Конспект урока по русскому языку на тему Простые и сложные предложения


Открытый урок
по русскому языку
в 5 классе
Кравцова О.С.
Самара, 2014
Тема: Простые и сложные предложения
Цели урока: формировать умения отличать простые предложения от сложных, строить схемы предложений.
Задачи: Выявить признаки простого и сложного предложения; определять границы частей в сложном предложении; научить читать схемы простых и сложных предложений; составлять предложения по указанным схемам; воспитывать интерес к уроку.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Оборудование: учебник для 5 класса, интерактивная доска, алгоритм, раздаточный материал.
Ход урока.
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. На нём присутствуют гости, поприветствуем их. Садитесь, пожалуйста, на свои места.
- Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите число, «классная работа». Проверьте написанное.
Актуализация знаний
- Ребята, предлагаю вам провести небольшой лингвистический эксперимент. - На доске записаны предложения. Прочтите их про себя. (Затем один читает вслух).
В ярком золоте день утопает.
Ручьи по оврагам шумят.
- Ребята, как вы думаете какие это предложения простые или сложные?
Ученики отвечают.
- Простые.
- А как вы догадались, что это предложения простые?
Ученики отвечают.
- Каждое из этих предложений состоит из одной грамматической основы.
- Правильно.
- А теперь попробуйте составить новые предложения, за основу взяв предыдущие предложения, и запишите их.
- Какие предложения у вас получились?
Ученики отвечают.
- Предложения получились сложные.
- Ребята, а что нужно сделать, чтобы отличить простое предложение от сложного?
Ученики говорят.
- Найти грамматическую основу.
- Как вы думаете, над какой проблемой мы сегодня будем работать?
Ученики говорят.
- Проблема урока как отличить простые предложения от сложных.
-Верно.
III. Изучение нового материала.
- Ребята, сейчас мы с вами построим алгоритм, к которому будем обращаться в течение урока.
- И так, мы решили, что, предложения, которые имеют одну грамматическую основу, называются…
Ученики говорят.
- Простые.
Учитель вывешивает табличку со словом «простые».
- Предложения, которые имеют две или более грамматических основ, называются ….
Ученики говорят.
- Сложные.
Учитель вывешивает табличку со словом «сложные».
Закрепление новой темы.
- Ребята, выполним задание № 1 по карточкам.
Укажите простые предложения (знаки препинания не расставлены). Подчеркните грамматическую основу предложения. Составьте схему выделенного предложения. (Один ученик выходит к доске, остальные работают в тетради).1. Я люблю горы и долины*. 2. Исчезают последние клочки снега и на свет выходят зелёные листики. 3. Ветер дует и шуршит листвою. 4. Утром шёл дождь но уже через час трава высохла.
- Ребята, как вы думаете, что означает слово долина. (Ученики работают с толковым словарём).
Физминунка.
Ученики на слух определяют предложения. Если предложение простое, то ученики встают, поднимают руки вверх и разводят их в стороны. Если же предложение сложное, то ученики встают, поднимают руки вверх и приседают.
1.Дует ветер, и листва шуршит. 2. Птенцы выросли и улетели. 3.Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. 4.Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.5. Метель не утихла, небо не прояснилось.
- Молодцы!
Ребята, приступим к выполнению второго задания. (Работа в парах). Укажите сложные предложения (знаки препинания не расставлены). Подчеркните грамматическую основу. Составьте схему выделенного предложения. 1. Мы собирали грибы и неожиданно вышли на просеку*. 2. Осенние листья темнеют и теряют свои яркие краски. 3.На берегу стоит бобровая хатка и напоминает она стог сена. 4. В лугах печально кричали ночные птицы белая звезда переливалась над рекою.
- Ребята, как вы думаете, что означает слово просека. (Ученики работают с толковым словарём).
- Молодцы!
IV. Подведение итогов.
- Ребята, сегодня на уроке перед нами стояла проблема. Какая проблема?
- Как отличить простое предложение от сложного?
Как мы её решили?
- Необходимо найти грамматическую основу предложения.
V. Дом. задание.Выучить правила, упр. 185.
VI. Выставление оценок.