Конспект урока по русскому языку на тему Простые и сложные предложения (4 класс)


Конспект урока по русскому языку на тему «Просты и сложные предложения», 4 класс, образовательная программа «Перспектива». Васильева Алена Николаевна
Цель: закрепление знаний учащихся об основных признаках простых предложений с однородными членами и сложных предложениях и оформлении их на письме.
Задачи:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
развивать умение учащихся различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения и пунктуационно правильно оформлять их на письме;
формировать орфографическую зоркость;
обучать работать с различными источниками информации .
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.
Предварительная работа: деление учащихся на группы
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Словарная работа.
Отгадайте слово по лексическому значению.
«Чувство нравственной ответственности за свое поведение, оценка своих поступков. Чувство, которое не дает нам совершать плохие поступки.» (Совесть)
Запишите слово в тетрадь, подчеркните орфограммы, сделайте транскрипцию слова.
Подберите и запишите однокоренные слова.
- Совестно, совестливый, бессовестный, совестить.
Назовите способы образования слов.
- Суффиксальный, приставочно-суффиксальный.
Работа со словосочетаниями. Работа в группе.
– Ребята, на листе №1 даны предложения и словосочетания, которые необходимо соотнести по смыслу. Определить в каком падеже слово «совесть».
1) Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
2) Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
3) Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
4) Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной совестью.) Ведь не случайно говорят: “Счастлив тот, у кого совесть спокойна”.
5) Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).
– О человеке, который так поступает в народе создано немало пословиц. Какие?
(У него совесть дырявое решето. Волосом сед, а совести нет).
– А как люди возмущаются неблаговидным поступком?
(И как только у него совести хватило! Ни стыда, ни совести!...)
6) Когда человек не выполнил того, что обязан был сделать, или поступил не так как следовало поступить, то говорят...
Работа с предложением.
- Запишите пословицу «Совесть грызет без зубов».
-Чем является слово «грызет»? ( Олицетворением)
-Выполните синтаксический разбор предложения. Составьте схему предложения.

Работа по теме урока.
На доске схемы.[---- ===],[---- ===]. .[---- ==, == ,== ].
-Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
-Назовите цель нашего урока.
-Да, мы продолжим работу над умением различать простые и сложные предложения.
Работа с текстом.
Самостоятельное чтение текста «Совесть» по А. Гайдару.
Совесть
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Она положила пакет с завтраком и связку книг под куст, побежала догонять красивую бабочку, наткнулась на малыша. Он смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
В руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, и Нина решила над ним подшутить.
- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что она взяла его за руку и повела через рощу.
А связка книг и завтрак так и остались лежать под кустом, Нина не смогла поднять их перед малышом. Ей было стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
- Определите тему текста. В каком предложении заключена главная мысль текста.
- Выразите главную мысль пословицей. (В ком стыд, в том и совесть. Есть слезы - есть и совесть. Совесть без зубов грызет.)
Работа с предложениями .
а) - Прочитайте 1 предложение.
- Лексическое значение слова «алгебра».
- Выполните синтаксический разбор предложения. Самостоятельная работа в тетради.
Взаимопроверка.
- Как определить простое предложение или сложное?
- Какое предложение по цели высказывания? Найдите в тексте другие по цели высказывания предложения.
- Какое предложение по интонации? Найдите в тексте другие по интонации предложения.
б) – Найдите в тексте предложения №9 и №10.
- Что общего у этих предложений?
- Замените эти два простых предложения сложным. Запишите. Составьте схему полученного предложения. Проверка работы консультантами.
в) Выпишите из текста номера всех сложных предложений. Работа в группе.
Самопроверка по эталону.
Проверочная работа .
Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Как отличить простое предложение с однородными членами от сложного предложения.
Домашнее задание. Составить и записать два простых предложения с однородными членами и два сложных предложения.
Материал для проверочной работы.
1 вариант
а) Продолжите предложение так, чтобы получилось простое предложение с однородными членами.
На опушке леса пестрели колокольчики и _________________________ .
б) Продолжите предложение так, чтобы получилось сложное предложение.
На опушке леса пестрели колокольчики и _________________________ _____________________________________________________________.
Придумайте и запишите сложное предложение, состоящее из трёх сложных.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 вариант
1. Прочитайте. Выпишите сложные предложения, составьте схемы этих предложений.
Наступил сентябрь. Стоят ясные деньки. На берёзах красуются жёлтые листья, на полянах краснеет рябина. Листья клёна разрумянились, ели стоят зелёными. А сколько разных грибов появилось в лесу!
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Замените сложное предложение простыми.
Идёт мелкий дождь, мокрая листва не шуршит под ногами.