте предложения.
Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль л..тит повисли перлы дождевые
С горы б..жит поток пр..ворный в лесу (не)молкнет птичий гам
Еще в полях б..леет снег а воды уж весной шумят.
Когда налетел ветер пламя к..стра затр..петало.
Вдруг неба вспыхн..т полоса и быстро выступ..т из мрака поля и дальние леса.
Запишите сначала союзные, а затем – БСП. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, союзы заключите в овал.
Еще в полях белеет снег, а воды

уж весной шумят.
Когда налетел ветер, пламя костра затрепетало.

Вдруг неба вспыхнет полоса, и быстро выступят из мрака поля и дальние леса.
2. Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые

С горы бежит поток проворный, в

лесу не молкнет птичий гам


Устно распределите сложные союзные предложения на ССП и СПП. При ответе опирайтесь на таблицу, например:
Предложение ССП, так как
А предложение СПП, так как
Учащиеся группируют предложения , доказывают их принадлежность к ССП или СПП.

Начертите схему предложения №5. Какую функцию выполняет союз и в данном предложении?
[ ], и [О и О]
Союз и связывает части сложного предложения и однородные члены предложения.


Упражнение №2
Постройте сложные предложения из двух простых, связав второе предложение с первым союзами и, а, когда, но.
Запишите получившиеся предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Ребята с..брались в поход.
Дожди пом..шали.
Ребята с..брались в поход.
Дожди им (не)пом..шали.
В п..лях снег тает. В лесу он еще лежит нетронутый.
В полях снег растаял. В лесу он нач..л уже оседать.
Со(?)нце уже спряталось за в..рхушки д..ревьев. Было все еще св..тло.
Со(?)нце еще (не)подн..лось. Восток уже посв..тлел, за..лел.

Ребята собрались в поход, но
дожди помешали.
Когда ребята собрались в поход, дожди им не помешали.
В полях снег тает, а в лесу он еще лежит нетронутый.
Когда в полях снег растаял. в лесу он начал оседать.
Солнце уже спряталось за верхушки деревьев, но все еще было светло.
Солнце еще не поднялось, а восток уже посветлел, заалел.



Упражнение №3
Рассмотрите схемы. Определите, какие из них относятся к простым, а какие - к сложным предложениям.

[ ]?
[ ], и [ ]
[ ] , (когда )
[ ] , [ ]
[ ] !

Домашнее задание.
Сочинение – миниатюра.
Напишите небольшое сочинение на тему «Я смотрю в окно». Используйте в нем предложения, соответствующие данным схемам
А) простое, вопросительное
Б) ССП
В) СПП
Г) БСП
Д) простое, восклицательное




Посмотрим в окно?
За окном идет первый снег, и вокруг все преображается. Дети радуются, когда снежинки кружатся веселым хороводом в воздухе. Мальчишки играют в снежки, девчонки лепят снежную бабу.
Как много радости приносит первый снег!











Сложное

Союзное

Предложение

Простое

Сложное

Бессоюзное

?

?

Предложение

Простое







предложение

простое

сложное

союзное

бессоюзное

ССП

СПП

Части равноправные

Части неравноправные

главное

придаточное


Интонация
?

Интонация
?

Интонация
?

Предложение

простое

Сложное

Союзное

Бессоюзное

ССП

СПП

Части равноправны

Части неравноправны

главное

придаточное















придато

Интонация
Союзы: и, а, но

Интонация
Союзы: что, чтобы, когда

Интонация
смысл

?

?

?

?



15